|
Владимир
СЕМЕНИХИН
Студия «Самолет»
Руководитель |
ГАРТ: Владимир, у нас традиционный номер про
дизайн и бизнес. Поговорим?
В. С.: С удовольствием. Но, как мне кажется,
большой бизнес - это совсем другое: сетевые агентства, поток,
размещение, телевидение, наружка... А «Самолет» - небольшое
агентство, здесь своя специфика, индивидуальный подход. Мы одинаково
хорошо делаем и маленькие, и большие заказы. Выкладываемся по
полной программе.
ГАРТ: Неужели никогда не приходилось «сдавать
уже, как получилось»?
В. С.: Я такого не помню. Серьезно. Возникает,
конечно, усталость от работы над определенным проектом, приходится
себя заставлять, чтобы его закончить, ведь мы всегда отвечаем
за результат нашего дизайна.
К счастью, есть много клиентов, которым ничего
не надо доказывать. Они уже ощутили, что наш профессионализм
реально способствует развитию их бизнеса, поэтому без колебаний
соглашаются с нашими решениями.
ГАРТ: И что, клиенты действительно проверяют
эффективность вашего дизайна, брендинга?
В. С.: Конечно. Точнее, мы проверяем ее совместно
с коммерческим отделом клиента - отслеживаем эффективность дизайна,
влияние нового оформления на увеличение объемов продаж.
Клиенты нам так и говорят: «Экспериментируйте,
делайте что хотите, но чтобы ни в коем случае не сократился
объем. Только на увеличение...» И мы - делаем.
ГАРТ: А вот интересно: в отличие от многих
других, Ваша студия нигде не «светится». Откуда же берутся заказчики?
В. С.: Нами разработано и внедрено много эффективных
решений для узнаваемости бренда, увеличения продаж и т. п. -
это привлекает внимание к студии. Часто, создавая бренд-платформу
и дизайнерские решения, мы передаем работы в крупные медийные
агентства.
Последние проекты - консультационные, когда
помимо графического дизайна подготавливаются и маркетинговые
решения, сопровождение и т. д. Привлекаем лучших из лучших,
мой личный опыт этому способствует.
ГАРТ: Владимир, существует такое извечное противоречие
между дизайном как бизнесом и дизайном как творчеством. Что
Вы об этом думаете?
В. С.: Для меня такого противоречия нет! Ведь
дизайн - это моя жизнь, творчество всегда, везде и во всем.
Но надо сказать, что 90% дизайнерских проектов студии - это
дизайн для бизнеса. Пожалуй, в эту категорию не вписываются
лишь некоторые творческие и издательские проекты.
ГАРТ: Вы, как и многие другие, выходец из «Промграфики»?
В. С.: Да, а еще я выходец из МХУ (памяти 1905
г.), Строгановки, издательства «Советский Художник», мастерской
М. Аникста... Многие прошли школу «Промграфики», прежде чем
заняться собственным бизнесом. Хорошая, честная «среда», хороший
азарт, старание сделать работу, которая по результатам года
будет признана лучшей. Но в конце 80-х эта система начала потихоньку
разваливаться, заказов стало мало, и их справедливо отдавали
«старикам», полагая, что у молодых все впереди.
У меня из клиентов тогда оставались предприятия,
занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, и издательства.
«Внешторгиздат», например, обращался ко мне напрямую.
А потом была выставка «Дизайн в США», на которой
я впервые увидел компьютер Mac и целую библиотеку книг о дизайне.
Это был шок, без преувеличения! Я за свою жизнь провел минимум
года два в темной фотолаборатории, размножая шрифты. Потом выклеивал,
как и все тогда - от студента до известного дизайнера. А тут
все оказалось так просто!
Позже в издательстве «Книга» на ул. Горького
на первом этаже открылся салон «Альфаграфикс». Там весь процесс
можно было посмотреть вживую: самый примитивный Мас, принтер
- и можно за час сделать то, на что при использовании традиционного
способа потребовалась бы неделя.
ГАРТ: Плохо только, что эта простота не способствовала
развитию настоящего дизайна. Много было разговоров о шрифтовой
культуре. И чем они закончились? Ее в России сегодня, по прошествии
более 20 лет, по-прежнему нет.
В. С.: Согласен, городская шрифтовая культура
отсутствует, она есть только в нескольких издательствах и студиях.
Просто на протяжении достаточно долгого времени шрифт как дисциплина
преподавался теоретиками, и только сейчас начали преподавать
практики. Нам-то культуру прививали во время учебы в художественном
училище, в Строгановке. Демонстрировали западные работы, объясняли.
Графический дизайн преподавался как ремесло. И преподаватели
у нас были - настоящие мастера! Приносишь такому показать каталог
выставки импрессионистов, а он смеется: «А каталог шрифтов у
тебя есть?» Открывает портфель, а там нулевЫе кисточки, импортная
гуашь. Они мастерски рисовали этикетки! И с ними в те времена
работали крупнейшие кондитерские фабрики и коньячные заводы.
ГАРТ: Ну, при сегодняшнем развитии технологий
этикетки кисточкой уже никто не рисует...
В. С.: Все верно, кисточками не рисуют. Но
дизайнер, который знает эту красоту изнутри, все-таки отличается
от теретика, у которого в компьютере установлены 2 тыс. шрифтов.
В свое время копировали вручную коньячные этикетки.
Из материалов - бумага Гознак, натянутая на планшет формата
А4, гуашь плюс специальные разбавители, которые получали летом
из вишневой смолы и приготавливали для работы с нулевыми кисточками;
кальки, иглы, увеличительные линзы, позаимствованные из нейрохирургии.
Конечно, не могу не упомянуть гуру того времени - Эммануила
Бениаминовича Миниовича.
А шрифт шестого кегля вручную, слабо? А объемные
рисунки винограда бронзой с имитацией штампа или акварельная
вставка, вписанная в овал размером 30х40мм. Это было пройдено,
и даже сейчас я могу все это повторить, если вдруг вырубят электричество.
Кстати, принятая этикетка тогда по стоимости соответствовала
месячному окладу инженера - 150 рублей.
Но, безусловно, сегодня работать гораздо интереснее!
Ведь тому же брендингу, о котором еще не так давно мало кто
задумывался, мы тоже научились на практике. Наша студия провела
ребрендинг семи ведущих мясокомбинатов и, конечно, это сопровождалось
исследованиями, неймингом, креативными идеями, рекламными концепциями,
строительством выставок. И все это - под тщательным контролем
на каждом этапе.
ГАРТ: Контроль - это, конечно, хорошо, но некоторые
Ваши коллеги жалуются на то, что клиент пытается диктовать свои
условия - и в цене, и в дизайне.
В. С.: С этим ничего не поделать - по тем или
иным причинам от ряда проектов приходится отказываться. И, поверьте,
иногда лучше оставаться наблюдателем, чем делать работу, которая
не интересна ни с художественной, ни с коммерческой точки зрения.
К чему попусту тратить время, если можно, допустим, съездить
на франкфуртскую книжную ярмарку, которую я, кстати, посещаю
каждый год.
ГАРТ: Во Франкфурт - тоже ради бизнеса?
В. С.: Здесь немного другое. Ведь я, кроме
корпоративного дизайна и коммуникаций, занимаюсь и издательской
деятельностью. На протяжении 10 лет пропагандирую интегрированный
подход и предлагаю решения, в которых воедино связаны дизайн,
технологии и производство.
На мой взгляд, книга сегодня - это действительно
памятник и лучший подарок. Единственный полиграфический продукт,
который навсегда остается таким, каким ты его создал. Берешь
в руки книгу - и чувствуешь ее соответствие времени. Я уже не
вспоминаю про книги, которые хранятся в музеях. Это настоящие
шедевры!
Вообще, в нашу эпоху рестайлинга и ребрендинга
проверять себя как дизайнера надо именно на книге. Это архитектура,
храм. Там есть вся палитра инструментов для воплощения замысла:
материалы, воспроизведение, шрифт, иллюстрации...
ГАРТ: И что, есть много клиентов, которые заказывают
студии книги?
В. С.: Не могу сказать, что их много, но такие
заказы есть. Делая юбилейный альбом для клиента, я сегодня выполняю
все функции издателя: сам выезжаю, собираю материал, разговариваю
с людьми. Для многих такие интервью - свидетельство признания
заслуг. Фотография человека, его фамилия, работы, чертежи, награды
останутся для потомков. Это очень творческая работа, и таких
проектов становится все больше и больше. Для меня это важно.
Рядом с нами в «Промграфике» работали выдающиеся
«книжники»! Михаил Аникст, Борис Трофимов, Александр Коноплев,
например. Тот же Михаил Аникст одну книгу делал десять лет.
И фотографам переснять, и граверам переделать клише... Я свидетель.
Вот она, эта книга, всегда лежит у меня под рукой.
ГАРТ: Владимир, но помимо работ, которые приносят
заказчики, Вы издаете и свои книги?
В. С.: Да, мы вместе в Владимиром Кричевским
издали уже три книги о книжном дизайне. Есть идея следующей,
она тоже посвящена книжной иллюстрации. Причем образцы удалось
разыскать только за границей.
Интерес к этому проекту есть. Материал никогда
не публиковался, его мало кто видел, и многие даже не могли
себе представить, что в нашей стране существовала такая культура
иллюстрированной книги.
ГАРТ: Да... У Вас, наверное, и требования к
типографии - не как у обычного клиента?
В. С.: Конечно. Печатали как-то в нашей хорошей
типографии книгу на специальной бумаге, которую я покупал в
США. Приехал на приладку, разобрались, какие плотности держать,
чтобы получалось так, как нужно. Печатаем, все нормально. И
ребята мне говорят: «Володь, поезжай домой, не волнуйся, мы
все по смене передадим. Что ты тут всю ночь сидеть будешь...»
Ну, я и уехал. Приехал утром, а там... Не передали. Пришлось
два месяца ждать пачку бумаги из Штатов, чтобы допечатать одну
тетрадку. Кто-то скажет, что я эстетствую, а я просто не могу
по-другому!
Помню, как в 1971 г. первый раз попал в типографию.
Это была Пятая типография на Новомосковской. Там уже в те времена
был полуавтоматический трафарет полного формата с сушкой. Шведские
краски... Такие плакаты печатали! Я до сих пор образцы храню.
А в «Первой Образцовой» начальник цеха, завидев
меня, сразу говорил печатнику: «Давай на склад за новыми офсетными
полотнами, художник на тираж приехал».
Понятно, что сейчас у типографий основная загрузка
- это рекламная продукция. Бумагу зарядил, стандартные плотности
выставил - и поехал печатать. Тем не менее, я встречал очень
хорошие бригады печатников, которые по-настоящему болели за
результат.
ГАРТ: Но для типографии специальные задачи
означают серьезное изменение стандартной процедуры, а тиражи
при этом - совсем небольшие.
В. С.: Да понятно, что всем нужны миллионные
тиражи. Могу предположить, что настоящий бизнес - у тех типографий,
которые построены рядом с производствами и делают упаковку для
их продукции.
Вообще, в типографиях, конечно, многое стало
по-другому. С одной стороны, меняется в лучшую сторону организация
работы, с другой - бизнес стал более напряженным. Многие приобрели
хорошее оборудование, его, понятно, надо окупать. Они теперь
и думают по-другому, и отдыхают тоже по-другому. Вижу порой
счастливые лица людей, которые приобрели очередную «железяку».
К ней надо будет приобрести еще одну, потом еще... Получается
такой замкнутый круг «железяк» в полиграфии. Кто-то легко «проскочил»
с кредитом, другие «проскочили», но с историями. Все у меня
на глазах происходило.
Я ведь неплохо знаком с нашей полиграфией.
И со многими - лично. Они бывали у меня здесь, в студии. Хорошие
люди, интересно общаться. Бывает, спрашивают: «Дай что-нибудь
КРАСИВОЕ попечатать».
ГАРТ: Но у вас интересных хороших типографских
заказов бывает за год десятка два-три?
В. С.: Нет, гораздо меньше! Приятно, конечно,
когда советуются со своим братом-дизайнером, как бы так поинтереснее
использовать «железяки». А то, бывает, приходишь в типографию
и видишь цех, заставленный палетами с абсолютно безликой, неинтересной
продукцией. Даже сами печатники говорят: «Посмотреть не на что.
Хорошо, что Вы заказ привезли».
ГАРТ: Владимир, в этом году Вы были членом
жюри конкурса «Оргтайм». Поделитесь впечатлениями?
В. С.: Среди представленных на конкурс образцов,
безусловно, было много интересных, заслуживающих внимание работ.
И, по моим наблюдениям, победили именно те, которые были созданы
типографией в сотрудничестве с дизайн-студиями. Сразу выделяются
вещи, при создании которых сложился гармоничный союз издателя,
художника и типографии. Поэтому хочу призвать коллег-полиграфистов
к возрождению традиций работы в тесном партнерстве с дизайнерами.