НОМЕР 6 2008

Обложка


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ КАРТОНА

В предыдущем номере мы зацепили проблему стоимости и «продавабельности» наших типографий. И она нас зацепила. И поставщиков зацепила тоже — они обиделись, начались намеки про снятие рекламы. Так что теперь будем позитивные материалы делать ;)

Сегодня, когда на нашем рынке рекламнокоммерческой печати ситуация не самая лучшая, многие типографии стремятся уйти в сегменты с пусть небольшой, но стабильной прибылью. Кто не захочет стать крупнейшим российским производителем упаковки? Построить современное и эффективное производство. Сначала побаловаться, а потом, может, на продажу.

Если говорить о существующих в России мощностях по производству упаковки из мелованного картона, то нам ситуация кажется неясной. После ухода МКПК и других локальных изменений 2005–2007 гг. объем импорта мелованных картонов в прошлом году все равно очень существенно вырос. А еще есть Питерский КПК со своими картонами... Но об этом позже.

Понятно, что и коммерческие типографии потребляют много картона. Папки, открытки, различные календари... Но это все чистоцеллюлозный. А куда же девается макулатурный? Значит, скорее всего, есть место и для новых игроков, ведь ктото должен весь этот растущий объем перерабатывать.

РАЗМЕЧАЕМ ЗАГОТОВКУ

Ну, а мы, как и обещали в эпиграфе, попробуем смоделировать на бумаге современную эффективную упаковочную типографию. Что такое производство упаковки из мелованного картона? Если грубо, то одна шестикрасочная листовая машина полного формата, высокая, под картон, с секцией лакирования. Две автоматические линии для высечки, две фальцевальносклеивающие линии, огромный склад и... система СТР. Чтоб была. Такие мощности при круглосуточной эксплуатации теоретически могут производить 1 тыс. т картонных коробок в месяц или 12 тыс. т в год. Это составит 2–3% от общего объема потребленного в 2007 г. в РФ мелованного картона. Правда, ключевое слово здесь «теоретически».

Ктото будет показывать на меня пальцами и обвинять в непрофессионализме. И это правда: главный редактор мало что понимает в организации процесса производства упаковки. Еще раз подчеркну: мы строим модель производства с перспективой на продажу и не будем покупать неновые машины. Здесь упомянут логичный и легко расширяемый комплект с приблизительной ценой в 5 млн евро. Пока металл не подорожал и цены на это «железо» не взлетели в два раза. И понятно, что следующим шагом на такое производство надо покупать вторую печатную машину. О ее конфигурации можно поспорить, но она тоже будет упаковочная. То есть, мы строим строго специализированную типографию. Никакой элитарности, в крайнем случае — конгрев.

Теперь возникает вопрос, как с таким комплектом конкурировать на рынке. Надо же хоть некоторое время поработать, перед тем как это... продать бизнес. Найти заказчиков при новом оборудовании, наверное, не очень сложно. Да, печатная машина одна, но крупные клиенты все равно обычно делят объемы между несколькими типографиями. В крайнем случае, конкуренты напечатают больше. Так что потребуется полгода на знакомство с P&G, Henkel, «Балтикой» и пр. Участие в тендерах и пр. Почему нужны крупные клиенты? Минимальный срок прохождения небольшого заказа на 5–10 т продукции при той загрузке, которую мы запланировали, составит две недели. Быстрее не получится. Вся мелочь с «типа срочными» заказами малыми тиражами просто отпадает.

А еще потребуется отработка каналов и схем поставок картона. У нас цены растут, а в Европе существенно более стабильны. И крупнейшим потребителям производители картона отгружают свою продукцию на условиях, которые нашимто бумажным оптовикам никогда и не снились. Вообще, во всем цивилозованном мире упаковочные производства работают напрямую с производителями бумаги.

ОТРЕЗАЕМ ЛИШНЕЕ

При таком правильном подходе к бизнесу и современном оборудовании персонал потребуется совсем немногочисленный. Да, четыре смены всех, за исключением допечатки. Операторы машин, помощники, разнорабочие. Отдельно — офис, менеджеры, допечатка, финансы и бухгалтерия. Но тоже немногочисленная. Есть предположение, что смена может спокойно состоять из 10 чел. Если цех просторный, а мы предполагаем его просторным, тогда нет нужды нанимать шумахеров водителями погрузчиков.

Что касается помещений, то надо парутройку тыс. м2 под производство и раза в два больше — под склад и логистику. Это с учетом того, что мы не собираемся ограничиваться имеющимся набором оборудования. Ну, нужно... Короче, сойдемся на одноуровневом сооружении площадью 8 тыс. м2. (Вспомните предыдущий номер про важность резервных площадей). Покупка земли, строительство, электричество, коммуникации... В ближнем Подмосковье, например, получится еще несколько млн евро. Там будут проблемы с квалифицированным персоналом, но эти вопросы люди какимто образом решают. Можно гостиницу построить, поле для гольфа и пр. А еще подъезд к производству должен быть не только удобным, но и весьма основательным. Ведь 1 тыс. т картона в месяц — это 50 фур завезти и не меньшее количество автомобилей для отгрузки продукции принять. Грунтовой дорогой не обойдешься. А дорога — это опять баблос.

СКЛАДЫВАЕМ И КЛЕИМ

Ну ладно, все построили, оборудование купили, установили, даже дорогу нормальную сделали. Заказы тоже нашли и начали печатать. Теперь все, кто дочитал до этого места, могут загрузить Excel или взять в руки калькуляторы.

Тамошние упаковщики больше привыкли считать объемы в тоннах картона, а не в листахоттисках. Так же, как и печатники гибкой упаковки. Но это не так важно. А важно то, что получается очень интересная арифметика, которая демонстрирует некоторые аспекты экономики производства.

Можно за среднюю плотность принять, видимо, 300 г/м2. По крайней мере, на порядок мы не ошибемся. Но понятно, что бывает импортный чистоцеллюлозный картон, на котором печатать одно удовольствие, и тоже мелованный, но макулатурный. Закупочные цены разные, стоимость производимой упаковки — тоже. Так что эти два потока нужно считать отдельно.

А теперь попробуйте оценить, почем вы продаете тонну макулатурного картона уже в виде коробок. Возьмите свой характерный заказ, позвоните технологам (сколько там коробок укладывается на листе?) и пересчитайте. Вроде должно быть не очень сложно. Нам отсюда не очень хорошо видно, что там получилось на вашем калькуляторе, но есть опасение, что соотношение цены тонны коробок к стоимости тонны картона — не самое высокое. А это и есть производимая вашим предприятием добавленная стоимость (если все вычисления производить без НДС). Но это так, к слову. Теперь, пока калькулятор у вас в руках, разделите тонны отгруженной упаковки за год на число сотрудников предприятия. Это число тоже потребуется в дальнейшем. И калькулятор далеко не убирайте.

С КЕМ БОРЕМСЯ?

Рассказывая о мировом полиграфическом рынке, мы приводили в пример самые разные страны, но почемуто до сих пор незаслуженно обходили вниманием Австрию, которая, оказывается, знаменита не только Венской оперой и горнолыжными курортами. Там располагается крупнейший европейский производитель картонной упаковки — MayrMelnhof. Его мы и взяли для примера. Наверное, многие слышали истории о том, как два года назад эта компания существенно потревожила тихий питерский упаковочный рынок. Приобрела одного игрока и существенную долю в другом.

В 2007 г. 27 европейских предприятий его упаковочного подразделения (MM Packaging AG) переработали 653 тыс. т различных картонов. Оборот подразделения составил 958 млн евро. Надо, правда, сказать, что у них есть не только листовые производства, но и рулонные — для изготовления сигаретной пачки способом глубокой печати.

Именно расширение мощностей последних, а также приобретение компанией производств в России и Тунисе были, судя по годовому отчету за 2007 г., основными факторами роста. Но люди грустят. С одной стороны, наличие в портфеле крупнейших потребителей упаковки — это хорошо, потому что дает возможность выхода на новые географические рынки, но с другой — эти крупные клиенты постоянно предпринимают попытки снизить затраты на упаковку. Надо отметить, что пять крупнейших клиентов MM Packaging дают ему 43% оборота. Это красиво! Можно предположить, что нет ни одного с долей больше 15%. Да, более четверти от объема продаж приходится на Восточную Европу.

Что еще интересно: оказывается, пять крупнейших европейских производителей упаковки делают немногим более трети всего объема картонных коробок. То есть глобализация, которая идет на этом рынке уже давно, своего пика пока еще не достигла.

Да, в задаче не хватает данных. Поэтому еще одна цифра: штат MM Packaging составляет 5647 чел. Калькулятор, делим годовой оборот на это число и выходит 169 647 евро на человека. Это очень много.

Теперь разделим картон на людей. Получается почти 116 т на сотрудника в год. Давайте cверимся с нашими цифрами. 100 т на сотрудника означает, что мы на наше моделируемое картонное предприятие можем нанять 120 чел., что, конечно, перебор.

Вернемся к MM Packaging. Опять берем калькулятор и делим 958 на 653. Получается, что они продают готовую упаковку по 1467 евро за тонну.

Это некоторый микс продукции из макулатурного и чистоцеллюлозного картона. Их доли нам неизвестны, и мы по «средней температуре по больнице» можем только строить предположения… Но так или иначе, цифра интересная.

Операционная прибыль подразделения составляет 10%. Давайте попробуем поразмыслить. Обычно составители финансовых отчетов стараются как можно больше запутать читателя. А вдруг он окажется инвестором... В нашем понимании под термином «операционная прибыль» для работающей в Европе компании понимается «прибыль до уплаты налогов». Это когда заплатили за материалы, услуги, аренду, начислили амортизацию, выплатили зарплату. Из операционной прибыли вычитаются налоги на прибыль, потом начисляются диведенды владельцам акций. В результате остается честно «отмытая», чистая прибыль компании. Она составляет... Сейчас, где у нас калькулятор? 4,46%. Это очень высокая планка!

И ПОЧЕМ?

Если ктото ждет, что мы сейчас здесь озвучим, по аналогии с предыдущим номером, смешную цену, за которую можно купить этого крупнейшего производителя упаковки, то, к сожалению, с этим не получится. Капитализация группы по нынешним плохим временам очень высока и составляет на конец первого квартала 2008 г. почти 1,5 млрд евро. Конечно, наш стабилизационный фонд с такой покупкой справится, но зачем? Надо сказать, что есть небольшая хитрость. В группу MayrMelnhof, помимо MM Packaging, входит еще и вторая компания. Это MM Karton — крупнейший в Европе производитель макулатурного картона. То есть, на самомто деле они просто сами себе продают картон по цене дешевле краденого. А потом получают суперские экономические результаты...

Такая версия имеет право на жизнь, хотя, по данным годового отчета, продажи между подразделениями не превышают 145 млн евро. Существенно меньше, чем полный объем необходимого MM Packaging картона... Да и при наличии производства сигаретных пачек очень большая доля производства должна приходиться на чистоцеллюлозный картон, мощности по производству которого у MayrMelnhof совсем небольшие.

В списке крупнейших европейских производителей упаковки есть компания с американскими корнями. Это Chesapeake. При годовом объеме производства более 200 тыс. т, капитализация ее составляет 30 млн долл. — не намного больше, чем предполагалось вложить в наше моделируемое предприятие. Но это совсем другая история.

ВЕРНЕМСЯ К НАМ

Нам кажется, что приведено достаточно информации для размышления. Есть возможность сравниться с австрийцами по цифрам.

Что интересно, у нас есть компания, похожая на MayrMelnhof. Это СанктПетербургский КПК. Масштаб, конечно в 20–30 раз поменьше по объемам. Наш КПК — крупнейший производитель отечественного мелованного макулатурного картона. И в его составе — одна из крупнейших в России упаковочных типографий. Но, что интересно, производство картона КПК увеличил, а вот упаковки в прошлом году произвел на 14% меньше, чем в 2006. Почему бы это?

Ходят слухи о том, что Knauf, владеющий 30% акций предприятия, хочет получить полный контроль над ним. Тогда КПК будет, видимо, полностью переориентирован на другой картон, который используется в производстве гипсокартонных плит. А наша упаковочная промышленность лишится одного из важных источников сырья.

А еще наш другой крупнейший упаковочный холдинг чуть было не обрушил весь российский фондовый рынок. На данный момент его ситуация называется техническим дефолтом. Есть еще две недели на выплату оставшихся по обязательствам 500 млн рублей. Но расплатятся. У нас, по крайней мере, нет сомнений.

РОСУПАК 13Я МЕЖДУНАРОДНАЯ

Наверное, никто не будет спорить с тем, что Международная специализированная выставка «Росупак» является зеркалом российского рынка упаковки. Вот прошел недавно очередной «Росупак», и мы теперь сидим и думаем, то ли рынок у нас такой, то ли с зекралом чтото… По ощущениям, экспонентов и посетителей было немного, проходы между стендами были очень просторными, а лица менеджеров — скучающими. Кстати, на момент написания этого материала на официальном сайте MVK так и не появилось итогов с традиционной статистикой по квадратным метрам, странам и посещаемости. А жаль, было бы любопытно проверить, насколько верны ощущения.

Конечно, свою роль здесь сыграло то, что в «Росупаке» перестали участвовать поставщики полиграфического оборудования. А ведь когдато, когда выставка еще походила в Сокольниках, они занимали немалую часть экспозиции. Конечно же, никуда не делась транспортногеографическая проблема. Да много еще чего. Хотя бы тот же пресловутый Интернет. И то, что рынок уже сложился, все друг друга знают и многие вопросы решаются при индивидуальной встрече, а то и просто одним телефонным звонком. И то, что ничего принципиально нового на рынке не появляется. И упаковка у нас не хуже, чем в Европе. И «Интерпак» прошел не так давно.

Ну, а потом, хоть мы люди и не суеверные, но всетаки прошедшая недавно в «Крокусе» была 13й по счету. Возможно, этим все и объясняется.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства