НОМЕР 5 2008

Обложка


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера

ТАЙНА ЗОЛОТОГО КЛЮЧИКА

Нам попались очень интересные материалы по американскому рынку, на котором, видимо, прокатывается уже не первая волна слияний и поглощений среди типографий.

Наш рынок к таким процессам не совсем готов, тем не менее, это интересно. Ведь появляется все больше тех, кто принял решение выкопать деньги и выйти из игры

ГЛАВА ПЕРВАЯ
Как возникает рынок

- Идем, Базилио, - обиженно свернув нос, сказала лиса, - нам не верят - и не надо...
- Нет, нет, - закричал Буратино, верю, верю!..

(А. Толстой, «Золотой ключик,
или приключения Буратино»)

Что он из себя представляет, этот самый рынок типографий? И откуда он мог возникнуть? Если обратиться к капиталистическому определению, то рынок появляется тогда, когда возникают два типа субъектов. Одни готовы продать, другие - купить определенный товар: азбуку с картинками или полиграфическое предприятие... При этом всем понятно, что некоторые товары могут продаваться как целиком, так и частями. Отдельными подразделениями, филиалами или просто долями в акционерном капитале.

Напомним, что в США и Европе в рамках этого рынка уже несколько лет идет планомерный процесс укрупнения полиграфических предприятий и существенного сокращения числа небольших типографий. Чаще они разоряются, реже их поглощают. Причем способов оценки стоимости полиграфического предприятия, как, впрочем, и любого другого бизнеса, у них существенно больше, чем «оборудование плюс оборотные». Но у нас пока принято именно так.

Нашего рынка до перестройки по понятным причинам не было. Он появился в начале 90-х с началом приватизации предприятий. Кому-то разрешали приватизироваться, кого-то оставляли про запас. Тем не менее, уже в те годы в РФ некоторые государственные типографии стали частными. Продавцом выступило государство. Первыми покупателями - книжные издательства, которые к тому моменту уже накопили достаточные капиталы для того, чтобы поучаствовать в процессе.

Надо сказать, что бывшие государственные, а потом акционированные предприятия имели обычно неплохие помещения и/или существенную долю на рынках производства книг или упаковки. По крайней мере, основной причиной возникновения рынка в Москве стали именно эти факторы. Но постепенно потенциальным пользователям полиграфических мощностей стало ясно, что намного проще получить контроль над типографией, чем покупать ее.

На Западе все просто. Есть многолетний опыт и правдоподобная статистика успехов и неудач купли-продажи типографий. Одно из важных наблюдений, которые они сделали: намного более успешными являются слияния и поглощения в период экономического спада, а не тогда, когда рынок на подъеме. Под успешностью таких сделок понимается повышение по прошествии времени стоимости одного предприятия за счет приобретения другого.

Сегодняшнюю общую российскую экономическую ситуацию на фоне продолжающегося роста цен на нефть кризисной назвать, конечно, нельзя. Но учитывая, что инфляция к концу года обгонит (видимо, в два раза) рост ВВП, можно говорить о том, что фактический рост в отраслях, не связанных с добычей и переработкой природных ископаемых и сельским хозяйством, стоит считать не ростом, а спадом.

ГЛАВА ВТОРАЯ
Такой бизнес

- За кусок холодной свинины и стакан вина я готов вам приставить к ляжке дюжину прекраснейших пиявочек...

(«Золотой ключик, или
приключения Буратино»)

У них там все уже давно классифицировали. И теперь, согласно классификации, делят покупателей типографий на три группы.

ИНВЕСТОРЫ ОДИН

Первая группа - просто инвестиционные фонды и частные инвесторы, которые могут вложить свои средства в полиграфическое предприятие с целью получения прибыли. В расчете на дивиденды или на рост стоимости акций. Есть, правда, исключительные примеры. Человек приобретает скромную долю в очень большой типографии и проводит своих людей в совет директоров. Назначает себя руководителем с окладом в несколько миллионов долларов в год, работает. Через какое-то время говорит «не получилось», уходит со всех постов, но только потом выясняется, что акции он на пике цены уже продал и на этом тоже заработал. И такой фокус он проделывал уже неоднократно. Все об этом знают, каждый раз, когда зоркий взгляд этого инвестора обращается на определенную типографию, текущему менеджменту ее сразу становится плохо. Конечно, до Кота Базилио ему далеко, но путь обогащения достаточно сомнительный. Хотя у них и считается законным.

На самом деле, чаще всего, портфельные инвесторы покупают погибающие типографии. Обычно они продаются совсем недорого. Если пропылесосить и попшикать освежителем воздуха - можно продать «исправленную» компанию другому инвестору или вывести ее акции на биржу. «Buying low, selling high!» - это принцип бизнеса. Да, кстати, у истории с Quebecor, о котором мы так много писали, есть продолжение. Но это, пожалуй, тема отдельного материала.

ИНВЕСТОРЫ ДВА

Вторая группа - самая простая. Это отраслевые инвесторы. Участники рынка (полиграфические предприятия) приобретают себе подобных по разным причинам. Чаще всего, для повышения собственной капитализации. Реже - когда они целенаправленно пытаются выйти на тот рынок, где пока не присутствуют. Добавить еще один сектор или регион.

ИНВЕСТОРЫ ТРИ

Третья, пока еще не очень понятная даже американцам группа потенциальных покупателей - это так называемые SWF (Sovereign Wealth Funds), государственные фонды тех стран, в которых пока не случился ипотечный кризис. Они оперируют сотнями миллиардов долларов и стараются на спаде американской и европейской экономики купить сейчас подешевле, чтобы продать потом подороже. Не всем, правда, разрешают это сделать. Но об этом мы уже достаточно подробно писали в ГАРТ №11 за прошлый год.

Был такой анекдот, разосланный известными первоапрельскими шутниками с сайта whattheythink.com. В нем рассказывалось о том, что за 90 млрд долл. SWF одной из арабских стран приобрел всю полиграфическую промышленность Америки. Сумма соответствует годовому объему продаж полиграфических предприятий в США.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Наш диагноз

Сова приложила ухо к груди Буратино.
- Пациент скорее мертв, чем жив, - прошептала она
и отвернула голову назад на сто восемьдесят градусов.

(«Золотой ключик, или
приключения Буратино»)

На самом деле, американцы, в отличие от наших, намного более прагматичны и легче расстаются с активами, которые не нужны. Тупой пример: неновый фотоаппарат на ebay стоит в несколько раз дешевле, чем такой же на нашем «молотке».

Да, у наших другой менталитет и своя логика. Но если взглянуть на признаки хороших и плохих типографий по-американски, то можно понять, что у нас пока еще немножко другой рынок. И основным противником на нашем рынке является наше же государство. Заметьте, что первым и важным является отсутствие профсоюза. У нас это пока еще далеко не самый главный фактор. Но есть все шансы, что он таким может стать.

Пошлины на импортную бумагу так и не отменили, несмотря на все попытки этого добиться, а цены на нее для наших типографий растут после того, как финские производители обиделись на повышение Россией экспортных пошлин на лес. Отыгрываются на нас при условии того, что европейский бумажный рынок сокращается. Для небольших типографий это еще не так страшно, а вот продукция тех, кто непосредственно конкурирует с западными полиграфическими предприятиями на журнальном и упаковочном рынках, оказывается совершенно неконкурентоспособной. Нет, с журналами есть официальный путь возврата таможенной пошлины, но это требует времени, и деньги оказываются замороженными надолго. Спасают длинные очереди на границе и такие новые таможенные фичи, как «сашетки отдельно, а журналы отдельно».

В России, кстати, тоже есть что-то типа SWF. И бывший президент (ныне - премьер-министр) давно призывал наших бизнесменов вкладывать деньги в зарубежные компании, пока сложилась такая благоприятная ситуация. Ну так и вложили бы! Нет, «будем развивать нашу лесную промышленность...» Так давайте нашу мелованную бумагу! А ее, видимо, и не будет.

Если кто-то помнит, то в конце 80-х был такой период, когда наши чиновники еще не представляли себе, каков должен быть размер отката и сколько по мировым ценам может стоить тонна танковой стали. Когда зампреда крупнейшего государственного банка ловили на взятке в штуку баксов, это было красиво. Прикупил компьютеров, блин.

В начале 90-х люди, принимающие решения, уже стали намного умнее, но сегодня создается впечатление, что наши чиновники опять не представляют себе масштабов своего могущества. Сейчас все крупнейшие мировые Карабасы-Барабасы из последних сил, взяв денег в долг, скупят оставшихся российских дереводобытчиков и переработчиков, а нормальную бумагу мы тогда уже точно будем продолжать импортировать из Финляндии.

ПРИЗНАКИ ХОРОШЕЙ АМЕРИКАНСКОЙ ТИПОГРАФИИ:

  • Отсутствие профсоюза;
  • Использование передовых технологий и системы управления предприятием;
  • Рост объемов продаж на протяжении 3-5 лет;
  • Стабильная прибыльность предприятия в последние 3-5 лет;
  • 25-30% резерва производственных мощностей;
  • 35-50% резерва производственных площадей;
  • Предприятие не привязано к своему географическому положению;
  • Долговременный договор на аренду помещений;
  • Отсутствуют клиенты, доля которых в объеме заказов превышает 20%;
  • Чистые, ухоженные производственные помещения;
  • Годовой оборот - более 10 млн долл. :-)

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Все так и будет, пока...

Буратино ужасно захотелось сейчас же похвастаться, что таинственный ключик лежит у него в кармане. Чтобы не проговориться, он стащил
с головы колпачок и запихал его в рот

(«Золотой ключик, или
приключения Буратино»)

Да, есть и у нас серьезные проекты по производству хорошей бумаги. Там готовы вложить 1 млрд долл. и пострить для начала производство целлюлозы. В другой инвестируют 500 млн и что-то может получиться лет через пять... Причем государство будет предоставлять налоговые преференции и берет на себя построение инфраструктуры. А это еще многие миллионы, если не миллиарды долларов. Тусовка...

Интересно, кто-то знает, сколько стоит сегодня M-Real? Ну, предположите. Третий по величине европейский производитель бумаги. Компания имела в 2007 г. оборот 4,4 млрд евро. Ну? Четыре миллиарда? Пять? Да? Один, [beep!] Максимум, и если не торговаться. Капитализация на 09.06.08 - 522 млн евро. Там, понятно, есть долги и обязательства... Ну, еще полмиллиарда для того, чтобы реально вернуть ее к жизни. Вошла бы в наш государственный холдинг...

А потом реализовать схему толлинга (пусть не только в производстве алюминия это слово используется), и мы получим замкнутую контролируемую цепочку, которая обеспечит разумные цены на мелованные бумаги и картоны на нашем рынке. Не на гипотетическую российскую мелованную бумагу и картон, которые когда-нибудь начнут производиться, а на проверенные десятилетиями Galerie Art, Galerie One, Simcoat и пр. При этом будет обеспечена подконтрольная эффективная переработка наших же лесных ресурсов.

ПРИЗНАКИ ПЛОХОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ТИПОГРАФИИ:

  • Наличие профсоюза;
  • Необходимость больших инвестиций в новое оборудование;
  • Спад объемов продаж;
  • Прибыль, чередующаяся с убытками;
  • Запутанная или отсутствующая реальная финансовая отчетность;
  • Невозможность расширения производства;
  • Слишком маленький или большой резерв производственных мощностей;
  • Заканчивается договор на аренду помещений;
  • Владелец планирует отойти от дел;
  • Есть клиенты, доля которых в объеме заказов превышает 20%;
  • Грязные и требующие ремонта производственные помещения;
  • Есть менеджер, на которого приходится более 25% заказов.

ГЛАВА ПЯТАЯ
Кукольная страна?

К Карабасу Барабасу подошел Дуремар; от него, как никогда, пахло тиной.

Э-хе-хе, - сказал он, собирая все лицо в кислые морщины, - никуда дела с лечебными пиявками. Вот хочу пойти к ним, - Дуремар указал на новую палатку, - хочу попроситься у них свечи зажигать или мести пол.

(«Золотой ключик, или
приключения Буратино»)














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства