НОМЕР 4 2008

Обложка


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Стас
ИЩЕНКО

«Линия График»
Директор по связям
с общественностью

ГАРТ: Стас, есть некая неразрывная связь между «Линейкой» и дизайнерами. Да и про Вас все время говорят в связи с какими-то дизайнерскими акциями. Только и слышишь: «Линия и дизайнеры», «дизайнеры и Ищенко». Откуда все эти ассоциации?

ТОНКОСТИ ЯЗЫКА

Для обогащения восприятия текстов наряду с обычным [beep], заменяющим нецензурные выражения, редакция вводит в обращение новый символ - о[beep]о, носящий положительную окраску.

С. И.: Если говорить о «Линии График», то наша типография исторически очень популярна в среде графических дизайнеров, поскольку уделяла и уделяет им особое внимание.

Что же касается ваших ассоциаций, то они тоже легко объяснимы: я познакомился с ведущими дизайнерами уже очень давно. С Андреем Логвиным, например, мы вместе работали еще лет двадцать назад.

Начал с того, что году в 1988-м приехал в Москву из Дубны. Там мы делали газету.

И хотели продолжать ее делать, но нам предложили остаться работать в Москве. Был создан издательский отдел в информационном агентстве. Делали много плакатов, самые разные издания, выпускали книги, Митьков, например...

ГАРТ: Что-то такое, ортогональное всему остальному?

С. И.: Были и обычные детективы и ужастики, но делали, например, и серию книг актуальных художников. Нам и всему этому, казалось бы, бессмысленному хозяйству был нужен пиар. Причем задача стояла не самая тривиальная - не только создать некую культурную среду, но и сделать так, чтобы о ней заговорила Москва. Четыре-пять раз в месяц надо было отмечаться на ЦТ и десять-двадцать - в центральной прессе. Раз в неделю арендовали «Кинотеатр», там устраивали неимоверные показы фильмов, но самое главное происходило в фойе. Это было фактически единственным тогда местом сбора всех тех людей, которых мы сегодня знаем как дизайнеров, писателей, постмодернистов, художников, модельеров... Денег было немного, но был драйв!

Поводы подходили любые. Помню, как отмечали «День взятия Бастилии» с Послом Франции, с огромным тортом из самого дорогого французского ресторана, петардами, девчонками во французских флагах!

И так случилось, что те дизайнеры, которые делали нам афиши и открытки-приглашения, вдруг оказались самыми титулованными арт-артистами.

Воплощали самые безумные идеи. Никому и в голову не могло прийти, что за всем этим стоит всего лишь пять с плюсом человек! Ну, а в 1994 г. я пришел в «Линию График».

ГАРТ: И чем занимались?

С. И.: Рекламой и всем, что с ней связано. Если помните, в 1990 г., когда все начиналось, в типографиях работали такие люди, которые назывались дизайнерами-верстальщиками. «Дизайн» тогда был компьютерно-верстальный. Кто умел верстать, уже автоматом считался дизайнером.

«Линия» уже тогда отличалась от других. В начале 90-х в типографии появился Владимир Чайка. Благодаря ему те, кто просто умел верстать, поняли, что это искусство. Кстати, Валентина Сорокина сейчас преподает в Строгановке.

Сегодня в студии «Линии» работает пятеро графических дизайнеров во главе с волшебным арт-директором Максимом Гурбатовым. Правда, на 80% они загружены решением наших корпоративных задач. Но делают, конечно, и дизайн для клиентов типографии. Нельзя же отказать хорошим людям, которые просят помочь. Это часть сервиса.

ГАРТ: Но все-таки - это не бизнес?

С. И.: Нет, по крайней мере для «Линии». Для других типографий, наверное, тоже.

Если говорить об образованиях, для которых дизайн должен быть бизнесом, то на рынке настоящего дизайна сегодня в России десять, может быть, двадцать имен - включая и студии, и просто графических дизайнеров. И все крупнейшие заказчики с ними ра*отают. Бывают, конечно, исключения... Кто-то из владельцев пытался создавать поточное дизайнерское производство, которое можно было бы назвать бизнесом, но студий, в которых эта концепция воплощена - четыре-пять. А студия, которая состоит из двух-трех человек - это по определению не бизнес.

ГАРТ: Все-таки студий больше, особенно, если вспомнить, что есть еще дизайн упаковки.

С. И.: Есть упаковка. И здесь есть студии, построенные по европейским правилам. Но их совсем немного. Есть еще Интернет, и есть Банков-интернет. Тоже исключение.

ГАРТ: Но существуют же креативные агентства сетевых рекламщиков?

С. И.: То, что они делают - не есть графический дизайн в моем понимании. Они занимаются рекламой. И дизайнер там - очень маленькая шестеренка в большом отлаженном механизме.

В Европе, возможно, проще. Там люди, которые верстают, не могут верстать неправильно. Это культура, которая воспитывалась со времен Гутенберга. Они понимают, какой должен быть интерлиньяж, почему нельзя задействовать десять кеглей в одном тексте и т. д. и т. п. Больше-то особо ничего и не нужно для рекламной продукции. И им нет особой нужды учиться технической эстетике. Она у них в голове, и у того, кто их работу принимает - тоже. А у нас такой культуры нет, и многие полагают, что любой знающий программу верстки человек может что-то «сдизайнерить».

ГАРТ: Вот и верстают...

С. И.: Нормально верстают! Рекламная продукция, рассчитанная на конкретную ЦА. Вот когда Президент Медведев учредит Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики, Академия графического дизайна станет государственным институтом и появится музей дизайна размером, как минимум, с ЦДХ совместно с Новой Третьяковкой - тогда можно будет говорить о существовании графического дизайна в нашей стране. Нет госзаказа. Хороший дизайн никому не нужен.

ГАРТ: ЦА не доросла?

С. И.: Практически так. Хотя, по сути, дизайн - простая техническая работа на стыке отраслей. И самолеты, и автоматы делают дизайнеры. Есть правила, которые надо соблюдать, есть пропорции, которые надо выдерживать. И они для каждой технологии производства свои. Работа графического дизайнера примитивно проста, примерно, как у Адама до грехопадения. Дизайнер должен идентифицировать вещь-предмет-объект-нечто и обозначить ЭТО, то есть, дать ему визуальное имя.

Вот, например, наши конструкторы pos-материалов и упаковки. Они дизайнеры или нет? Конечно дизайнеры! Кстати, в переводе на инглиш генеральный конструктор звучит как «дженерал дезигнер». Так вот, они получают от агентства карандашный эскиз трехмерной конструкции, которую нужно спроектировать, отпечатать, вырубить, склеить, собрать. Требования же клиенты предъявляют самые высокие, и конструкции мы делаем в высшей степени сложные. Так что наши конструкторы - настоящие «изобретатели самолетов». Еще до начала тиража они уже представляют всю технологическую цепочку с учетом конкретных производственных возможностей.

ГАРТ: С «художниками» в этом смысле сложнее...

С. И.: Да, чаще всего они совсем не понимают полиграфических технологий, и заказ от «дизайн-студии» может потребовать от наших специалистов достаточно много времени, прежде чем будет доведен до технологически воплощаемой вещи. Изучить технологию непросто. Заставить дизайнеров использовать что-то непривычное - тоже задача. Скажу по секрету, даже для нас. Они не хотят ничего технического. Бумага матовая и чтобы краски не блестели.

С другой стороны, в свое время наши дизайнеры могли поставить типографию в тупик новыми замыслами. И мы учились с ними, придумывали разные технологические варианты. А вот прошло 20 лет, и новые технологии нужны, чтобы уметь больше и лучше, чем другие.

ГАРТ: То есть задача все-таки продавать. А Вы говорите, не бизнес!

С. И.: Мы должны разговаривать на одном языке с клиентами, должны показать картинку, какой она получится при использовании определенной технологии. Этого достаточно. Человек, знающий технологию, должен продать ее клиенту. И ни тот, ни другой в дизайне разбираться не обязаны.

ГАРТ: Все-таки Вы немного лукавите. Не все так просто. Чтобы клиент пришел, картинка, которую вы показываете, должна быть еще и красивой. Разве нет?

С. И.: Красивой, не более того. Мы в свое время сделали буклет «Линии График» - его знает вся Европа. Позвали лучшего - Андрея Логвина, сами очень много в нем участвовали. Алексей Реуцкий все технологические тексты прописал. Получилось о[beep]о! Наш перфекционизм тогда воплотился. Пусть кто-нибудь попробует его превзойти. А следующий буклет лишен дизайна - только полиграфические возможности. И тот, и другой - прославлены.

ГАРТ: То есть, в зависимости от работы дизайн должен быть «дозированным»?

С. И.: Есть проекты для графического дизайна, а есть просто рекламные. Конечно, хороший годовой отчет, как и хороший календарь - это чисто дизайнерский продукт, который должна делать студия. Очень хорошие календари, которых мы печатаем несколько десятков в год - это настоящий культурный продукт графического дизайна. Ни много, ни мало.

Можно поручить работу великому дизайнеру, и он «построит храм». Реально. И люди будут воспринимать его соответственно. Выгоды нет - хулы не будет. Мы с Реуцким часто спорим по поводу «дозировки» дизайна. Алексей выступает за то, чтобы минимизировать дизайнерскую составляющую. Я - за то, чтобы доза была чуть больше. В конце концов приходим к единому решению.

ГАРТ: Стас, а Вы лично не пробовали что-нибудь нарисовать?

С. И.: Я могу нарисовать устройство Космоса. Меня интересуют неразрешимые задачи. А если задача разрешима, могу «нарисовать» несколько строк. План. Что нужно сделать, кто может с этим справиться и на чем можно сэкономить денег, а на чем экономить нельзя.

ГАРТ: Ну, то есть такой... продюсер?

С. И.: Некоторые называют проще - «красавчеГ». Меня научили делать невозможное. Мне понравилось. С теми людьми, которые меня сегодня окружают, возможно решение любых задач!














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства