НОМЕР 9 2008

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Надо было выбрать цитату, раз уж тему такую задали. Просмотрел по диагонали пару глав этого произведения классика. [beep!] Нет слов. И это [beep!] я должен был прочитать в девятом классе, видимо. Хорошо, что не читал [beep!]. Не успевал я тогда уже по литературе. Тройка была. Твердая ;-)

Тем не менее, вопрос остается. Люди звонят, спрашивают: «ну как там?», «что слышно...» Ну что слышно? Да, есть слухи о продаже оборудования типографиями, о том, что не все хорошо у некоторых поставщиков, о внезапно расторгнутых лизинговыми компаниями контрактах. Но эти проблемы возникли еще до сентября 2008 г., когда кризис в мире начал разворачиваться в полную силу.

У главного редактора есть личное мнение о сложившейся ситуации. Возможно, оно неверно, но кризис (назовем его финансовым) не есть главная проблема дня. Он просто инициировал быстрое развитие некоторых деструктивных процессов в отрасли, которые до этого протекали замедленными темпами.

САМОБЫТНОСТЬ

Наша рекламно-коммерческая полиграфия много лет развивалась по законам ателье и мастерских «от кутюр», в крайнем случае, «прет-а-порте». Все хотели делать часы как Cartier и шить костюмы как Armani. Часы не всегда правильно шли, а костюмы хорошо сидели. Тем не менее, еще четыре года назад владельцы типографий пытались строить бизнес «не хуже, чем в «Линейке». И это в то время, когда там доля «откутюрных» заказов существенно сокращалась.

Теперь на каждом углу продаются китайские подделки, которые на взгляд непрофессионала очень похожи на Cartier. Но продаются всего за 50 долл., а не за 5 тыс. И доля заказчиков, которым нужен оригинальный продукт, которые могут за него заплатить, сократилась практически до нуля.

Американцы считают, что пессимисты в кризисные времена ничего не делают, а оптимисты пытаются хоть что-то изменить. Не стоит сразу примыкать к тем или другим. Сначала нужно хорошо подумать. Исходить из того, что кризис в разной мере коснется всех.

САМОАНАЛИЗ

Казалось бы, владельцу типографии (агентства или другого бизнеса) проще всего анализировать ситуацию на собственном предприятии. Понятно, что некоторую сумму в виде прибыли от текущей деятельности он может ежемесячно вынимать, но должен понимать, как она получается и почему.

Мы уже скоро год как твердим о реальной себестоимости собственного производства, публикуем картинку, что на правой полосе. Тем не менее, существует большая вероятность того, что многие наши ателье и мастерские все еще работают в минус, просто не задумываясь о реальных затратах. Поэтому первый совет владельцу очень простой. Посчитайте себестоимость «по–плохому», учитывайте все затраты. Ясно, что офсетная типография — не лазерный принтер, но я бы серьезно рекомендовал это сделать именно сейчас. Накануне больших перемен.

Нет смысла сегодня принимать заказы, цена которых несколько больше стоимости бумаги. Проще взять оставшиеся деньги, половину отдать бомжам, а вторую перевести в «Фонд будущих поколений».

САМООЦЕНКА

Реально подходите к оценке собственного бизнеса. В условиях кризиса дисконт составит 30–50%. То есть возьмите рыночную стоимость имеющегося оборудования и умножьте ее на 0,7. Вычтите из полученной суммы долги поставщикам. Получилось отрицательное число? Вот столько придется доплатить за то, чтобы избавиться от этого полиграфического бизнеса.

Не рассчитывайте, что покупатель накинет что-то за долги ваших клиентов. Там дисконт может составить и 90%.

САМОВНУШЕНИЕ

Не верьте в мифы о кризисе и автоматизации. Пристрелите того, кто будет рекомендовать вам что-то купить в качестве 100% средства выживания. Он вас откровенно обманывает.

Ситуация меняется и, возможно, рабочая сила во время кризиса перестанет быть такой дорогой, какой была еще год назад. А вот простой десятикрасочной машины обойдется владельцу в два раза дороже, чем пятикрасочной. Вы уверены в стабильной загрузке?

Ненавидимый многими Б. Гейтс сказал: «Автоматизация эффективного предприятия ведет к повышению его эффективности. Автоматизация неэффективного — повысит неэффективность» Поверьте, внедрение автоматизированной системы на предприятии займет от полугода до полутора лет. Даже если хозяин — сам программист. Возьмите стоимость системы, прибавьте стоимость потерянного времени, зарплату программистов. Умножьте на 1,5. Это будет оптимистичная оценка стоимости внедрения. Теперь перечитайте фразу Гейтса. Вы уверены, что ваше предприятие сегодня эффективно?

Вообще, все планы развития типографии сегодня необходимо пересмотреть, исходя из складывающейся конкретной ситуации. Никто не говорит, что нужно все отменить, наоборот. Кризис — это реально перспектива для роста. Капиталисты, придумавшие эту фразу, правы. Нужно только все очень хорошо посчитать. Оценки роста умножить на 0,7, а потерь — на 1,5. Да, и не забывайте, что проценты по кредитам и лизингам существенно изменились в сторону увеличения.

Для самовнушения есть хороший западный показатель — оборот на одного сотрудника. Понятно, что это достаточно условная вещь, но в Москве зарплаты сотрудников от американских, например, не отличаются в 10 раз, как это было в 1997 г. И цены на печать тоже. Если честно, то главный редактор не знает ни одной московской типографии, работающей на рынке рекламно-коммерческой продукции, которая имела бы оборот 100 тыс. долл. на сотрудника в год. А в Америке средняя — 164 тыс.

САМООКРУЖЕНИЕ

Кто вас окружает? Клиенты прежде всего. Какая первая ассоциация приходит в голову любому производственнику в кризисные времена? Клиенты — долги. Да, те типографии, которые еще в начале года не начали бороться с ростом дебеторской задолженности, могут теперь ощутить всю глубину кризиса.

Разумеется, есть условный «Вася», который обязательно заплатит. У нас есть официальный договор. Обещал через месяц. Теперь посчитайте, каков сегодня реальный процент по рублевым кредитам? 22? Какой курс доллара будет через месяц? Не знаете? Правильно. Исходя из этого и оцените «Васин» долг.

К сожалению, наша «дедолларизированная» экономика, скорее всего, в ближайшее время «редолларизируется». Вспомним цены в у.е. по курсу ЦБ плюс 3%.

САМООБЕСПЕЧЕНИЕ

Неновая бумагоделательная машина где-нибудь в Финляндии сегодня практически ничего не стоит. Но выход ли это?

Если от приобретения оборудования типография может и отказаться, то вот бумагу и материалы надо все-таки у кого-то покупать. И поставщики ужесточают условия поставки. Они точно также в тисках между типографиями и производителями. Одни — не платят, другие — перестают отгружать в долг.

Есть один неправильный совет. Работайте только с надежными поставщиками. С теми, которых вы хорошо знаете. Поверьте, у самых плохоньких компаний, скорее всего, окажутся самые агрессивные коллекторы. И то, что поставщик, у которого ваша компания что-то купила в рассрочку, разорится, совсем не означает, что вам не придется этот долг отдавать.

Не хотелось бы прогнозировать возврат в начало 90-х, но именно такое развитие событий вполне возможно. Особенно в наших регионах.

САМОМНЕНИЕ

Ну что, неплохой получился обзорчик. Даже оптимистичный местами. Изложение такое по роману «Что делать?». Просьба учесть, что по литературе у автора была всего лишь тройка. Но тройка твердая ;-)














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства