|
Сергей
ТАРУБАРОВ
Группа Pol.S.Tar
Президент |
ГАРТ: Сергей, давайте поговорим о состоянии
нашей полиграфической отрасли.
С. Т.: Давайте. Я считаю, если случтся полноценный
кризис, то он будет иметь как отрицательные, так и положительные
стороны. Сегодня мое личное мнение заключается в том, что кризис
— это хорошо. Он очистит стройные ряды наших типографий. Останутся
те, которые занимают правильные позиции и имеют продуманную
стратегию развития.
ГАРТ: Мы же договаривались о позитивном интервью
:-)
С. Т.: Ну так это и есть позитив (смеется).
Меня удивили многие типографии, которые на звонки менеджеров
«Мэтра Полиграфии» отвечали: «Какой конкурс! Тут бы живыми остаться...»
ГАРТ: При этом ведь деньги у них не просили?
С. Т.: В том-то и дело, участие в «Мэтре» было
и остается бесплатным. Но такие ответы характеризуют настрой
людей в отрасли. Когда он таков, можно ожидать сокращения рядов.
Я считаю, сегодня для типографии участие в конкурсах (и не только
в «Мэтре Полиграфии») — это работа на перспективу. В складывающейся
ситуации она просто необходима, если люди не собираются уходить
с рынка.
Конкурс — это еще и возможность для типографий
посмотреть на работы конкурентов, сравнить со своими, понять
в каком направлении развивается определенный сектор рынка, оценить
собственные возможности и перспективы.
ГАРТ: Церемония вручения призов состоится?
С. Т.: В этом году «Мэтр Полиграфии», безусловно,
состоится. Есть, кстати, положительный момент, у конкурса появился
новый генеральный спонсор на 2008 и 2009 года. Это альянс «СЖ
Финанс» (группа «Сосьете Женераль») и фирмы Heidelberg. Я могу
сказать, что они планируют предложить нашему рынку новые финансовые
продукты, которые в ситуации нарастающего кризиса могут оказаться
весьма актуальными для российских типографий.
ГАРТ: Кризис, кризис, а как, Вы считаете, будет
развиваться ситуация?
С. Т.: Хорошо, давайте поговорим о перспективах
тех секторов, в которых мы работаем. Картонная упаковка — наиболее
стабильный рынок, мне кажется. Кондитерка, чай, моющие средства...
Они останутся в тех же объемах, что и перед кризисом. Возможен
переход на более дешевые материалы, вероятно исключение дорогой
отделки по некоторым продуктам, но сокращение объемов в этом
секторе, на мой взгляд, будет незначительным.
Если говорить о сигаретной пачке, то табачный
рынок очень специфический и работает по своим законам. По объему
он не изменится, понятно. Возможно, произойдет сдвиг в сторону
более дешевых марок сигарет и соответствующей упаковки.
ГАРТ: Полагаете, что «большого передела» упаковки
не будет? А вдруг придут новые международные игроки?
С. Т.: В картонной упаковке рынок уже поделен.
С учетом кризиса новому крупному игроку места нет. А покупать
наших — у них денег нет сейчас. Сделаны определенные инвестиции
в развитие локального производства, например, финнами. Но запланированы
они были еще «до того, как», а выходить из этих инвестиций сегодня
уже не будут, поздно.
Я считаю, что наши небольшие и даже средние
производители упаковки начнут закрываться. Можно предположить,
что их станет меньше в разы. Объемы распределятся по крупнейшим
игрокам.
ГАРТ: Сергей, оборудование из МКПК уже у вас
в работе?
С. Т.: Да, практически все трудится.
ГАРТ: Как на новой площадке в Сходне?
С. Т.: На сегодняшний день введена первая очередь
производственных площадей — 5 тыс. м2. Это треть от того, что
планировалось. Пока строительство приостановлено. Сейчас на
этих площадях установлено оборудование, приобретенное у МКПК,
в планах перевод туда и нашего основного упаковочного производства
с Сокола.
ГАРТ: У вас есть еще и направление рулонной
печати журналов. Как оцениваете «кризисные перспективы» этого
сектора?
С. Т.: Я полагаю, производство журналов пострадает
за счет сокращения «глянца». Недорогие журналы могут даже подняться
в кризисные времена. А еще будет развиваться рынок продуктов
для direct mail. И мы предполагаем установить на рулонную машину
опцию Jet Web, которая до сих пор лежала на складе. Она обеспечивает
возможность перфорации и других отделочных операций для direct
mail в линию. Это та продукция, которая будет востребована.
По крайней мере, мы ведем успешные переговоры с клиентами, и
перспективы этого направления хорошие.
А вот объемы по печати каталогов для сетей
супермаркетов, мне кажется, сократятся. Это понятно, сети живут
на кредитные деньги, объем которых существенно снизился. Так
что будут экономить.
Малотиражные журналы начнут потихоньку уходить.
Они не смогут выжить в условиях кризиса. Правда, это снова лично
мое мнение. У каких-то изданий может быть и рост.
ГАРТ: Как Вы полагаете, что будет происходить
в регионах?
С. Т.: У нас есть «Полстар» в Курске, и я очень
хорошо знаю этот рынок. Конкуренция, с одной стороны, ниже,
но с другой — в этом регионе сегодня работают более двух десятков
типографий. Среди них — новое специализированное упаковочное
производство. Есть заказы от предприятий. Администрация тоже
что-то размещает. Курские клиенты уже привыкли, что печатать
рекламную продукцию можно на месте, а не в Москве. Даже региональные
офисы сотовых операторов заказывают печатную продукцию в Курске.
Ситуация изменилась. У хорошей региональной
типографии сегодня огромный выигрыш. Ей не надо платить московские
зарплаты и стоимость аренды, она локальна и более оперативна,
чем московская. Есть проблема — надо привезти бумагу из Москвы,
но это особо не влияет на себестоимость продукции.
ГАРТ: А что делать нормальным московским и
подмосковным типографиям?
С. Т.: Есть дежурный ответ, известный всем.
Типографиям нужно задумываться насчет специализации. Брать на
себя те работы, которые они могут делать наиболее эффективно.
Нужно развивать разумную кооперацию между полиграфическими предприятиями.
И если еще пять лет назад большие типографии старались иметь
все у себя, то теперь мы, например, отдаем много послепечатных
работ по производству журналов. И нам, и крупнейшим журнальным
типографиям нецелесообразно иметь большое производство трафаретной
печати, например. А вкладки и обложки где-то надо делать. Необходим
разумный компромисс.
Качественное тиснение фольгой, различные вкладки
и приклейки, поэкземплярная упаковка... Сегодня пока еще многие
типографии стараются сделать все у себя, часто это обходится
им дороже, чем отдать на сторону. Предполагается, что так надежнее.
Да, наверное. Но если вспомнить про кризис, то, возможно, мысли
владельцев типографий несколько изменятся.
Просто раньше на нашем рынке не было надежных
контрагентов с разумной ценой. А теперь — есть. И их будет появляться
все больше. От этого мы все выиграем.
Издатели журналов все равно будут искать типографии,
способные обеспечить европейский уровень сервиса. У нас должны
появиться специализированные производства, которые инвестируют,
например, в очень хорошую новую линию КБС. И их услуги будут
стоить не в два раза больше, чем условная себестоимость типографии,
в которой стоит неновая линия поколения 60-х.
ГАРТ: Сергей, а как все-таки «Полстар» встретил
прошлый кризис?
С. Т.: В июне 1998 г. у нас как раз было установлено
оборудование для производства упаковки. Heidelberg Speedmaster
CD102–5+L, автоматическая высечка и фальцевально-склеивающая
линия. Провели презентацию и со спокойной совестью поехали отдохнуть.
Звонок о том, что в России кризис застал меня в Италии.
ГАРТ: Ну и как выбираться из кризиса?
С. Т.: Понятно, что придется затянуть пояса.
Очень большое значение имеет коллектив. Люди должны быть хорошие,
верить в руководство и в то, что компания этот кризис преодолеет.
Это самое главное, мне кажется.
Любой кризис проходит. Преодолеем и этот. Сейчас
будет сложнее, чем в 1998 г., скажутся негативные последствия
бурного роста нашего рынка и дефицита хороших кадров. Все ведь
сталкивались с ситуацией, когда людей перекупали на неразумно
высокие зарплаты, когда приходили специалисты не самой высокой
квалификации, но со слишком завышенной самооценкой...
ГАРТ: Интересно, очередь устраивающихся на
работу к вам пока не стоит?
С. Т.: Пока нет (смеется). Но все изменится,
будут приходить и разговаривать уже совсем другим языком. Мне
хотелось бы надеяться, что отрасль вернется к временам, когда
специалист дорожил своим рабочим местом, и считаю это самым
важным положительным моментом текущего кризиса.