НОМЕР 6 2008

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Юрий
ЗАХАРЖЕВСКИЙ

КОЛОНКА ЗАХАРЖЕВСКОГО

На фоне инфляции и продовольственного кризиса подвергаются пересмотру многие сложившиеся экономические схемы. В октябре 2007 г. ФАС России даже направила запрос компании Tetra Pak и ряду других крупных производителей, чтобы выяснить влияние роста стоимости упаковки на цену молочных продуктов. Нечего сказать — нашли причину роста цен! При том, что в соседних магазинах цена одного и того же пакета с молоком или кефиром может отличаться на несколько рублей, то есть больше, чем на стоимость упаковки. Да и те величины, на которые подорожали молочные продукты (литровый пакет — за год рублей на десять, а то и больше), с ее стоимостью никак не вяжутся.

Если уж на то пошло, упаковщики как раз и пострадали от прошлогоднего скачка цен: сразу после него количество заказов стало быстро падать. Последующие, менее заметные подорожания также не содействовали росту потребления. Так что искать причину возрастания стоимости продуктов в росте цен на упаковку — это абсурд. Но государству надо срочно найти виновных. Разобраться как следует и наказать кого попало. Получается, что одной рукой оно душит полиграфистов с помощью таможенных пошлин на расходные материалы, а другой — аккуратно так прижимает к стенке. И задает вопрос: а не собираетесь ли вы, господа, цены повышать? Лучше не собирайтесь! И после всего этого ктото еще надеется на разумный подход государства к нашим проблемам? Хотя, наверное, я ошибаюсь. Конечно, никто уже давно на это не надеется.

ЗАТЯНУТЬ ПОЯСА?

Еще в номере о СТР главред поднял те му о подорожании алюминия, которое для некоторых видов упаковки может стать проблемой (рис. 1 ).

РИС. 1. ВНУТРИ ФОЛЬГА, СНАРУЖИ НАПЫЛЕНИЕ

Для рынка молочных продуктов это не так уж страшно: ну, перейдут потребители со стерилизованного на пастеризованное молоко (в упаковке последнего фольга обычно не используется). Собственно, в развитых странах предпочитают продукты с небольшим сроком хранения, ведь живые кисломолочные культуры не могут храниться месяцами.

А вот разговоры о глобальном продовольственном кризисе заставляют задуматься. Можно, конечно, предположить, что подорожание пищи стимулирует производителей экономить на упаковке, и скоро ее снова заменят кульки из оберточной бумаги. Но дело обстоит не совсем так. Ведь именно упаковка помогает в поставках и распределении питания, позволяет сохранить пищу в течение длительного срока, а также транспортировать ее на значительные расстояния, сглаживая разницу в снабжении между регионами.

На чем действительно могут сэкономить в случае подорожания продуктов питания — так это на полиграфии: тиснение фольгой, печать пантонами и прочие полиграфические изыски станут недопустимой роскошью. Так что, если пессимистичные прогнозы относительно продовольственного кризиса сбудутся, полиграфистам придется затягивать пояса и в прямом, и в переносном смысле.

Еще один фактор, влияющий на упаковку — всеобщее «озеленение». Даже недавней drupa присваивали наименование «зеленой». В соответствии с этой тенденцией, в упаковке все чаще применяются биоразлагемые материалы. Однако они дороже обычных, «химических». Следовательно, снова придется на чемто сэкономить. Скорее всего, сэкономят на полиграфии.

РЕКЛАМА НА УПАКОВКЕ

Но есть и приятные моменты — упаковка все чаще становится достойным местом размещения рекламы, а если так, может, вымирание полиграфистам и не грозит? Своеобразным примером модной сегодня мультимедийности (о которой шла речь в прошлом номере) могут послужить изделия, объединенные под брендом «Смешарики» — сборники мультфильмов, компьютерные игры, игрушки, детская косметика, книжки, пищевые продукты. Обратите внимание на информацию, размещенную на одном из видов упаковки (рис. 2): это не только ссылка на сайт, но и реклама агентства переводов. Возможно, это только начало новой тенденции в рекламе. Ведь, в некотором смысле, упаковка — гораздо более честный способ донести свое сообщение до покупателя, чем дорогой каталог под видом журнала. Купит ли потребитель журнал или каталог — еще вопрос. Когда видишь «глянцевое» издание, в котором сотни страниц заполнены рекламой, хочется взять в кавычки не только слово «глянцевый», но и слово «журнал»: по сути дела, это всего лишь каталоги с небольшими вкраплениями авторских материалов. Которые тоже непременно чтото рекламируют: если не товар — так идею.

РИС. 2. И ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ПЕРЕВОДЫ?

Обратит ли читатель внимание на рекламу или равнодушно перевернет страницу? А поверхность упаковки не так уж велика, чтобы потребитель не успел увидеть информацию до того, как отправить ее в мусорное ведро. К тому же, пока это у нас сравнительно ново, следовательно — актуально.

УПАКОВКА БЕСЦЕННОГО ГРУЗА

Но успокаиваться рано. Должны же быть и другие, альтернативные пути развития. Вот, например, интересно, а можно ли рассматривать одежду (рис. 3) как упаковку? Упаковку для людей. По крайней мере, этот рынок еще долго продержится. Книги и журналы можно покупать, брать в библиотеке, а то и вовсе обходиться без пищи духовной. А вот бренное тело покрывать чемто надо. Так что изображения на одежде еще долго будут актуальны. Интересно, что, как и в случае с книгами, в последнее время наблюдается тяга к персонализированным «изданиям»: благодаря полиграфическим технологиям изображение можно нанести всего на одну майку, бейсболку или наволочку — и это не будет стоить целое состояние. Вслед за трафаретом в индустрию одежды двинулись и струйники, которые как раз и могут обеспечить индивидуальную печать. Если в книжных магазинах делают теперь «книги по требованию», то что помешает магазинам одежды и ателье пойти по тому же пути и делать «по требованию» не только майки, но и шторы, постельное белье и т. д.

РИС. 3. КАКИЕ ГАЗЕТЫ ПРЕДПОЧИТАЕТЕ?

Разумеется, большинство полиграфистов скажет, что им это неинтересно — потому что «совсем другой бизнес». Ну, тем лучше. Значит, они не сильно расстроятся, когда этим бизнесом займутся совсем другие люди.

ПЛЮСЫ И МУНУСЫ

A

В прошлом году я писал, что известная марка соков Rich теперь выпускается в пакетах SIG Combibloc, а не Tetra Pak, как ранее. Tetra Pak, как говорится, в долгу не остался: осенью 2007 г. соки другой известной марки — «Сады Придонья» — вместо пакетов производства SIG Combibloc (рис. А) стали разливать в упаковку Tetra Gemina Aseptic (рис. B). Интересно, что отечественный производитель соков освоил этот новый вид упаковки одним из первых в мире.

B

Tetra Pak подчеркивает удобство выливания жидкости из пакета со скошенным верхом. Хотя, если уж на то пошло, такое же удобство давно предоставляет старый добрый Pure Pak (рис. C).

C

Разумеется, у этой замены есть как преимущества, так и недостатки. Вместо глубокой печати теперь применяется флексографская, которая уступает первому способу в воспроизведении «фотосюжетов» и полутонов. Не случайно, благодаря грамотному решению дизайнеров (между прочим, российских), из нового оформления исчезли мелкие элементы, а внимание концентрируется на крупных ярких объектах. Зато теперь ламинация происходит после печати, что защищает изображение от царапин и делает его более глянцевым.

D

Однако если в пакетах SIG Combibloc шов проходил практически по грани, то в новых пакетах Tetra Pak посредине панели, и этот шов не всегда получается идеально точным (рис. D).














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства