НОМЕР 3 2008

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Юрий
ЗАХАРЖЕВСКИЙ

КОЛОНКА ЗАХАРЖЕВСКОГО

В прошлом году я писал, что печать этикеток в виде простых бумажных прямоугольников уже не приносит прибыли, как это было несколько лет назад. Постепенно такие этикетки становятся делом прошлого, на смену им приходят все новые виды продукции. В свое время ГАРТ рассказывал об этикеточной типографии, которая переехала из Москвы в Чехов. Хорошие листовые офсетные машины, отработанный процесс, полная загрузка, о которой так мечтают многие полиграфисты. Ожидалось, что на новом месте будет проще за счет гораздо меньшей, чем в Москве, арендной платы, и можно будет «работать, пока не наступят лучшие времена».

КТО СКАЗАЛ, ЧТО ОНИ НАСТУПЯТ?

Видимо, теперь всем стало понятно, что ждать лучших времен не стоит. Потому что во многих сегментах рынка сухая этикетка исчезла уже навсегда, причем по инициативе заказчиков.

РИС. 1

Зато, благодаря наличию спроса, создаваемого теми же самыми заказчиками, вполне успешно развиваются другие направления этикеточного бизнеса. Иной раз даже трудно определить, какой из этих видов продукции как именно называть. Вот, к примеру, печенье - оно в этикетке или в упаковке? Раньше, когда его заворачивали в бумагу, это можно было назвать этикеткой. Теперь же прослеживается довольно серьезная тенденция по замене бумаги на пленку (рис. 1). Очевидно, есть весомые причины для этой замены: автоматизация процесса упаковки, более удобное хранение продуктов, сохранение их внешнего вида. Ну что ж, по крайней мере, теперь не придется созерцать масляные пятна на бумаге (рис. 2).

РИС. 2

А вот, например, одним из конкурентов для шоколадной этикетки вполне может стать картонная упаковка (рис. 3). Внутри коробки маленькие шоколадки завернуты в металлизированную бумагу, запечатанную флексографским способом. Но это, скорее, решение для премиального сегмента. Если же говорить о шоколадной этикетке в целом, то здесь, фигурально выражаясь, флексопечать перешла в наступление на офсет, а бумажную этикетку заменила все та же пленка (рис. 4).

РИС. 3

Остается открытым вопрос, что обо всем этом думает потребитель. Хотя надо сказать, что он в последнее время видел уже столько радикальных изменений привычных продуктов, что успел адаптироваться. К тому же, новая упаковка действительно не лишена удобства: не теряет внешнего вида при намокании, в некоторых случаях даже может быть повторно закрыта благодаря «многоразовой» клеевой полосе, нанесенной по шву.

РИС. 4

Кстати, в новом варианте вообще не нужна внутренняя обертка из фольги. Наверное, это тоже один из поводов для замены.

И СНОВА ОБ АЛЮМИНИИ

В предыдущем номере шла речь о подорожании алюминия. И коснется оно не только шоколадок. Например, сразу же возрастет цена картонной упаковки для жидких продуктов, изготовленной с применением алюминиевой фольги. Следовательно, могут произойти изменения на рынке соков. Пластиковые бутылки потеснят картонную упаковку, что может повлечь за собой новый виток спроса на этикетки: самоклеящиеся, из пленки и даже термоусадочные (рис. 5, глубокая печать).

РИС. 5

Если фольгированный картон подорожает, то может нарушиться правило, которым в свое время руководствовался основатель Tetra Pak: упаковка должна экономить больше, чем она стоит. Значит, смогут перейти в контрнаступление и производители стеклянной тары. И снова понадобятся этикетки! Скорее всего, самоклеящиеся. Если уж речь зашла о самоклейке, то здесь наступает УФ-офсет - узкорулонные линии с УФ-сушками, в которых есть офсетные секции.

РИС. 6

Впрочем, достаточно трудно предсказать, когда это будет, и будет ли вообще: производство стекла - достаточно энергоемкий процесс, как и производство алюминия, а Чубайс не дремлет. Так что попытки маркетологов заранее определить, что именно будет пользоваться спросом и приносить выгоду, как всегда обречены на провал.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ,
«О КОТОРОЙ ГОВОРИЛИ БОЛЬШЕВИКИ»

Ну, а теперь самое главное: что со всеми этими тенденциями делать типографиям? Понятно, что пользоваться достоинствами разных видов печати позволяют комбинированные линии. Офсетные секции отвечают за воспроизведение «фотографических» сюжетов, а флексографские - за плашки, в том числе напечатанные белилами (рис. 6, сочетание офсетной и флексографской печати на самоклеящейся этикетке). На флексографских секциях можно нанести более толстый слой краски, кроме того, на серьезных флексографских машинах меньше проблем с печатью плашек, чем у офсета.

Разумеется, стоят такие комбинированные печатные машины немало, и позволить себе такую покупку могут только крупные специализированные предприятия. Упомянутые выше термоусадочные этикетки зачастую печатаются методом глубокой печати, и это уже совсем дорогие машины и другие специализированные типографии.

В целом, в производстве этикеток наблюдается тот самый процесс, о котором писали еще Маркс и Ленин: централизация и укрупнение. Собственно, это относится не только к этикеточным типографиям, и даже не только к полиграфии: преимущество в конкурентной борьбе имеют крупные производства, оснащенные современным оборудованием. Очевидно, для того, чтобы успеть за современными тенденциями, типографии просто обязаны задуматься о своем развитии, а значит - о новом оборудовании и его конфигурации, которая должна соответствовать как сегодняшним, так и завтрашним задачам.

Ну, и еще одна немаловажная деталь: как я уже говорил выше, тенденции определяют не типографии, а заказчики - производители продуктов, напитков, бытовой химии и т. п. И нужно очень внимательно относиться к их требованиям. Даже к тем, которые сегодня кажутся просто прихотью. А вдруг пропустите что-то важное? Не стоит «просто работать», ожидая лучших времен: в этом случае лучшие времена могут и не наступить.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства