КОЛОНКА ЗАХАРЖЕВСКОГО
Говоря об издательском бизнесе, уже не получится
оставить без внимания «небумажные» носители информации. Появилось
даже новое течение -«мультмедийные издательства». Это те, которые
работают одновременно через телевидение, Интернет, газеты и
т. п. Оптимисты, правда, по-прежнему утверждают, что Интернет
не конкурирует с периодическими изданиями, а помогает: анонсирует
статьи, привлекает читателей... Но ведь рано или поздно такое
мультимедийное издательство сделает очередной шаг. Заметили,
как Яндекс заботливо доставляет рекламу в зависимости от запросов
в поисковике? Это напоминает персонализированную контекстную
рассылку. А теперь представьте, что издательство, имеющее свой
сайт, в зависимости от интересов подписчика в Интернете, будет
высылать ему персонализированные номера газеты. Например, если
на сайте он интересуется покупкой автомобиля определенной марки
или недвижимости, то и в газете будет соответствующая реклама.
Заманчиво?
А КАК ЖЕ ОФСЕТ?
Заманчиво, но только не для офсетных типографий,
объем загрузки которых при этом значительно уменьшится. К примеру,
в компании Screen считают, что к 2015 г. существенная часть
газет и почти половина всех книг будет печататься цифровым способом.
Таким образом издательства сэкономят на перевозке, а читатели
того или иного города будут получать более оперативную и актуальную
информацию.
В спецвыпуске журнала «Курсив» (май с. г.) приводится прогноз
развития газетной печати в мире, из которого следует, что в
2018 г. количество газет, напечатанных цифровым способом, превысит
50% от общего числа. По прогнозам сторонников традиционной печати,
доля «персональных газет» будет гораздо меньше, но все же довольно
значительной.
Ситуация с книгами - аналогичная. За рубежом
стремительно завоевывает популярность новая услуга: в книжном
магазине устанавливается ЦПМ, печатающая «книги по требованию».
А для продажи через Интернет это вообще оптимальное решение.
И в итоге покупатель может получить любую книгу, имеющуюся в
недрах того или иного издательства, независимо от ее наличия
в магазине или на складе. Стоит это удовольствие пока недешево,
но зато чрезвычайно расширяет выбор покупателя. В принципе,
можно «издать» для себя даже какие-то старинные книги, которые
сейчас во многих музеях мира проходят оцифровку, поскольку бумага
- слишком ненадежный носитель, чтобы доверять ей литературные
сокровища.
В данном случае прослеживается две тенденции.
Первая: увеличение числа наименований книг с одновременным уменьшением
их тиражей приходит к своему логическому завершению - чрезвычайное
многообразие наименований, но тиражи исчисляются штуками.
Вторая тенденция заключается в том, что издатели становятся
все ближе к конечному потребителю (в каком-то смысле клиент
сам превращается в издателя), и книжные типографии в своем нынешнем
виде рискуют остаться не у дел. Поставщик оборудования, издательство,
магазин - а где здесь место для типографии?
С В2В НА В2С
Некоторые поставщики уже определили специальные
направления для работы с цифровой техникой. На drupa для заказчиков
полиграфической продукции в этом году впервые выделен отдельный
павильон. Получается, что производители оборудования обращаются
к нашим клиентам как бы через голову полиграфистов. Но можно
рассматривать это и по-другому: концепция В2В меняется на В2С.
Ту самую, что многие полиграфисты считают для себя неприемлемой:
не с руки нам, мол, работать с «человеком с улицы». Что ж, рано
или поздно человек с улицы сам найдет способ напечатать то,
что ему нужно.
Интересно, как это повлияет на состояние дел
с авторскими правами? Ведь даже при печати больших тиражей в
типографиях наблюдается множество случаев полиграфического «пиратства»
(не со стороны типографий, разумеется, а со стороны издателей).
А уж если печать переместится «на места»... Устоит ли менеджер
или оператор ЦПМ перед искушением, если покупатель сам принесет
диск? Да и обязан ли он проверять принадлежность принесенного
«с улицы» текста? Возможно, в литературном деле наступит некоторый
кризис, связанный с массовым нарушением авторских прав... Наверно,
я сейчас выскажу крамольную мысль: может, оно и к лучшему? У
очень многих людей отпадет охота выдавать на гора литературную
продукцию.
ЧИТАЯ
КЛАССИКОВ
Собственно говоря,
что напрасно винить современных авторов? Подход к литературе
(и искусству вообще) всегда был и остается коммерческим.
Только «проплатить» славу и признание читателей на многие
столетия вперед не удавалось еще никому.
У величайшего гения,
у самого бесспорного таланта бесконечны требования, которые
ему приходится себе предъявлять, и неописуемо прилежание,
необходимое для его развития. Но когда обстоятельства
мало на него воздействуют, когда он замечает, что свет
не так уж трудно удовлетворить, и сам ищет лишь легкой,
приятной видимости, то было бы удивительно, если бы стремление
к удобствам и самолюбие не удерживали бы его на уровне
посредственности.
И. В. Гете
Когда Гораций преподал
писателям знаменитое правило на девять лет оставлять свои
сочинения в столе, ему следовало одновременно открыть
им рецепт, как прожить девять лет без пищи.
Г. Гейне
Верить собственной
своей мысли, верить, что истинное для тебя, для твоего
сердца истинно и для всех людей, - вот в чем гений. Выскажи
убеждение, родившееся в глубинах души, и оно приобретет
смысл для всех...
Р. Эмерсон, «Опыт»
...За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
А. Твардовский
|
Честно говоря, в свое время мне казалось,
что Лев Толстой - излишне многословный писатель. Глядя сегодня
на полки в книжных магазинах, заполненные бумажными сериалами
без конца и края, я понимаю, как заблуждался! Те, кого сейчас
называют классиками, очень трепетно относились к своим произведениям,
корпели над ними по многу лет, исправляли и дополняли... Нынешние
куда как плодовитее. Видимо, проблема в системе оплаты литературного
труда. Краткость, как известно - сестра таланта, но теща гонорара.
Но дело не только в этом. Бизнес у издательств
тоже становится все более напряженным: найти автора, подписать
договор, оформить книгу так, чтобы она была заметна на полке,
отпечатать пробный тираж, не забыть про пиар и промоушн... Ну,
а если уж «пошла», то «выжимать» из автора все, что возможно.
Теперь у всех бизнес - и у издателей, и у писателей. Что уж
говорить о следующем звене цепочки - типографии. Требования
издателей растут, а планировать загрузку и развивать производственные
мощности в условиях неопределенности достаточно сложно.
ВЫГОДНЫЙ АЛЬЯНС?
В свое время о покупке собственной типографии
задумывались многие издательства. Но получилось лишь у единиц.
А ведь, казалось бы, с технологической точки зрения, покупка
издательством или рекламным агентством типографии - очень выгодный
союз, результатом которого может стать быстрое и качественное
исполнение на бумаге, а не просто красивая картинка на экране.
Во-вторых, имея собственную типографию, легче
производить эксперименты с внедрением новых способов печати
или отделки. Сейчас некоторые ведущие типографии выпускают для
клиентов каталоги-справочники, где демонстрируются технологии,
свойства материалов, рекомендуются размеры тиражей и области
применения. А если типография и клиент будут составлять одно
целое, то знакомство с технологией станет еще проще и оперативнее.
Только вот что-то издатели не спешат раскупать
типографии... Конечно, понять их можно: одно дело рассуждать
о радужных перспективах полиграфии, другое - рисковать СВОИМИ
деньгами. Нет, для этого надо быть уж слишком оптимистом! Конечно,
всегда можно отговориться тем, что полиграфия - «совсем другой
бизнес». Но когда дело касается действительно перспективных
направлений, это никого не останавливает. Так что, пока издательства
не кинутся скупать типографии, я, прошу прощения за скептицизм,
оптимистичным прогнозам не поверю.