|
Александр
СОПИН
«Лобачевский и Ко»
Генеральный директор |
ГАРТ: Александр, есть неоригинальный вопрос:
как дела с продажами вашего оборудования?
А. С.: В начале года мы планировали рост продаж
оборудования на треть. Не получается. Я говорю о реальных результатах,
мы фиксируем прибыль в феврале. Судя по складывающейся ситуации
на конец года, будет 5–10% роста.
Очень сильно сказываются два сдерживающих фактора:
увеличивается число «сложных» должников и резко возросло количество
клиентов, которые просят рассрочку платежа. По сравнению с прошлым
годом с 20 до 80%.
ГАРТ: Еще и кризис у нас уже, видимо, наступил.
А. С.: Можно сказать — да. Сложилась кризисная
ситуация. Мы ее не боимся и подготовились к такому повороту
событий. Готовы стартовать в новых условиях. Просто любой кризис
— это шанс для производителя. Шанс существенно вырасти.
Сначала число заказов резко сократится, но
постепенно вернется к докризисным временам. А через два года
начнется бурный рост. Типографии опять будут приобретать новое
оборудование, цикличность экономических процессов известна.
Самая большая наша проблема, как производителя,
в том, что многие люди перестали ценить деньги. В умах наших
граждан что-то перевернулось. Я достаточно времени жил в других
странах. Поверьте, пять новозеландских долларов — там это деньги.
А в нашей стране их эквивалент — сто рублей — нет. В какой-то
момент так случилось, и рабочие у меня на производстве начали
требовать совершенно неразумных зарплат. Должно что-то поменяться
в сознании, иначе так все и будет продолжаться. И кризис, возможно,
станет хорошим стимулом, чтобы понятие «деньги» в умах людей
встало на свое место.
ГАРТ: Ну так и уволить таких, раз кризис грядет
:-)
А. С.: Нет, конечно. Но есть люди, составляющие
основу коллектива, о которых я буду заботиться всегда. А есть
другие, просто наемники, которые в любой момент могли прийти
и сказать: «Я сейчас на рынке стОю больше. Или поднимайте мне
зарплату, или...» Но без таких тоже никак не обойтись. Наша
ситуация практически ничем не отличается от ситуации в типографиях,
за исключением того, что у нас практически нет низкоквалифицированных
кадров.
ГАРТ: У вас ведь еще и завод?
А. С.: Да, мы владеем машиностроительным предприятием
в Угличе. Так получилось, по советской привычке купили. Но оно
загружено нашими заказами не больше, чем на 25%. Могли бы спокойно
размещать заказы на других предприятиях, и все было бы нормально.
Но хочется, чтобы наиболее ответственный узлы машин производились
под нашим полным контролем.
Тем не менее мы много заказов размещаем на
стороне и предполагаем все больше работ отдавать контрагентам.
Просто для того, чтобы повышать эффективность и прибыльность
бизнеса.
ГАРТ: Если вернуться к ситуации на рынке, Вы
понимаете, что этот кризис может существенно сократить число
ваших клиентов — типографий?
А. С.: Возможно. Наконец-то типографии начнут
специализироваться на определенных видах продукции. И это станет
основой развития полиграфического бизнеса. Если сегодня 80%
типографий декларируют что они «все могут», то через некоторое
время их доля значительно сократится. Стратегия во время кризиса
— это максимальная специализация и интенсификация производства
в типографии.
Могу привести пример одного из наших клиентов,
который занимается только послепечатной обработкой. Очень толковый
руководитель, принимает разумные решения по оснащению предприятия.
И оно одно из немногих, которое может за сутки обработать стотысячный
тираж. Причем все процессы максимально автоматизированы. У этой
компании даже в кризис дела будут идти хорошо.
Я могу рассказать показательную историю с нашим
заводом. Когда мы начинали восемь лет назад перестройку производства,
на предприятии не было ни одного обрабатывающего центра. Количество
сотрудников — около ста. Самый ответственный участок — расточной.
Там работали три человека, на которых приходилось молиться.
Станок швейцарский 60-х годов с микронной точностью. Но поскольку
рабочие были пьющие, то могли ошибиться на 10 мм. Пять деталей
нормальных, а шестая — такая. Мы долго думали, что с этим делать,
потом начали инвестировать в обрабатывающие центры и нормальных
сотрудников. Да, вложения были существенными, но теперь повысились
и качество, и производительность. И практически полностью исключен
«человеческий фактор».
ГАРТ: Это были разумные инвестиции в будущее.
А. С.: Правильно, и есть некоторая разница
в подходе к развитию бизнеса. Разумный управляющий «вынимает»
на собственные нужды столько, сколько необходимо. А остальную
прибыль снова вкладывает в бизнес. Я эти деньги просто расцениваю
как мне не принадлежащие. Как средства, от которых зависит будущее
бизнеса и судьба всего коллектива. Это очень важно.
Мы разворачиваем в Угличе социальную программу.
Лояльные и ответственные рабочие через четыре года получают
квартиры. Я надеюсь, что вырастет новое поколение людей, заинтересованных
в своем будущем. На самом деле, жизнь в маленьких городах становится
все лучше и лучше. Подумываю, кстати, на старости поселиться
не за границей, а в Угличе. Серьезно.
Еще бы поменять нашу систему налогообложения...
Сделать ее по типу американской. Тогда экономическая ситуация
и положение производителей оборудования существенно изменятся.
Но этого, видимо, не произойдет.
ГАРТ: Все верно, изменение нашей системы налогообложения
— несбыточная мечта. Придется работать в сложившихся условиях.
А. С.: Мы это прекрасно понимаем. Самой важной
компонентой бизнеса компании «Лобачевский» является команда
и наработанные ноу-хау. Мы отладили технологию и поставили на
поток разработку новых машин. Разрабатываем их сейчас с удвоенной
энергией. Это основной потенциал роста компании. Сегодня у нас
есть три новые модели, а в 2009 г. на поток будет поставлено
еще пять машин. Мы предполагаем отвоевывать все большую долю
рынка послепечатного оборудования у иностранных производителей.
ГАРТ: Вполне разумная идея, но соревноваться
с ними всеми будет непросто.
А. С.: Согласен. Но по оборудованию для переплета
спиралью мы уже продемонстрировали всю серьезность своих намерений.
У нас сегодня самая полная линейка, и автоматических машин мы
продаем десятки в год, в то время как европейских устанавливаются
единицы.
И сейчас для нас очень удачный момент. Мне
кажется, с развитием кризиса западные производители решили основное
внимание уделить оптимизации собственного производства и своему
локальному рынку, временно потеряв интерес к нашему. Мы, например,
участвовали недавно в киевской выставке. Она оказалась достаточно
успешной, и в отличие от прошлых лет, ни один из европейских
конкурентов в ней участия не принимал. Глупо было бы для нас
не воспользоваться таким моментом.
ГАРТ: То есть все хорошо?
А. С.: Все нормально. Если говорить о продажах
нашей линейки оборудования, то у нас есть и популярные модели,
и те, которых продается «всего» десяток в год.
На сегодня понятно, что падает интерес к простым
моделям. Объемы их продаж растут не такими высокими темпами.
Подавляющее большинство клиентов интересуются сейчас именно
автоматизированными решениями. Все подсчитали, что выгоднее
приобрести более дорогую модель, но сократить трех-четырех рабочих
на этом участке.
Мы даем теперь двухлетнюю гарантию на наш автомат
для навивки ЛБ-700. И у клиентов практически не появляемся.
Сами сделали бесплатный апгрейт некоторых узлов установленных
у клиентов машин. И нам, и им выгоднее, чтобы оборудование стабильно
работало.
Теперь есть новый продукт — ламинатор полного
формата ЛЛ-740. Очень удачный и перспективный. Мы предлагаем
различные конфигурации этой машины. Самая простая — ручная.
Ее можно оснастить секцией разделения заготовок. В следующей
конфигурации добавлен выклад с вибросталкивателем. А полностью
автоматический вариант включает еще и стапельный самонаклад.
В 2009 г. планируем предложить рынку автоматическую
линию для ламинирования формата В2 по цене менее 30 тыс. долл.
ГАРТ: У европейских конкурентов таких предложений
нет?
А. С.: Нет. Мы, кстати, не зря съездили на
выставку drupa. Посмотрели разное оборудование. Я могу сказать,
что по проектированию и эффективности мы ничем не уступаем западным
компаниям.
Сегодня ясно, что нужно максимально унифицировать
узлы машин для того, чтобы иметь возможность быстро собирать
машины, не вкладывая очень много средств в склад комплектующих.
Все западные производители так и поступают. У нас есть другие
проблемы — локальные.
Если сравнить с той же Германией, отсутствует
нормальная транспортная инфраструктура. В маленьком немецком
городке можно легко организовать любое производство. А мы, имея,
скажем, партнеров в Александрове, Зеленограде и Клину, вынуждены
тратить гораздо больше времени и денег на логистику. Кроме того,
в России нет, например, возможности локально производить пластиковые
кожухи и другие формованные элементы конструкции. Я уже не говорю
про кожухи со звукоизолирующим покрытием.
Если посмотреть на современные эргономичные
модели европейских и американских машин — там очень много «пластика».
Это и технологично, и экономично. Таже проблема в России и по
формованным алюминиевым деталям.
ГАРТ: Так какие новые модели оборудования от
«Лобачевского» клиенты смогут приобрести?
А. С.: Я могу сказать, что мы работаем сейчас
над оборудованием для книжного переплета. Года через два-три
предполагаем заняться системами цифровой печати. Как раз тогда,
когда они получат максимальное распространение в коммерческой
полиграфии. Планов много.