|
Татьяна
КЛИМОВА
«Хостман Штайнберг РУС»,
«ОктоПринт Сервис»
Технический директор |
|
Наталья
СУХОВА
«ЯМ Интернешнл»
Руководитель направления
расходных материалов |
ГАРТ: Дорогие дамы, большое спасибо, что нам
удалось встретиться. Сегодня сложная задача — обсудить состояние
рынка расходных материалов.
Н. С.: Мне кажется, это довольно скучная тема
для обсуждения. Давайте лучше о пробках на дорогах и о «грядущем
кризисе» (смеется).
Т. К.: Пробки — это суперактуальная проблема.
Я сегодня ехала от Черкизовской до Преображенки полтора часа.
Не выдержала, пересела на метро. Ну ладно, это я, а как тут
справляться с доставками материалов нашим клиентам?
Н. С.: Способы у всех, видимо, одинаковые.
Увеличение парка автомобилей, перенос начала рабочего дня на
шесть утра...
А если вернуться к рынку материалов, то он
растет. Вопрос, какими темпами? Конечно, не 30% в год, но общий
рост 10–15%, мне кажется, сохраняется.
Т. К.: Такой ситуации, чтобы все совсем остановилось
— нет. Все-таки устанавливаются новые печатные машины. Рост
есть, но, скорее, 10%.
ГАРТ: А как у вас делятся объемы продаж: Москва
и «все остальное»?
Т. К.: В наших объемах Москва составляет меньше
половины.
ГАРТ: Интересно. Наталья, а у Вас?
Н. С.: Я бы сказала, что 60% объема продаж
у нас приходится на Москву и СПб.
Т. К.: Я бы отметила, что в регионах растет
число типографий, которые начинают использовать качественные
расходные материалы. И рулонные, и листовые. Устанавливаются
новые машины. В секторе газетной печати все вполне неплохо.
Стоит вопрос стабильности качества, люди начинают считать деньги...
Н. С.: Я соглашусь насчет регионов, нового
оборудования и новых подходов к качеству. Проблема может быть
в том, что не все новые производства имеют достаточную загрузку.
Типографии, у которых много сезонных заказов, летом могли и
простаивать. Но хорошо развивающиеся газетные проекты есть,
согласна.
ГАРТ: Другими словами, лето 2007 г. оказалось
суперуспешным, а в этом году...
Н. С.: Да, прошлое лето было уникальным. Даже
непонятно было, как выбрать время для того, чтобы съездить в
отпуск. В этом году май и июнь оказались тихими.
Т. К.: Шутка такая ходила, что типографии уехали
на drupa и не вернулись (смеются).
ГАРТ: С рынком понятно. А цены на материалы
будут расти?
Т. К.: Да, будут. По некоторым позициям мы
имеем гарантированную производителем цену на ближайшие три месяца.
Дальше они будут их повышать. Реально, цены на смывки и краски
повысятся.
Н. С.: У нас есть ряд позиций, по которым производитель
повышает цены на каждый заказ. Ситуация не отличается от общемировой.
А это рост цен на энергоносители, алюминий...
ГАРТ: Но алюминий, наоборот, подешевел, нефть
— тоже...
Н. С.: Правильно, но есть определенная инерция.
Производители стараются сокращать риски, работают по долгосрочным
контрактам с поставщиками сырья.
ГАРТ: Покупают фьючерсы на материалы, и наш
рынок будет вынужден отрабатывать эту инерционность.
Н. С., Т. К.: (в один голос) Да, и не только
наш!
ГАРТ: Да, успокоить читателей не получится.
Наталья, «ЯМ Интернешнл» — лидер на рынке офсетных пластин.
Как складывается ситуация в 2008 г.?
Н. С.: Для нас оказалось некоторым сюрпризом,
что ввоз пластин в первом полугодии вырос на 28%. Понятно, что
это не самый главный показатель, тем не менее, неожиданный факт.
Кто-то завозит на склад в расчете на новых клиентов и большее
потребление во второй половине года... Но не полугодовой же
объем. Кто-то может полагаться на отложенный спрос, но это тоже
слабое оправдание такому росту.
ГАРТ: Но вы же считаете еще и прогнозы потребления
пластин по установленным системам СТР?
Н. С.: Да, считаем. И наши предположения оправдываются.
Но 28% роста потребления пластин они не предусматривали.
ГАРТ: Понятно, что рынок пластин для СТР сегодня
является, видимо, самым быстрорастущим, и у «ЯМ Интернешнл»
очень значительная его доля. А как у вас с продажами традиционных
пластин?
Н. С.: Доля FujiFilm существенная. Аналоговые
пластины у нас не растут, но и не сокращаются. Это еще раз подтверждает
гипотезу о том, что весь рынок растет.
Что касается общего объема, то мы будем стараться
в этом году выйти на рост продаж расходных материалов в 25%.
Фактический рост по первому полугодию составляет 21%. Понятно,
это полугодие не всегда является показателем, но 25% к концу
года вполне реальны.
ГАРТ: Татьяна, а у вас?
Т. К.: Наш основной объем составляют краски.
Поэтому, я надеюсь, рост продаж в этом году составит 10–15%.
Huber Group в прошлом году перешел на совершенно новые серии.
Нашим технологам пришлось очень много работать. Реально. Все
же понимают, что значит перевести типографию на новую краску.
ГАРТ: Безусловно, это процесс.
Т. К.: Мы продавали складские запасы и одновременно
тестировали краски новых серий. Где-то треть клиентов легко
перешли. А у кого-то возникли проблемы. Краски реально теперь
другие. Они лучше, но есть субъективная составляющая печатников
и технологов. Пойдет, не пойдет. По краскам у нас есть рост
порядка 8–10%.
ГАРТ: Есть еще офсетные полотна, на этом рынке
ваша компания является одним из лидеров.
Т. К.: У нас есть рост. Сегодня можно говорить
уже о тенденции. Если еще два–три года назад у нас заказывали
половину полотен с планками, а вторую — без, то теперь 90% полотен
мы продаем с планками. Это подтверждает тенденцию переоснащения
производственных мощностей типографий. Оборудование, которое
реально печатает — это современные машины.
ГАРТ: Хорошо, а типографии аккуратно платят?
Н. С.: Подавляющее большинство — да. Это ведь
вопрос подхода. Иногда кажется, что типографии считают своим
долгом не платить поставщику материалов вовремя. Конечно, это
касается не всех типографий, но очень существенной части. Проблема
поставщика — построить систему продаж так, чтобы типографии
платили аккуратно.
Т. К.: Соглашусь. Нужно четко отслеживать долги
типографий.
ГАРТ: Татьяна, как поживают ваши магазины?
Т. К.: Я уже говорила, что розничные продажи
в двух магазинах не самые большие. Скажем, они окупают расходы
на помещение и зарплату. Другое дело, что мы используем магазины
как промежуточные склады в этом хаосе пробок. И экономический
эффект существенно возрастает.
Еще один «магазинный» бизнес — это смесевые
краски. Типография может разместить у нас срочный заказ (обычно
в пятницу), его ночная смена выполнит, краску можно оперативно
получить утром в субботу. И так же работает наша система «Ночной
экспресс». Заявки на изготовление смесевой краски принимаются
с 15 до 18 часов, а уже в 9 утра следующего дня заказ можно
получить в магазине.
ГАРТ: Наталья, а у вас?
Н. С.: Мы расширяем свои мощности по смешиванию
красок. Возможно, есть и клиенты других поставщиков, но для
нас этот бизнес не определяющий. Тем не менее, существенный
рост по краскам VanSon в этом году будет.
Т. К.: Наталья, а как у вас с УФ-красками для
листового офсета? Задаю этот вопрос потому, что Huber Group
на drupa представил новое поколение УФ-красок, и мы планируем
значительное увеличение роста продаж в данном секторе, так как
новые краски не просто имеют современные печатно-технические
свойства, но и достаточно привлекательны по цене. Кроме того,
мы возобновляем изготовление смесевых красок на станции смешения.
Н. С.: Мы поставляем японские краски Megami.
На этом рынке есть 4–5 основных производителей красок, которых
можно встретить практически в любой типографии. Но есть еще
очень много совершенно неизвестных, которые тоже имеют свою
долю. Этот рынок был переоценен, что сегодня можно констатировать.
Прогнозы роста доли листовой УФ-печати не оправдались.
ГАРТ: Понятно, а какая еще тема сегодня актуальна?
Т. К.: Для нас актуален вопрос участия или
неучастия в следующей выставке «ПолиграфИнтер». Вопрос скорее
экономической целесообразности: площади дороги, а вероятность
появления на выставке новых клиентов невысока. Реально, прошлая
выставка показала, что это именно место встречи старых знакомых.
Разговоры о новых контрактах и о деньгах мы там не вели.
Если же взять стенд поменьше, то все сразу
начнут вопросы задавать: «А что это стенд у вас меньше стал?»
Н. С.: Если я правильно помню, «ЯМ Интернешнл»
— один из старейших участников «ПолиграфИнтер» и на данном этапе
мы не видим необходимости менять свою политику в отношении выставки.
Конечно, во многом «ПолиграфИнтер» стал местом встречи старых
партнеров, но это также и возможность для демонстрации новых
технологий в нашей отрасли. В любом случае, до следующей выставки
остался еще целый год...
ГАРТ: А drupa в этом году была нужна?
Н. С.: Да. Были ожидания, которые не совсем
оправдались. Ничего революционного не произошло.
Т. К.: Нужна, но действительно никаких открытий
на drupa не было, а вот с точки зрения затрат нам, как поставщикам
расходных материалов, было проще. Приезд в Дюссельдорф основных
клиентов, которые приходили к нам на стенд, был организован
поставщиками оборудования.
Все хорошо, но по самой выставке чувствуется
влияние экономической ситуации по всей Европе.
ГАРТ: Но в целом все хорошо?
Т. К.: Да, за исключением нехороших ощущений
по поводу экономической ситуации.
Н. С.: Абсолютно ясно, что есть проблемы. Вопрос
в том, придет ли эта ситуация постепенно в норму или перерастет
в кризис? Иногда хочется, чтобы кто-то эти ощущения развеял.
ГАРТ: Развеять я, к сожалению, не смогу :-)
Тем не менее, большое спасибо за состоявшийся триалог.