НОМЕР 1, 2006

Обложка текущего номера

 

 

 

 

 

Реклама

 









Константин МАРИКУЦА
Арт-Лоджик
Заместитель директора по развитию

«ГАРТ диджитал»: Константин, мы много внимания уделяем различным способам растрирования. Интересно поговорить о допечатной подготовке для флексографии. Ходят легенды, что это безумно сложно, и разбираются в ней считанные специалисты.

К. М.: Десять лет назад ситуация была именно такой. Изначально проблемы были в том, что люди, приходившие во флексографию, мыслили «офсетными» понятиями, они привыкли печатать по белым материалам и предполагали, что кривая растискивания во флексографской печати похожа на офсетную. На это накладывалось отсутствие возможности зональной регулировки подачи краски, которая позволяет при офсетной печати в некоторых случаях исправить ошибки допечатной подготовки. То есть поначалу все шло достаточно сложно…

«ГАРТ диджитал»: Надо было ведь и уметь печатать?

К. М.: Да, неопытный печатник мог выставить слишком большое давление между формным и печатным цилиндрами, и градационные характеристики изображения тут же изменялись. Необходимо правильно выставить давление еще и между формным и анилоксовым цилиндрами для оптимального краскопереноса.

Все делалось вручную. У меня даже есть шуточная версия, почему раньше самыми распространенными были флексографские машины не шире 120 см. Просто у нормального человека такой размах рук. Ведь надо было, оперируя левым и правым микрометрическими винтами, выставить равномерное давление между формным и анилоксовым цилиндрами. И это должен был делать один человек. Вот так работали и продолжают работать. На современных машинах эти процессы, конечно, автоматизированы, но тогда это был трудоемкий процесс.

Причем все типографии с самого начала пытались печатать сюжеты с достаточно высокой линиатурой. На широкорулонных машинах - 100–120 lpi. При такой линиатуре от того, что печатник «передавил», растровая точка из 2% могла превратиться в 10 и даже 15%. Это поначалу повергало в шок.

«ГАРТ диджитал»: А как сегодня делается допечатная подготовка для флексографии?

К. М.: Сегодня она существенно лучше, есть достаточно много нормальных специалистов. Правда, технологов, которые глубоко знают весь производственный процесс, и сегодня немного. Они, как правило, работают у ведущих производителей самоклеящихся этикеток и гибкой упаковки.

Была еще одна проблема, относящаяся к допечатной подготовке - обучение дизайнеров. Они должны были освоить дополнительные возможности при печати на металлизированных и прозрачных материалах. Ведь белую краску можно класть выборочно, мы называем ее «рисующей белой» - когда в ней есть «дырки» и растровые элементы. Тем самым обеспечиваются дополнительные визуальные эффекты.

«ГАРТ диджитал»: Где Вы набирались опыта?

К. М.: Первым флексографским производством, где я работал, был «Московский картонажно-полиграфический комбинат» (МКПК). Там и пришлось решать проблемы допечатной подготовки.

Для начала перечитал всю имевшуюся литературу по воспроизведению полутонов, разобрался со шкалами для контроля офсетных печатных процессов, понял, какой тестовый элемент что контролирует и нужен ли он для контроля флексографской печати, а если нужен, то с каким разрешением должен использоваться. Микроскоп, многофакторный анализ... Сам вставал за печатную машину и экспериментировал.

Оказалось, что спектральные кривые поглощения для флексографских красок отличаются от офсетных с изменением толщины слоя краски. Есть еще проблемные материалы, например, «жемчужный» полипропилен. При печати на нем также изменяются спектральные характеристики красок. Хорошо еще, что производители измерительных приборов наконец-то занялись этими проблемами. Появились инструменты, нормально измеряющие оттиски на таких материалах.

Из-за изменения спектральных характеристик красок нельзя использовать стандартные алгоритмыцветоделения в Photoshop, а средств, чтобы вмешаться в процедуру классического цветоделения, в этой программе нет. Приходится идти путем построения ICC-профилей. Экспериментировать с ними, делать цифровую цветопробу или пробный тираж. Требуется несколько итераций, после которых получается нормальный результат.

«ГАРТ диджитал»: Что такое «нормальный результат»?

К. М.: Сегодня в хорошей типографии есть собственные атласы со шкалами цветового охвата, отпечатанными на различных материалах. Есть профили для преобразования изображений. Это результаты кропотливой работы, которую нужно проводить по правильной методике.

«ГАРТ диджитал»: Но растрирование классическое?

К. М.: Да. Долго велись исследования по поводу формы точек. В результате используется либо круглая, либо евклидова. Сегодня нормальные машины имеют стабильные системы проводки полотна. Оно не «гуляет», все давно используют анилоксовые валы с шестигранными ячейками и углом 60о. В допечатной подготовке в большинстве случаев используются обычные офсетные углы поворота растра.

«ГАРТ диджитал»: Видимо, выросли линиатуры?

К. М.: Да, конечно. 150–175 lpi - обычная линиатура даже для широкорулонных машин. Производители самоклеящихся этикеток используют более высокие линиатуры. Одна из ведущих типографий, например, начинает печатать с линиатурой 205 lpi, и при этом воспроизводятся полутона 1–99%. Воспроизведение получается достаточно устойчивым. Особенно при использовании системы цифрового экспонирования пластин (CTFP).

Производители таких устройств соревнуются между собой в предоставлении дополнительных сервисов и использовании новых технологий. Например, на поверхности печатного элемента формы создается дополнительный микрорастр для улучшения краскопередачи.

«ГАРТ диджитал»: А стохастическое растрирование во флексографии пока не применяется?

К. М.: С ним экспериментируют, а вот некоторые гибридные растры используются активно.

«ГАРТ диджитал»: Для стохастики необходимы еще и высоколиниатурные анилоксовые валы?

К. М.: Это не проблема. Они есть во многих типографиях.

«ГАРТ диджитал»: Константин, сегодня Вы работаете в репроцентре, занимающемся производством флексографских форм. Если все так сложно с допечатной подготовкой, как же тогда работают такие центры?

К. М.: Я бы не стал говорить, что все очень-очень сложно. Конечно, есть весомая доля шаманства в получении правильного цвета. Но если говоритьо правильном воспроизведении градаций, то это уже не шаманство, а методика.

Когда в репроцентр приходит новый заказчик, для него готовится специальная тестовая форма. Печатается пробный тираж, и по результатам измерения оттисков специалисты репроцентра получают всю необходимую информацию. Ее необходимо интерпретировать, скорректировать кривые в растровом процессоре, и можно начинать работать с новым клиентом. Но зачастую не требуется даже этого. Просто необходима информация о том, на каком оборудовании и материалах работает типография.

«ГАРТ диджитал»: У вас цифровые системы экспонирования форм?

К. М.: Да, у нас две системы CTFP. На Западе многие даже крупнейшие флексографские производства принципиально не имеют своего допечатного оборудования. Работают с репроцентрами. В России - тоже, и крупные европейские репроцентры активно пытаются выйти на российский рынок. Но у нас пока еще многие типографии приобретают комплекты оборудования для аналогового производства форм. Хотят иметь полный цикл производства у себя. Сегодня это уже тактическая ошибка.

«ГАРТ диджитал»: Константин, Вы давний активный участник конференции на сайте нашего издательства flexoplus.ru.Много возникает вопросов по допечатной подготовке?

К. М.: Да, такие вопросы есть. Наиболее активно обсуждалась тема приобретения оборудования для цифрового экспонирования фотополимерных пластин. А скоро, видимо, станут актуальными и другие темы - те же технологии цифровой печати окажут большое влияние на этот рынок. Флексо и глубокая печать не исчезнут, но будут использоваться только для длинных тиражей.

«ГАРТ диджитал»: Надо все-таки говорить о перспективах цифровой печати в конкретных сегментах продукции. В сегменте самоклеящихся этикеток сегодня неплохие перспективы у машин HP Indigo. Для гибкой упаковки более интересны, видимо, технологии струйной печати, например, фирмы Agfa (dotrix). Но говорить о том, что они, скажем, через пять лет будут установлены на каждом флексографском производстве все-таки рано?

К. М.: Возможно, появятся другие системы цифровой печати, но так произойдет обязательно. Вот о чем я говорю. Конечно, 100% упаковки не будет печататься «цифрой», но ее доля будет расти.

Сегодняшние игроки - первопроходцы. Я не исключаю, что появятся новые продукты и новые производители. В конце 60-х гг. с появлением монометаллических офсетных пластин и экспансией офсетной печати все предполагали, что высокая и глубокая умрут. Высокая действительно практически умерла, за исключением узкорулонных машин для печати самоклеящихся этикеток. А что касается глубокой, то сегодня она никуда не исчезла, а просто несколько видоизменилась. Возможно, технологии цифровой печати тоже изменятся через несколько лет так, чтобы стать более подходящими для печати упаковки.

«ГАРТ диджитал»: Константин, Вы по совместительству еще и руководите проектом «Формула Флексо». Каковы результаты работы?

К. М.: Да, это совместный проект с издательством «Курсив». Мы провели во второй половине 2005 г. четыре семинара, посвященных допечатным технологиям во флексографии. В первом полугодии 2006 г. пройдут еще три семинара. Пользуясь случаем, приглашаю читателей ., в них поучаствовать.

«ГАРТ диджитал»: На кого рассчитаны эти семинары?

К. М.: На специалистов, которые занимаются производством упаковки. Если говорить о допечатной подготовке, то на этих семинарах объяснялось, почему нельзя «пропустить пункты три и пять» при отладке технологического процесса. Есть предприятия, которые хотят сэкономить и сделать один тестовый прогон на печатной машине, чтобы сразу измерить растискивание и построить шкалы цветового охвата. Это элементарная ошибка, сначала необходимо отпечатать простой тест, чтобы разобраться с растискиванием, а потом уже с коррекцией на растискивание отпечатать шкалы цветового охвата для построения профилей. Многие эту ошибку делают, а профиль при неправильном подходе получается ущербным, таким же окажется и качество продукции...









 

 

 










 

 






































© 2000-2006 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства