НОСТАЛЬГИЯ ПО ЭПОХЕ
Ну, конечно, эпоха - это громко сказано, но
за последние годы на рынке сухой этикетки произошли радикальные
изменения. Пришлось перечитать интервью из «этикеточных» номеров
ГАРТ за восемь лет. Получился такой вот небольшой экскурс в
историю.
НАЧАЛО
Началось все, видимо, после перестройки, когда
в России оказалось всего два-три производства этикеток. Да,
крупнейших, на тот момент справлявшихся с объемами, но очень
далеких от заказчиков. Не только географически, но и идеологически.
«А что им у нас не нравится?» «Сколько этикеток? Так мало?»
Акционирование этих предприятий прошло в первой половине 90-х.
Не сразу, но ситуация изменилась.
А где-то с 1995 г. в регионах стали появляться
небольшие коммерческие типографии, которые ухитрялись без особых
проблем «отбивать» за год-два двухкрасочные малоформатные машины
именно на этикетках. Ведь объемов двух-трех локальных производителей
напитков для этого вполне хватало. Качество простой этикетки
было сравнимо, а сроки производства - значительно короче. Еще
и работать с клиентами постепенно учились.
Водочные этикетки были бизнесом, которым стремились
заниматься все тогдашние более-менее крупные наши типографии.
Но ЛВЗ - в основном государственные предприятия с централизованным
управлением, и войти в этот бизнес со стороны было совсем не
просто. Доходило до того, что ликероводочный завод в небольшом
городке, где была своя типография, занимающаяся этикеткой, заказывал
эту продукцию в СПб, потому что ему так сказали делать.
Локальную пивную этикетку тоже сначала печатали
не самые большие типографии. А вот объемы крупнейших производителей
пива уже тогда были слишком велики даже для средней нашей типографии
и либо делились между несколькими, либо печатались за рубежом.
Был известный проект по строительству типографии под «Балтику»,
который просчитывали все поставщики оборудования, но он ничем
не закончился. Проблема была в том, что уже тогда это был проект
для рулонной печати. Пытаться делать такой объем на листовых
машинах было неразумно.
СЕРЕДИНА
Шло время, и достаточно быстро наш рынок безалкогольных
напитков сосредоточился в руках двух мировых производителей
колы, что способствовало переходу на пленочные этикетки. Пивные
компании тоже постепенно консолидировались с приходом мировых
брендов. На сегодня семеро делят около 90% объема российского
рынка.
Локальные производители или были куплены, или
не выдержали неравной конкуренции. Те, кто выжил, не смогли
обеспечить достаточную загрузку региональным этикеточным типографиям.
На эти процессы наложился переход пива на ПЭТ и алюминиевую
тару, а также возросший спрос на премиальные этикетки на самоклеящейся
прозрачной пленке, печатаемые на узкорулонных машинах. Одна
из основных причин в том, что аппликаторы самоклеящихся этикеток
дешевле и технологичнее, меньше отходы и зависимость от человеческого
фактора. Да и обычную сухую этикетку на двухкрасочных машинах
было уже не попечатать. Требовались навыки печати по металлизированной
бумаге, серьезная отделка, и борьба при этом шла за каждую копейку
в цене продукции.
В процессе развития на рынок пришли производители
этикетки из Украины, которые уже лет пять назад ухитрялись работать
с нашими локальными (например, уральскими) потребителями этикеток.
Ведь проблема в том, что если картонную упаковку возить за тысячи
километров получается накладно, то этикетка существенно более
компактна, и затраты не так заметны.
Была, конечно, и другая продукция, которая
печаталась офсетом на этикеточной бумаге. Шоколадный этикет,
например. Но об этом Ю. Захаржевский все рассказал разворотом
раньше.
КОНЕЦ?
В результате московские и питерские универсальные
офсетные типографии с производством этикетки закончили. Вернулись
к рекламно-коммерческой продукции или перешли на печать упаковки
из мелованного картона.
Бывшие советские специализированные этикеточные
типографии старались развивать упаковочные производства. У ГОТЭКа
и «Полиграфоформления» это получилось, а вот МКПК «не повезло»
с территорией в центре Москвы и зданием, построенным под конкретный
проект фактически без возможности развития. Теперь там будет
офисно-деловой центр.
Специализированные этикеточники тоже либо закончили
с этикеткой, либо ее доля стала не самой существенной в общем
объеме. Крупнейший, видимо, российский производитель сухой этикетки,
нижегородский «Д-Графикс», нарастил офсетные мощности и приобрел
несколько лет назад специализированную рулонную машину глубокой
печати. Последний боец, можно сказать. Если судить по сайту,
то имеющееся оборудование может превзойти по суммарной мощности
все вместе взятые типографии, которые занимались качественной
сухой этикеткой восемь лет назад.
ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ
Просто для информации приводим данные сегодняшнего
российского рынка пива. Объем его производства в 2007 г. ровно
в два раза превысил объем 2000 г. Как и восемь лет назад, лидирует
«Балтика». Правда, структура акционеров этой компании за прошедшие
годы существенно изменилась.
Когда мы пытались анализировать этот рынок
и причины сокращения импорта этикеточной бумаги, предположения
сводились, в основном, к тому, что пиво перешло с бутылок на
банки. А оказалось, что очень высокими темпами росло потребление
пива в ПЭТ-бутылках с пленочными этикетками. Россия вышла на
второе место в Европе по потреблению баночного пива. Это серьезно,
но, тем не менее, доля разливаемого в банки пива на российском
рынке составляет всего 13%, и более половины этого объема принадлежит
«Балтике».
Вообще, история развития рынка баночного пива
в России, теперь, когда всплывают подробности, все больше становится
похожей на детектив с участием наших алюминиевых олигархов,
крупнейшего английского производителя банок и граждан Украины
(какой сюжет может без них обойтись :-). Короче, с 2008 г. Rexam
- единственный производитель этой тары в России. Что интересно,
сделку по приобретению им заводов «Ростара» наша антимонопольная
служба некоторое время пыталась не пропустить. И только когда
англичане согласились на то, что одновременно будет отменена
пошлина на импорт в Россию готовых банок, сделку разрешили.
Требование было направлено на обеспечение конкуренции. Видимо,
производств на нашей территории с заграничными, а ближайший
из них - завод польской компании Сan Pack. Где вы думаете? Правильно,
на Украине!
БАНАНОЧНЫЙ РАЙ
Почему такой большой интерес к нашей стране?
Да потому что есть самая «банконизированная» страна - Япония.
И кто-то предполагает, что мы, судя по нашим темпам «банконизации»,
можем к ней приблизиться. А там еще в 2005 г. не 13 (как у нас),
а 71% пива разливалось в банки... И не 5, а 43% газированных
напитков.