|
Константин МАРИКУЦА
Арт-Лоджик
Заместитель директора по развитию |
«ГАРТ диджитал»: Константин, мы
много внимания уделяем различным способам растрирования. Интересно
поговорить о допечатной подготовке для флексографии. Ходят легенды,
что это безумно сложно, и разбираются в ней считанные специалисты.
К. М.: Десять лет назад ситуация была именно такой. Изначально
проблемы были в том, что люди, приходившие во флексографию, мыслили «офсетными»
понятиями, они привыкли печатать по белым материалам и предполагали,
что кривая растискивания во флексографской печати похожа на офсетную.
На это накладывалось отсутствие возможности зональной регулировки
подачи краски, которая позволяет при офсетной печати в некоторых
случаях исправить ошибки допечатной подготовки. То есть поначалу все
шло достаточно сложно…
«ГАРТ диджитал»: Надо было ведь и уметь печатать?
К. М.: Да, неопытный печатник мог выставить слишком большое давление
между формным и печатным цилиндрами, и градационные характеристики
изображения тут же изменялись. Необходимо правильно выставить давление
еще и между формным и анилоксовым цилиндрами для оптимального
краскопереноса.
Все делалось вручную. У меня даже есть шуточная версия,
почему раньше самыми распространенными были флексографские машины не
шире 120 см. Просто у нормального человека такой размах рук. Ведь надо
было, оперируя левым и правым микрометрическими винтами, выставить
равномерное давление между формным и анилоксовым цилиндрами. И это
должен был делать один человек. Вот так работали и продолжают работать.
На современных машинах эти процессы, конечно, автоматизированы, но
тогда это был трудоемкий процесс.
Причем все типографии с самого
начала пытались печатать сюжеты с достаточно высокой линиатурой. На
широкорулонных машинах - 100–120 lpi. При такой линиатуре от того, что
печатник «передавил», растровая точка из 2% могла превратиться в 10 и
даже 15%. Это поначалу повергало в шок.
«ГАРТ диджитал»: А как сегодня делается допечатная подготовка для
флексографии?
К. М.: Сегодня она существенно лучше, есть достаточно много нормальных
специалистов. Правда, технологов, которые глубоко знают весь
производственный процесс, и сегодня немного. Они, как правило,
работают у ведущих производителей самоклеящихся этикеток и гибкой
упаковки.
Была еще одна проблема, относящаяся к допечатной подготовке
- обучение дизайнеров. Они должны были освоить дополнительные
возможности при печати на металлизированных и прозрачных материалах.
Ведь белую краску можно класть выборочно, мы называем ее «рисующей
белой» - когда в ней есть «дырки» и растровые элементы. Тем самым
обеспечиваются дополнительные визуальные эффекты.
«ГАРТ диджитал»: Где Вы набирались опыта?
К. М.: Первым флексографским производством, где я работал, был «Московский
картонажно-полиграфический комбинат» (МКПК). Там и пришлось решать
проблемы допечатной подготовки.
Для начала перечитал всю имевшуюся
литературу по воспроизведению полутонов, разобрался со шкалами для
контроля офсетных печатных процессов, понял, какой тестовый элемент
что контролирует и нужен ли он для контроля флексографской печати, а
если нужен, то с каким разрешением должен использоваться. Микроскоп,
многофакторный анализ... Сам вставал за печатную машину и
экспериментировал.
Оказалось, что спектральные кривые поглощения для
флексографских красок отличаются от офсетных с изменением толщины слоя
краски. Есть еще проблемные материалы, например, «жемчужный»
полипропилен. При печати на нем также изменяются спектральные
характеристики красок. Хорошо еще, что производители измерительных
приборов наконец-то занялись этими проблемами. Появились инструменты,
нормально измеряющие оттиски на таких материалах.
Из-за изменения
спектральных характеристик красок нельзя использовать стандартные
алгоритмыцветоделения в Photoshop, а средств, чтобы вмешаться в
процедуру классического цветоделения, в этой программе нет. Приходится
идти путем построения ICC-профилей. Экспериментировать с ними, делать
цифровую цветопробу или пробный тираж. Требуется несколько итераций,
после которых получается нормальный результат.
«ГАРТ диджитал»: Что такое «нормальный результат»?
К. М.: Сегодня в хорошей типографии есть собственные атласы со шкалами
цветового охвата, отпечатанными на различных материалах. Есть профили
для преобразования изображений. Это результаты кропотливой работы,
которую нужно проводить по правильной методике.
«ГАРТ диджитал»: Но растрирование классическое?
К. М.: Да. Долго велись исследования по поводу формы точек. В
результате используется либо круглая, либо евклидова. Сегодня
нормальные машины имеют стабильные системы проводки полотна. Оно не «гуляет»,
все давно используют анилоксовые валы с шестигранными ячейками и углом
60о. В допечатной подготовке в большинстве случаев используются
обычные офсетные углы поворота растра.
«ГАРТ диджитал»: Видимо, выросли линиатуры?
К. М.: Да, конечно. 150–175 lpi - обычная линиатура даже для
широкорулонных машин. Производители самоклеящихся этикеток используют
более высокие линиатуры. Одна из ведущих типографий, например,
начинает печатать с линиатурой 205 lpi, и при этом воспроизводятся
полутона 1–99%. Воспроизведение получается достаточно устойчивым.
Особенно при использовании системы цифрового экспонирования пластин (CTFP).
Производители таких устройств соревнуются между собой в предоставлении
дополнительных сервисов и использовании новых технологий. Например, на
поверхности печатного элемента формы создается дополнительный
микрорастр для улучшения краскопередачи.
«ГАРТ диджитал»: А стохастическое растрирование во флексографии пока
не применяется?
К. М.: С ним экспериментируют, а вот некоторые гибридные растры
используются активно.
«ГАРТ диджитал»: Для стохастики необходимы еще и высоколиниатурные
анилоксовые валы?
К. М.: Это не проблема. Они есть во многих типографиях.
«ГАРТ диджитал»: Константин, сегодня Вы работаете в репроцентре,
занимающемся производством флексографских форм. Если все так сложно с
допечатной подготовкой, как же тогда работают такие центры?
К. М.: Я бы не стал говорить, что все очень-очень сложно. Конечно,
есть весомая доля шаманства в получении правильного цвета. Но если
говоритьо правильном воспроизведении градаций, то это уже не шаманство,
а методика.
Когда в репроцентр приходит новый заказчик, для него
готовится специальная тестовая форма. Печатается пробный тираж, и по
результатам измерения оттисков специалисты репроцентра получают всю
необходимую информацию. Ее необходимо интерпретировать,
скорректировать кривые в растровом процессоре, и можно начинать
работать с новым клиентом. Но зачастую не требуется даже этого. Просто
необходима информация о том, на каком оборудовании и материалах
работает типография.
«ГАРТ диджитал»: У вас цифровые системы экспонирования форм?
К. М.: Да, у нас две системы CTFP. На Западе многие даже крупнейшие
флексографские производства принципиально не имеют своего допечатного
оборудования. Работают с репроцентрами. В России - тоже, и крупные
европейские репроцентры активно пытаются выйти на российский рынок. Но
у нас пока еще многие типографии приобретают комплекты оборудования
для аналогового производства форм. Хотят иметь полный цикл
производства у себя. Сегодня это уже тактическая ошибка.
«ГАРТ диджитал»: Константин, Вы давний активный участник конференции
на сайте нашего издательства flexoplus.ru.Много возникает вопросов по
допечатной подготовке?
К. М.: Да, такие вопросы есть. Наиболее активно обсуждалась тема
приобретения оборудования для цифрового экспонирования фотополимерных
пластин. А скоро, видимо, станут актуальными и другие темы - те же
технологии цифровой печати окажут большое влияние на этот рынок.
Флексо и глубокая печать не исчезнут, но будут использоваться только
для длинных тиражей.
«ГАРТ диджитал»: Надо все-таки говорить о перспективах цифровой печати
в конкретных сегментах продукции. В сегменте самоклеящихся этикеток
сегодня неплохие перспективы у машин HP Indigo. Для гибкой упаковки
более интересны, видимо, технологии струйной печати, например, фирмы
Agfa (dotrix). Но говорить о том, что они, скажем, через пять лет
будут установлены на каждом флексографском производстве все-таки рано?
К. М.: Возможно, появятся другие системы цифровой печати, но так
произойдет обязательно. Вот о чем я говорю. Конечно, 100% упаковки не
будет печататься «цифрой», но ее доля будет расти.
Сегодняшние игроки
- первопроходцы. Я не исключаю, что появятся новые продукты и новые
производители. В конце 60-х гг. с появлением монометаллических
офсетных пластин и экспансией офсетной печати все предполагали, что
высокая и глубокая умрут. Высокая действительно практически умерла, за
исключением узкорулонных машин для печати самоклеящихся этикеток. А
что касается глубокой, то сегодня она никуда не исчезла, а просто
несколько видоизменилась. Возможно, технологии цифровой печати тоже
изменятся через несколько лет так, чтобы стать более подходящими для
печати упаковки.
«ГАРТ диджитал»: Константин, Вы по совместительству еще и руководите
проектом «Формула Флексо». Каковы результаты работы?
К. М.: Да, это совместный проект с издательством «Курсив». Мы провели
во второй половине 2005 г. четыре семинара, посвященных допечатным
технологиям во флексографии. В первом полугодии 2006 г. пройдут еще
три семинара. Пользуясь случаем, приглашаю читателей ., в них
поучаствовать.
«ГАРТ диджитал»: На кого рассчитаны эти семинары?
К. М.: На специалистов, которые занимаются производством упаковки.
Если говорить о допечатной подготовке, то на этих семинарах
объяснялось, почему нельзя «пропустить пункты три и пять» при отладке
технологического процесса. Есть предприятия, которые хотят сэкономить
и сделать один тестовый прогон на печатной машине, чтобы сразу
измерить растискивание и построить шкалы цветового охвата. Это
элементарная ошибка, сначала необходимо отпечатать простой тест, чтобы
разобраться с растискиванием, а потом уже с коррекцией на
растискивание отпечатать шкалы цветового охвата для построения
профилей. Многие эту ошибку делают, а профиль при неправильном подходе
получается ущербным, таким же окажется и качество продукции...