PAPER. JUST A PAPER
Глупо было бы говорить про расходные материалы,
и не затронуть бумагу. Согласитесь. Локальная ситуация с мелованными
бумагами продолжает развиваться в стиле прошлого года. Оптовики
что-то завезли в Россию, типографии что-то закупили. Теперь
осталось понять, кто на этом заработал. В свете колебаний курсов
и роста процентных ставок.
Мы, как издательство, потеряли деньги. В том
смысле, что за бумагу для производства ГАРТ пришлось платить
дороже. Причем очень часто у оптовиков нужной нам бумаги не
было. Нашей, редкой: 62х94 мелованной матовой плотностью 130
г/м2. Ее приходилось и приходтся искать. Где-то бумага есть,
но цена оказывается совершенно неинтересной.
В нашем распоряжении есть отчет одного из крупнейших
финских производителей, посвященный тому, насколько повысятся
цены на бумагу по причине ввода Россией ограничительных пошлин
на экспорт круглого леса. UPM и Stora Enso cокращают 3 тыс.
рабочих. Цены на мелованную бумагу выросли и будут расти дальше.
Особенно для нас. К гадалке за этой информацией можно не ходить.
ГДЕ ЖЕ НАШИ ЛОББИСТЫ?
Б. А. Кузьмин, с которым главному редактору
удалось недавно пообщаться, только подтвердил наши мысли. Бесконечный
процесс отмены таможенных пошлин на мелованные бумаги остается
все таким же непредсказуемо буксующим. Но это еще полбеды. Давайте
задумаемся, как может подняться наша отечественная полиграфия,
когда даже в таком слабозависимом от импортных материалов секторе,
как печать книг, импорт продукции вырос почти в два раза (не
наши данные). При условии, что это не глубокая печать, и мощности
на территории России есть для производства всего объема книг.
Я понимаю, что есть проблемы у журнальных типографий.
Там цена бумаги определяет все. Но в обычных книгах... Ну не
знаю, как может так получаться. Понятно, что книга — это не
еженедельный телегид, и издатель может подождать, когда она
приедет из Китая, но прям вот так, чтобы импорт увеличился в
два раза... Надо, видимо, что-то пытаться лечить в системе.
Готов согласиться, что кроме отечественной
газетной бумаги практически все остальные материалы — импортные,
облагаемые налогами. Краски, пластины, полотна, химия... Готов
принять это возражение. Не готов поверить в то, что в Китае
делают более качественные книги.
Пусть у них новое оборудование. Давайте так
предположим. Современная печатная машина чисто теоретически
может сама печатать. Зарядили в нее рулон или стапель, нажал
оператор кнопку, и все поехало. Но в реальной жизни так не бывает.
Для того, чтобы производить качественную продукцию, в типографии
нужны хорошие специалисты. Технологи, в первую очередь. И что,
в китайских типографиях технологи лучше, чем в наших? Не верится
мне. Есть мысль, правда, что, возможно, организация производства
там лучше. Так получилось. Теперь вопрос, сможем ли мы дотянуть
до их уровня? Вот тут ответ неоднозначный. Я полагаю, что наша
обобщенная книжная типография может сделать «обычную» книгу
не хуже, чем китайская. Но есть вопрос, какие налоги платят
китайцы, а какие наши предприятия при производстве самой простой
книги. И это, видимо, главный вопрос.
НА ЧТО МЫ НАМЕКАЛИ,
НО НИКТО НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ
Когда еще в нашей стране было все очень хорошо
с деньгами, главный редактор пытался объяснить, что дешевле
купить m-real, чем пытаться строить здесь производство отечественной
мелованной бумаги (ГАРТ 05-08). Теперь m-real купили, но только
не наши, а южноафриканские люди.
Компания Sappi приобрела бизнес мелованных
бумаг m-real. Сделка оценивается в 750 млн евро. Мы в свое время
говорили о 500 млн за весь m-real. Время ушло, акции приподнялись,
но из 750 как раз 500 млн — это деньги, остальное — долги по
кредитам, которые принимает на себя Sappi, и еще на 50 млн евро
акции.
Вот и получился новый крупнейший европейский
производитель листовой мелованной бумаги. m-real пытается разрешить
свои проблемы и выкарабкаться из кризиса, оставив себе некоторые
фабрики и очень перспективный, по мнению бумажников, бизнес
по производству мелованного картона.
Со стороны эта сделка кажется договорной. Нет
времени считать, но цена, видимо, на треть выше справедливой.
Зачем Sappi было переплачивать? Может, им просто Россию продали?
И они накинули 30% за единственный перспективный рынок в Европе
;-)