НОМЕР 4 2008

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера

ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ

Номер про дизайн, а какой дизайн без фото. А какое сейчас фото без «цифры», а какая цифра... А какая цифра правильная, и тут сейчас начнется...

У главного редактора отношение к фотографии такое же, как у Стаса Ищенко к дизайну. Все должно быть прикладным. Как та дверь. Прикладывается - значит о[beep]о! Рекламный фотограф, у которого кофр с камерами и объективами, когда его выпускают на природу, может сделать очень много о[beep]ых снимков. Проблема в том, что когда арт-директор говорит ему, что надо чего-то голубенького с синеньким, он через некоторое время получает зелененького с красненьким. Со словами, что потом мы все на компьютере поправим и из raw-файла сделаем отличную конфетку.

ФРАГМЕНТ ИЗОБРАЖЕНИЯ С
ОБЛОЖКИ. КОМПАКТНАЯ ЦИФРА,
ЭКВИВ. 135 мм, f 3,4

Нет, профессиональное аналоговое фото, все эти «Синары», «Хассели», «Мамии» и «Роллеи» - они, видимо, до сих пор остаются вполне востребованными для определенных задач. В студиии, при съемке пейзажей, архитектуры и интерьеров. Сегодня уже нет той проблемы со сканерами и разрешениями. Цифровые камеры давно уже удовлетворяют фактически любые капризы пользователей. Но остаются специальная оптика на среднем и большом формате, меха и навыки фотографа, которые на самом деле позволяют получить результат, обычной «цифре» пока недоступный.

Можно еще вспомнить о том, как соотносятся диапазоны слайда 9х12 см и цифровой мыльницы с 12 мегапикселями... Вопрос интересный. Странно, что о нем никто не пишет. Благодатная тема: скоро разрядность станет важным конкурентным преимуществом. Правда, сегодняшние цифровые камеры меняются очень быстро, как те планшетные сканеры, которые за пару лет опустились в цене раз в пять и повысили разрядность цвета в полтора раза, сохраняя качество «ниже среднего».

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИМЕР

Возьмем листочки с обложки этого номера. Автор специально сделал эту фотографию для пояснения своей мысли. Использовалась достаточно продвинутая цифровая камера, но не зеркалка. Можно долго обсуждать сюжет и композицию, но сейчас не об этом. Когда мы лет пять назад встречались и спорили с профессиональными фотографами, они все выказывали достаточно пренебрежительное отношение и к компактным камерам, и к успехам непрофессионалов, ими пользующихся. Случайно получающих какие-то приемлимые результаты, и чаще всего в режиме макро.

Всего пять лет, а прогресс налицо. Конечно, пример частный, автор просто вышел с камерой покурить и сфотографировал первое, что понравилось. Буквально не отходя от двери, метров с пяти. Да, эквивалентное фокусное расстояние 135 мм и диафрагма 3,6 - ни туда, ни сюда. Потребуется совсем дорогой сменный объектив, чтобы повторить эту композицию на зеркалке. Ни о каких штатниках речь идти не может. Даже недорогой комплект - зеркалка плюс объектив, которые позволят сделать такой снимок, обойдется в пару тыс. долл. А продвинутая компактная цифра сегодня в пять раз дешевле. Причем широты ее возможностей вполне хватит и любителю, и профессиональному фотографу. Да, объектив несменный, но c отличными, честными характеристиками. Еще есть оптическая стабилизация, что важно для этого снимка.

Консерватизм фотографов, конечно, пока побеждает, но думается, разумные люди рано или поздно все-таки пойдут на компромисс со своими убеждениями.

Между прочим, можно вспомнить и о том, что с пленки на цифру профессиональные фотографы еще лет 5-7 назад тоже переходили с большой неохотой.

АВТОР - ЛОХ

Наверняка найдутся люди, которые выскажутся в подобном ключе. Можно, конечно, опять рассказать историю про то, как главный редактор года полтора ездил на интервью с пленочным EOS5 и парой объективов - родных, но обычных, не «элек». Потом в издательстве появилась первая цифровая камера. Почему-то ею стал Nikon. Причину выбора уже никто не помнит. И оказалось, что весь комплект Canon со вспышкой и прочими атрибутами стоимостью тогда еще в несколько тысяч долларов стал совершенно не нужен. Такими же ненужными оказались и два серьезных сканера. При всем желании автора, если и могло что-то получиться из этой истории лучше, чем с цифры, то это занимало слишком много времени.

Надо, наверное, сделать скидку на то, что автор - «фотограф-то ненастоящий». Так, любитель, имевший представление о том, что означают цифирки на объективах. Но профессиональный автофокусный объектив на зеркалку стоил и стоит существенно дороже лучшей цифровой мыльницы. Короче, когда наш Nikon кто-то уронил, это стало небольшой трагедией. Его отремонтировали, уронили опять, купили следующий, потом не никон, потом еще...

НА НАШИХ ГЛАЗАХ

Цифровые камеры уже давно стали консьюмерным продуктом. Начинались они в начале 90-х с разных полу-телевизионных устройств с имевшими небольшое разрешение матрицами CCD. Их предлагали Canon и Sony. Компактные размеры, но телевизионное разрешение и убогие методы оцифровки изображений давали совсем грустные результаты. Автору доводилось пользоваться Canon Ion. Симпатичная, но совершенно бесполезная для полиграфии вещь. Хотя тогда это было круто.

В 1994 г. появились Apple QuickTake100 и Kodak DC40. Параллельно Kodak вступил в другую игру, объявив уже коммерческие варианты цифровых камер на базе зеркалок от Nikon и Canon. В те времена 6 мегапикселей - это был просто улет. На каком-то из давних «ПолиграфИнтеров» (то ли 95, то ли 96) один из российских поставщиков представлял эту камеру на стенде. Свет, макинтош, композиция... Просто чума! И цена для тех лет не самая высокая, что-то около 20 тысяч долл.

В игру на рынке любительских камер ввязались в некоторой последовательности Casio, Canon, Fuji, Nikon, Olympus и др. Кто-то делал почти все сам, кто-то сам не делал ничего. В анналах истории остались даже цифровые камеры Xerox и Philips. Рынок развивался, и очень скоро преобладать на нем стали японские производители.

Сами камеры менялись, росла мегапиксельность. И постепенно они превратились в конструкторы не намного более сложные, чем персональные компьютеры. Объектив, CCD, пара плат и экран. Большую часть внутреннего пространства цифровой мыльницы занимают сегодня аккумулятор, блок питания, конденсатор для вспышки и сама вспышка.

Даже топовые производители все равно используют готовые компоненты других фирм, и все давно перепуталось - кто для кого что делает. Логичным развитием ситуации стало и то, что на рынке мыльниц основными игроками сегодня являются такие компании, как Canon, Panasonic, Sony и Samsung. Да, очень важным компонентом является оптика. Carl-Zeiss, Schneider Kreuznach, Leica Camera - все эти когда-то лидеры рынка активно помогают крупнейшим теперешним игрокам в нелегкой конкурентной борьбе.

Есть, конечно, еще не самый большой рынок цифровых зеркальных камер. Там Canon, первым уронивший цену на набор с объективом ниже 1 тыс. долл., бьется теперь с Nikon. Но подтягиваются Sony и Samsung. А вот небольшие, но заслуженные игроки терпят убытки. Свежий пример - фирма Pentax, которую приобрела Hoya. Все правильно: на массовом рынке должны работать те, кто может себе позволить на нем работать. А это значит большие инвестиции в организацию производства и компоненты, отлаженные каналы сбыта и навыки в борьбе такими же крупными конкурентами. Характерен в данном случае пример Kodak. Вслед за HP эта американская компания отказалась от производства камер, согласившись без борьбы отдать третье место на американском рынке. Но потом вернулась, и теперь ведет борьбу новыми методами.

НОВОЕ ОРУЖИЕ

Вспомните наш рынок сотовых телефонов лет 10 назад. На нем играли Motorola и Ericsson, иногда Nokia. Еще пара совсем мелких. И стандартов было три, плюс убогий в те времена GSM1800. Это было круто! Тогдашний мобильник весил чуть поменьше кирпича, жил на батарее часа три и иногда находил сеть.

ФРАГМЕНТ ИЗОБРАЖЕНИЯ.
КАМЕРА ОБЫЧНОГО МОБИЛЬНОГО
ТЕЛЕФОНА. 2 МПИКС.

И у кого десять лет назад были телефоны? А сегодня их миллионы. Когда эти устройства стали массовым продуктом - посмотрите, кто из производителей остался? Аккуратно отошли в сторону Ericsson и Siemens. Совсем плохи дела у Motorola. Nokia, конечно лидер, но скандал с закрытием производства в Германии был большой. Остаются те, кто специализируется именно на массовых продуктах - Samsung, Sony (Sony Ericsson), LG.

Интригой рынка остается Apple, но iPhone к массовым продуктам пока не отнесешь, а на имидже, казалось бы, долго не продержишься. Хотя большой успех iPod тоже мало кто мог предположить. Тем не менее, так случилось. Интересно, что причиной серьезных проблем Motorola аналитики считают отсутствие продвинутых моделей со скоростным доступом в интернет... Ну и, видимо, появление iPhone.

Почему Nokia остается в лидерах? Наверное, в этом ей помогли вышедшие из мобильного бизнеса старые конкуренты. Люди, привыкшие менять мобильники раз в год, сегодня просто не видят альтернативы. Россия, кстати, на шестом месте в объеме продаж Nokia по странам. 4% ее объема продаж - наши.

Ну, и камера. Сегодня купить сотовый телефон без встроенной камеры уже очень сложно. Да, пока это скорее игрушки, но с большим потенциалом. Сравнительно продвинутые камеры можно найти только в дорогих коммуникаторах, но это просто маркетологи ошиблись. Они вычислили, что средний потребитель предпочитает пока иметь две отдельные игрушки. Да и что же тогда останется делать таким компаниям, как Canon и Nikon, которые мобильники не делают?

К чему мы об этом? Просто на обложке годового отчета Nokia за 2007 г. реклама одного небольшого немецкого производителя оптики - смартфон с объективом Carl-Zeiss. Да, раскрутила его Sony на свою голову. Нет бы купить вовремя. :-)














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства