НОМЕР 8 2008

Обложка


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера

Михаил
БЫЧКОВ

«Гейдельберг СНГ»
Руководитель Центра расходных материалов

Виктор
САМОЛОВОВ

Flint Group
Глава представительства

ГАРТ: Господа, очень хорошо, что удалось собрать вас вместе. Давайте поговорим о российском рынке расходных материалов? Он растет, стоит или падает?

В. С.: Я считаю, что рынок еще не достиг пика насыщения в его макроэкономическом измерении. Есть тому и подтверждения — это установки нового оборудования и в офсете, и в гибкой упаковке, и в производстве гофротары. Объемы производства по-прежнему растут. Возможно, не теми темпами, как еще пару лет назад, но определенно растут.

М. Б.: Продажи расходных материалов если и растут, то существенно более низкими темпами. Согласитесь, потребление краски — основной показатель объема производства типографии. Когда оказывается, что он сократился, значит, сократилось и производство.

Не берусь оценивать в абсолютных цифрах, но это лето показало, что некоторые типографии вообще простаивали. Есть и другие примеры, когда типография устанавливает к двум печатным машинам такую же третью, но при этом 50% роста потребления красок у них не происходит. 10–15% максимум. Связано ли это с глобальными экономическими изменениями, или просто наш рынок меняется, но это факт.

В. С.: Ситуация на российском полиграфическом рынке, конечно, подогревалась и подогревается тем, что западные аналитики считают его перспективным. И это именно так. В Европе осталось два интересных развивающихся рынка: Россия и Турция.

Объемы в российских «целевых» отраслях, скажем, пищевой промышленности и масс-медиа — растут. Это объективные факторы. Есть разные тренды в секторах, но «общий рынок» полиграфической продукции все же растет. Другое дело, что складываются разные ситуации, где-то отечественное производство может сокращаться — в силу определенных причин. Соответственно, это может оказывать влияние на рынок расходных материалов.

ГАРТ: Виктор, а как изменилась ситуация со времен одной из наших встреч с участием производителей красок, которая прошла у нас три года назад?

В. С.: Мы тогда попытались дать экспертные оценки нашего рынка. На сегодняшний день ситуация изменилась. Скажем, рост по краскам для печати упаковки снизился с двузначных цифр до однозначных, максимум 10%. По листовым краскам рост еще меньше, не более 5%. Тем не менее, это рост.

ГАРТ: Михаил, а как Вы оцениваете перспективы рынка листовой офсетной печати? Ведь «Гейдельберг СНГ» является, видимо, крупнейшим поставщиком расходных материалов для нее?

М. Б.: У нашего подразделения рост продаж расходных материалов в этом году несколько выше среднерыночного. По разным сегментам он составляет сегодня от 10 до 20%. Но этот процесс идет скорее не за счет общего роста рынка, а благодаря тому, что мы несколько изменили каналы сбыта и выигрываем в конкурентной борьбе за новых клиентов. Рост объемов продаж региональных дилеров остается в этом году примерно на уровне 2007 г., но существенно быстрее растут прямые продажи «Гейдельберг СНГ» в Москве и СПб.

ГАРТ: Михаил, для Heidelberg во всем мире расходные материалы являются сегодня стратегическим направлением. Нет опасений, что дилеры в российских регионах испугаются дальнейшей экспансии?

М. Б.: Для нас материалы — очень важное направление, безусловно. Но есть еще и экономические показатели: оборот на сотрудника и прибыль на сотрудника. Это важнейшие характеристики эффективности бизнеса. К примеру, штатное расписание в нашем дивизионе остается неизменным, оборот растет, при этом рентабельность остается на прежнем высоком уровне, а в процентном измерении значительно опережает рост оборота.

Таким образом, объективных предпосылок «расширения штата» нет — нам намного интереснее, чтобы дилеры продавали больше.

Возвращаясь к росту, у нас, например, по офсетным полотнам в этом году получится 20% вверх, причем этот рост обеспечивают существующие клиенты. Не знаю, кроме как возросшими требованиями заказчиков печатной продукции я объяснить этот факт ничем не могу.

Есть и негативные тенденции на листовом рынке: офсетные типографии покупают оборудование для других способов печати. Предприятия, печатавшие картонную упаковку, покупают широкорулонные флексомашины для производства гибкой. Крупнейший производитель сухой этикетки переходит на глубокую печать. Массовым этот процесс назвать нельзя, но он идет.

В этом году наблюдается развитие другой негативной тенденции — проблема неплатежей типографий за расходные материалы. И в Москве, и в регионах.

В. С.: Да, просроченная задолженность типографий становиться все более и более заметной чертой сегодняшнего дня. Думаю, это ощущают все участники рынка. При этом все мы слышим о неплатежах от клиентов типографий (если говорить про упаковку — это производители, например, пищевых продуктов). Те, наверное, оправдываются задержками в оплатах от розничных сетей. А дальше стоп... Покупатель-то в супермаркете всегда делает «предоплату». Причем стоит в очереди! Вот такая интересная цепочка. Так что, пока в стране дорогие деньги, будет выгоднее «получать» оборотку от поставщиков.

ГАРТ: И что же теперь делать. Ведь предполагается очередное повышение цен на материалы?

М. Б.: Цены на расходные материалы продолжат расти и неплатежи в России здесь, конечно, ни при чем. По разным позициям повышение составит от 10 до 30%. Больше всего этот процесс затронет смывки. Меньше повысятся цены на материалы, в которых доля продуктов нефтепереработки невелика.

ГАРТ: Но основные факторы, типа цен на нефть, уже не так актуальны. Понятно, что экономические процессы инерционные...

В. С.: Да, безусловно, инерция высокая. Многие привыкли все сравнивать с биржевыми ценами на нефть. Но это лишь один показатель, и то индикативный, а есть другие параметры себестоимости производства в Европе. Прогноз роста цен на электроэнергию и газ на 2009 г., например, в промышленном секторе Англии составляет около 30 и 70% соответственно. Это официальные цифры комиссии ЕС. Понятно, что они не могут не сказаться на цене конечной продукции.

ГАРТ: Но ведь есть еще китайские производители материалов...

М. Б.: Да, есть. Мы поставляем китайские материалы. Часть традиционных пластин, например. Но цены на них тоже растут.

ГАРТ: При повышении цен и сегодняшнем состоянии российского рынка число типографий может начать планомерно сокращаться?

В. С.: Давайте рассуждать логично. Скажем, краски — видимая статья расходов офсетной типографии, но даже десятипроцентное повышение цен на них не должно сильно влиять на структуру себестоимости полиграфической продукции. Процесс, конечно, болезненный, но типографии должны транслировать повышение цен на клиентов. Во всем мире это так, все повышения должен оплачивать конечный потребитель в супермаркете. Только у нас существенные колебания цен приходится демпфировать поставщикам материалов и типографиям. Это в конечном счете не может не сказаться на операционных результатах.

Основной причиной, почему типографии не могут перенести повышение цен на клиентов, является малая консолидированность нашей полиграфической отрасли, за исключением, возможно, производства журналов. Во всех остальных секторах доля крупнейшего производителя (типографии) составляет не более 5–10% рынка (есть, конечно, и здесь исключения, если рассматривать более узко каждый сегмент).

Основные потребители, например, упаковки, существенно более консолидированы (опять же посегментно). И благодаря этому они в состоянии повлиять на цепочку создания добавленной стоимости (value-chain) куда более существенно.

Но это явление временное. Если предполагать у нас такое же развитие ситуации, как в полиграфии США и Европы, то мы рано или поздно перейдем к этапу консолидации. Число типографий будет сокращаться. Либо за счет реальных слияний и поглощений, либо предприятия будут просто уходить с рынка, а их доля перераспределяться. На этом фоне будут приходить еще и крупнейшие мировые игроки.

ГАРТ: Виктор, а как идет процесс консолидации на рынке производства красок и конкретно у Flint Group?

В. С.: Можно сказать, что индустрия производства печатных красок на сегодня существенно более консолидирована, чем еще несколько лет назад. Тем не менее, это не позволяет нам «диктовать» цены ни нашим поставщикам, ни нашим клиентам. Но и покрывать полностью рост цен на сырье и сопутствующие производству издержки становится все труднее и труднее, и поэтому наша индустрия, чтобы выжить, вынуждена поднимать цены на свою продукцию.

А процесс консолидации в рамках Flint Group фактически завершен. Причем, это было сделано достаточно быстро. Интересным показателем является, например, то, что листовые краски для американского рынка делаются сегодня на производстве в Штутгарте — самом мощном и современном заводе офсетных красок в Европе. Преимущество локального производства нивелируется сегодня развитой глобальной логистикой, но, как всегда, с оговорками...

ГАРТ: Есть еще один фактор. Эффективность организации наших полиграфических производств часто очень сильно отличается от европейских.

В. С.: Возможно. Но себестоимость «чистого» производства в России не должна быть выше, чем в Европе. Все-таки у нас и затраты на оплату труда ниже (Москва особый случай), электричество и газ — тоже.

ГАРТ: Владельцы типографий могут не согласиться с Вами.

В. С.: Да, можно возразить про таможню, про административные «барьеры» и пр. Но некоторые акционеры продолжают ожидать высокой маржинальности от своего производственного бизнеса. Это один из основных факторов, которые влияют на ситуацию.

ГАРТ: Но есть все-таки нотка оптимизма. После того, как многие типографии выехали из Москвы, а экономическая ситуация начала меняться, стал приходить спам про аренду по разумным ценам.

М. Б.: Не верю. Нет, верю, что завлекают низкими ценами. Мы, например, арендовали помещение под производство в Сокольниках, сделали ремонт, а потом объявились новые владельцы здания, которые повысили плату до неразумной. Пришлось искать другой вариант.

В. С.: Я соглашусь, это нелогично. Производства из Москвы уйдут. Других вариантов нет. Вообще непонятно, как можно работать в городе, который представляет собой одну большую автомобильную пробку.

М. Б.: Есть еще одно перспективное направление развития бизнеса расходных материалов для полиграфии. Это организация производства здесь. В частности, это актуально для смывок и химии. Один из наших немецких поставщиков такое производство уже имеет. Вторым примером может служить производство лаков.

ГАРТ: Насколько нам известно, компоненты для смешивания смывок придется импортировать, ведь наша нефтепереработка не дает приемлемого качества. А это существенно усложняет организацию производства.

М. Б.: Что-то завозить, что-то импортное можно покупать здесь по разумным ценам. Варианты есть, и в ближайшие годы такие производства будут появляться.

ГАРТ: А как вы оцениваете возможные изменения в рядах поставщиков расходных материалов?

В. С.: А что, у вас есть информация (смеется)? Основные игроки рынка определены, стабильно работают и не демонстрируют каких-либо попыток уйти. Появляются новички с новыми или старыми брендами. Это нормально.

М. Б.: Есть в России небольшие поставщики материалов, которые до некоторого времени были готовы играть против крупных и не повышать цены. Но сегодня такая игра становится уже совсем неразумной, мне кажется.

Появляются новые, поднимаются старые... Логичный процесс, небольшие поставщики будут приходить и уходить. С уходом одних в Европе образуются свободные бренды. Находятся желающие здесь ими поторговать...

ГАРТ: Да, процесс бесконечный, по крайней мере, пока в Европе существуют еще небольшие компании-производители материалов. Хорошо, господа, большое спасибо за триалог.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства