|
Владимир
ЕРМОЛАЕВ
Магазин готового бизнеса
Консультант,
бизнес-брокер высшей категории |
ГАРТ: Владимир, как становятся бизнес-брокерами?
В. Е.: Вопрос интересный, потому, что наша
профессия - на стыке многих. Здесь и технологии продажи, и финансы,
и маркетинг. В основном мы стремимся привлекать молодых амбициозных
финансистов, экономистов, которым скучна чисто аналитическая
работа и которые хотят проявить себя в такой области как продажа
бизнеса.
ГАРТ: В вашем магазине продаются самые разные
производственные фирмы, но часто встречаются предложения по
продаже типографий. Откуда они берутся?
В. Е.: Мы - известная компания. В Интернете
сайт на первых позициях. В свое время проводили почтовые рассылки
с предложением наших услуг, в том числе по базе полиграфических
предприятий. Вот люди и обращаются.
ГАРТ: Сразу с предложением продать свой бизнес?
В. Е.: Сначала приезжают посоветоваться, насколько
это реально. Мы проводим предварительное интервью, смотрим финансовые
показатели, оборудование и условия аренды. После этого сообщаем,
можно продать этот бизнес или нет.
ГАРТ: Ну, продать-то можно, видимо, все. Вопрос
цены. Или нет?
В. Е.: Нет. Вопрос цены возникает только если
продать можно. В противном случае бизнес можно лишь распродать
как оборудование. Например, если это убыточное предприятие и
договор аренды помещений у него всего на год, то как «бизнес»
его никто не купит.
ГАРТ: У*ыточное-неу*ыточное... Здесь есть много
нюансов. Небольшие компании обычно не полностью прозрачны.
В. Е.: Мы анализируем и ту, и другую часть
бизнеса. Естественно, на основе данных, которые предоставляет
собственник. В процессе проверки работаем с бухгалтерскими документами
предприятия.
ГАРТ: Собственники не пытаются ввести вас в
заблуждение?
Ведь путем простого анализа все обнаружить
непросто.
В. Е.: Нормальный человек, приходя к врачу,
не будет рассказывать о симптомах, которых нет, скрывать, что
у него болит. Он просто захочет, чтобы его вылечили. Так и у
нас.
Обращаясь к нам, люди платят деньги за услуги.
И если уж они решили продать бизнес, то какой смысл обманывать?
Потеряем время и мы, и они, а в итоге все равно все вскроется
и сделка не состоится.
ГАРТ: Владимир, каково Ваше мнение о нашем
полиграфическом рынке?
В. Е.: Наш опыт работы в этом секторе показывает,
что производственные мощности растут быстрее, чем объем рынка.
Доступность лизинга и кредитных схем этому во многом способствует.
Большинство игроков чувствуют себя не очень уютно. Поэтому у
многих возникает вопрос, не продать ли свой бизнес. Высокая
конкуренция, рынок, в целом, стагнирующий, интереса со стороны
новых игроков не наблюдается.
Сторонних инвесторов, желающих купить типографию,
тоже нет. Не приходят к нам люди со словами: есть 500 тыс. долл.,
хочу купить полиграфический бизнес и развивать его.
ГАРТ: Ну, или их совсем немного...
В. Е.: Просто нет. Я не считаю тех, кто приходит
и рассказывает, что в месяц тратит уйму денег на этикетки и
думает, что надо купить свою типографию. Или издает газету и
тоже хочет перестать платить за ее печать... Такие, очень редко,
но все еще бывают, и мы им объясняем, что делать этого не надо.
И типографиям «верить в сказки» тоже не стоит. По опыту, реальными
покупателями являются люди из той же самой полиграфии. По разным
причинам. Мы в прошлом году провели две сделки по продаже типографий.
Одну купила другая московская, у которой внезапно возникли проблемы
с помещением. Кроме того, установленная в продающейся типографии
печатная машина удачно дополняла их набор оборудования. Плюс
дополнительный пакет заказов.
А во втором случае типография, расположенная
в Подмосковье, приобрела московскую, что позволило ей стать
более активным участником рынка.
ГАРТ: Для Москвы, видимо, вопрос наличия помещения
- главный при продаже бизнеса?
В. Е.: Да. Это очень важный вопрос. Но есть
и обратные примеры, когда типография, не имеющая по каким-то
причинам проблем с площадями, подыскивает другую - с необходимым
набором оборудования.
ГАРТ: А как считается цена?
В. Е.: Практика такова, что цена продажи типографии
представляет собой стоимость ее оборудования плюс оборотные
средства. Продать ее именно как бизнес с учетом нематериальных
активов и goodwill сегодня практически невозможно. Это, как
правило, миф. Причем продавать проще целиком, а не по частям.
Так и выгоднее, и удобнее.
ГАРТ: Ну да, когда покупатели редки...
В. Е.: Да, а тут разом, по среднерыночной цене
оборудования, не растягивая процесс во времени...
ГАРТ: То есть, Вы хотите сказать, что хорошие
типографии не продаются.
В. Е.: Я готов согласиться, что в полиграфии,
возможно, есть хорошие, прибыльные предприятия. Но мы пока не
сталкивались с бизнесом, оценка которого по прибыли была бы
больше, чем по активам.
ГАРТ: Такие есть, это точно. И как их тогда
оценить?
В. Е.: Должна использоваться смешанная оценка.
Цена бизнеса будет равна сумме активов и прибыли за определенный
период. Скажем, за год-полтора.
ГАРТ: На Западе практикуется еще и оценка просто
по прибыли, умноженной на коэффициент 5, например.
В. Е.: Есть и такая. Но при смешанном подходе
все получается логичнее. Допустим, прибыль при 1 млн активов
составляет 500 тыс. Тогда стоимость бизнеса - 1,5 млн, с учетом
всего: клиентской базы, торговой марки, персонала.
ГАРТ: В конце концов цену устанавливаете вы
или клиент?
В. Е.: Мы даем свои рекомендации по цене. Если
они принимаются с минимальными оговорками, то работаем. Если
не принимаются совсем - нет. Бессмысленно терять время.
ГАРТ: А какова ваша комиссия?
В. Е.: По факту продажи мы получаем 5-10% от
суммы сделки. Есть еще небольшой предварительный платеж за подготовку
материалов и правовой аудит предприятия.
ГАРТ: Полиграфия для вас - интересный сектор?
В. Е.: В целом - да. Но есть, конечно, сектора,
куда более «живые» с точки зрения продажи бизнеса. В первую
очередь, те, где много игроков и нормальная конкуренция. Сегодня,
например, таким сектором является производство строительных
материалов. Несмотря на положительную динамику рынка, уже находятся
желающие выйти из игры.
Еще есть ресторанный сектор. В Москве пять
тысяч предприятий общественного питания. И на этот рынок приходят
частные инвесторы, которым интересно вложить несколько сотен
тыс. долл. в свой бизнес.
ГАРТ: Рестораны, в отличие от типографий, «разлетаются»,
как горячие пирожки?
В. Е.: Бизнес - достаточно сложный продукт,
чтобы «улетать». Он продается.
ГАРТ: У вашей компании, наверное, есть некий
сложившийся круг инвесторов?
В. Е.: Не совсем так. Есть, конечно, те, с
которыми мы сотрудничали и сотрудничаем, но... Поймите, инвестор
может купить бизнес, потом его продать, чтобы купить что-нибудь
другое. Но это не будет продолжаться бесконечно - его начинают
волновать текущие проблемы.
Вообще, статистика такова, что покупает один
из десяти заинтересовавшихся. К остальным девяти, которым по
каким-то причинам этот вариант не подошел, мы можем обратиться
с другими предложениями, которые появятся в дальнешем.
Если говорить о стоимости сделок применительно
к полиграфии, то она в этом секторе варьируется от 100 до 700
тыс. долл.
ГАРТ: А из полиграфических компаний что-то
сейчас выставлено на продажу?
В. Е.: Да, две типографии. Одна из них - не
самая большая московская - оценена в 1 млн. Просто потому, что
у нее помещение в собственности.