НОМЕР 8 2008

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Юрий
ЗАХАРЖЕВСКИЙ

КОЛОНКА ЗАХАРЖЕВСКОГО

Многие поставщики снабжают полиграфистов не только расходными материалами, но и оборудованием. Поэтому, надеюсь, эта статья не будет слишком выбиваться из тематики номера.

В последнее время появилась обнадеживающая тенденция: в рекламе и каталогах поставщиков снова появились цены. Ну, например, продается печатная машина или устройство CТP, а рядом — его цена в рублях (или «нерублях»).

Кому-то это может показаться новшеством, но я еще помню времена, когда в каталогах было принято указывать цены на всю предлагаемую продукцию. А потом цены вдруг стали исчезать. Конечно, это можно было бы списать на мою мнительность, но… Вот отрывок из интервью с С. Лобановым, генеральным директором типографии «Вся полиграфия» («Гарт» № 12/2006):

— Мне кажется, что ситуация на рынке бумаги развивается странно. У одного и того же поставщика для каждой типографии цена своя.

ГАРТ: Все-таки не верится, что цены могут сильно отличаться. Конечно, поставщики смотрят на объемы закупок и регулярность платежей…

— Мы встречаемся с другими директорами. Обсуждаем, в том числе, и этот вопрос. В результате получается, что могут.

Выходит, не я один замечаю эту странность. Помнится, во времена перестройки сколько было разговоров о цивилизованном рынке, а что же мы имеем в итоге? Да обычный базар, где покупатели и продавцы торгуются, спорят, бьют себя в грудь, кивают на соседние прилавки, расходятся, снова встречаются и снова торгуются… Но кому все это выгодно? В конечном счете получается, что преимущество имеет не тот, кто предлагает лучшую продукцию или даже лучший сервис, а тот, кто сумел набрать наиболее пробивную команду менеджеров по продаже.

БАБУШКИНЫ МЕТОДЫ

Однажды в начале 90-х, зимой, встретил я у метро бабушку, продающую вязаные носки. Далее произошла беседа, которую я часто вспоминаю, общаясь с поставщиками полиграфических материалов и оборудования:

Я: Сколько?

Она (быстро оглядев меня и, очевидно, сделав выводы относительно моей платежеспособности) залпом выдает следующее: Продаю-за-двенадцать-отдам-за-десять!

Тут я задумался и пошел, пытаясь понять смысл этой загадочной фразы. Ну в самом деле, если хочешь продать за десять, зачем же говорить про двенадцать? Я тогда наивно решил, что такой способ продажи — просто пережиток советской системы торговли. Но, оказывается, ошибся: наоборот, эта бабушка была предвестницей новой эпохи! Разве не так торгуют нынешние менеджеры? Звоню в компанию Х:

— Сколько у Вас стоит краска такой-то серии?

— Давайте мы сначала оценим Ваш объем… (помните, как бабушка меня разглядывала?)

— Но мы хотим взять только несколько килограмм, на пробу.

— Давайте, Вы напишете нам заявку…

— Да может, краска нам не подойдет! Мы просто возьмем по баночке каждого цвета, попробуем. Сколько она у Вас стоит?

— Мы можем дать скидку!

Вот так: цена еще не названа, а скидку уже дают. «Продаю за двенадцать, отдам за десять». Говорят, что все это и есть современный способ торговли. Может быть. Но когда Вы приходите в супермаркет, цену Вы видите. Да, возможны какие-то акции, но, по крайней мере, все покупатели сразу видят цену. Ну, в самом крайнем случае, цены для розничной покупки и для оптовой. Но единую для всех покупателей.

Мне только не совсем понятно: почему наши поставщики не нанимают в качестве менеджеров тех самых бабушек? Да, дипломов МВА у них нет, зато знания жизни и прикладной психологии — хоть отбавляй. Им не нужны дорогие костюмы, автомобили и ноутбуки (это какая же экономия!). И личные проблемы их уже не отвлекают от работы. Объясните им, какой товар для чего предназначается — и увидите, что продавать его они будут ничуть не хуже тех молодых людей, которые сидят в офисах и которых уже сейчас замучил склероз: то забудут позвонить, то отправить счет, то предупредить, что товар на складе кончается… (А может, они и помнят, что товар скоро кончится, но не хотят, чтобы клиент нашел замену? А как он будет крутиться — его проблема. Но нет, не будем предполагать худшее!)

Я прекрасно понимаю, что иной производитель дает поставщику цену в зависимости от объема, да еще и норовит диктовать дистрибутору условия, на которых тот должен торговать с тем или иным клиентом. Но покупателю от этого не легче. И когда цена снижается после того, как нашелся альтернативный поставщик, то все уже предельно ясно: могли бы и раньше продать дешевле. Но не хотели.

«РЫНОЧНЫЕ» ОТНОШЕНИЯ

Поставщики любят порассуждать на тему о «соотношении цены и качества». Честно говоря, тема эта довольно скользкая — само выражение уже набило оскомину и не внушает особого доверия. Но, если уж на то пошло, как можно понять что-то в этом соотношении, если не получается сразу определиться с ценой? Качество полиграфических материалов и машин — само по себе очень сложное понятие, а когда еще и цена непонятно у кого какая, то о «соотношениях» говорить бессмысленно.

Нет, я прекрасно понимаю, что содержание сервис-инженеров, а также склада запчастей и материалов требует расходов. Да, должна быть некая наценка, ниже которой компания-продавец опуститься не может. Так почему бы не назвать эту сумму сразу?

В свое время наше государство, вопреки всем ожиданиям, отменило пятипроцентную пошлину на полиграф-оборудование. И что? И тишина. На мои скромные вопросы, почему не наблюдается массового уменьшения цен на оборудование, отвечали, что 5% — слишком маленькое число, чтобы об этом вообще говорить. Получается как в ценообразовании на бензин (или хлеб): дорожает нефть (или зерно) — дорожает бензин (или зерно). А вот когда нефть и зерно дешевеют — обратно цены не снижаются. А почему? Даже если эта разница так ничтожно мала для поставщика, то почему бы не подарить эту сумму покупателю сразу, без торга и попыток получить дополнительную прибыль за счет доверчивости клиента? Зачем вообще весь этот базар?

Между прочим, далеко не всегда торг приводит к положительным результатам. Иногда, например, надо быстро оценить соотношение цен разных поставщиков, чтобы выбрать подходящий комплект оборудования. Не всякий клиент настроен месяцами торговаться, и если Вы рассчитываете сорвать некий куш сверх «нормальной» цены, то рискуете в итоге остаться ни с чем.

Или вот еще случай из жизни. Один из поставщиков печатных машин сначала присылал потенциальному клиенту коммерческие предложения, в которых было по пунктам расписано, какой узел сколько стоит. Потом вдруг все эти цифры исчезли, а сумма в графе ИТОГО изменились, так как изменилась требуемая конфигурация машины. Естественно, у покупателя сразу же возникли вопросы по итоговой сумме. И главный вопрос — почему не стало распечатки цен по узлам? А потому, говорят, что у компании теперь политика такая. Что «такая» — понятно, только чем старая политика была хуже? Попытки выяснить цену каждого узла привели к тому, что подписание контракта растянулось более чем на полгода.

ВРЕМЯ НАВОДИТЬ ПОРЯДОК

Конечно, поставщики могут выдвинуть встречное обвинение: «А сами-то каковы? Как формируются цены в типографиях? Не отличаются ли цены на один и тот же тираж не только в разных типографиях, но и у разных менеджеров в одной компании?» Что тут сказать? Да, отчасти это верно.

Но, во-первых, формирование цены за полиграфический заказ — дело не такое простое. Она зависит от количества листов и страниц, красочности, послепечатных операций, нестандартных условий… Даже от того, какие краски были в машине на предыдущем тираже. К сожалению, из-за всех этих сложностей точную себестоимость тиража зачастую определить вовсе невозможно. А краска или пластины — они ведь одинаковы для всех клиентов, не так ли? И число конфигураций печатных машин не идет ни в какое сравнение с многообразием видов полиграфической продукции. А неудачные партии расходных или неисправные машины никому не продаются, а возвращаются производителю, верно ведь?

Во-вторых, несмотря на эти трудности, полиграфисты все же стараются. Уже есть типографии, где простые, без особых изысков заказы можно рассчитать с помощью калькулятора прямо на сайте. Типографии стараются навести порядок в ценообразовании, потому что на самом деле базарный метод торговли не на пользу им самим. Воспользовавшись наивностью клиента, можно сорвать куш раз, другой… Но земля-то слухом полнится: рано или поздно самый наивный клиент узнает, что подобные заказы другому клиенту в той же типографии делают дешевле. И, естественно, обижается: «Давайте минимальную цену, или уйду в другую типографию». Вот так, постепенно, в результате базарной торговли цены на услуги в типографиях и дошли до сегодняшнего уровня, который никого из полиграфистов уже не радует.

P. S. А рынки-то потихоньку закрываются. И вытесняются супермаркетами.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства