НОМЕР 2 2008

Обложка


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Юрий
ЗАХАРЖЕВСКИЙ

«Молопак»
Главный технолог

ГАРТ: Юрий, этот номер посвящен системам СТР. Скажите, как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию с позиции технолога типографии?

Ю. З.: Нормальная ситуация. Несколько лет назад всерьез задавался вопрос: приживется ли CТP в России. Но пессимизм оказался напрасным, и процесс «ситипизации» пошел куда быстрее, чем предполагалось.

ГАРТ: Ну, а технологические проблемы? Они решаются быстро?

Ю. З.: За прошедшие годы ситуация улучшилась. Конечно, учились поставщики на нас же... но все же научились. Например, второй Trendsetter у нас запустили практически за два дня.

ГАРТ: Получается, СТР уже - некий коробочный продукт. Узкий круг «нормальных» продавцов поставляют узкий круг «нормальных» систем.

Ю. З.: Можно сказать и так. Большая часть рынка поделена между термальными и фиолетовыми системами. А ведь не так давно некоторые из наших поставщиков и зарубежных экспертов предрекали скорый и неминуемый закат термала. Кое-кто прямо утверждал, что покупают термальные системы только те, кто ничего не понимает в жизни. В каталогах компаний, поставивших на фиолет, излагались ясные и убедительные доводы по соотношению цены и качества. Нет, я ничего против фиолетовых систем не имею. Просто не люблю оголтелой рекламы. Теперь те, кто хоронил термал, спокойно его продают. И правильно делают.

ГАРТ: Но цена на термальные системы с тех пор существенно снизилась. Может, в этом основная причина?

Ю. З.: И в этом тоже. Фиолетовые СТР уже тем хороши, что сбили спесь с производителей термальных. Наверное, «фиолетовые» маркетологи их напугали. (Смеется) Хотя вообще-то не стоит слишком серьезно относиться к предсказаниям маркетологов. В 2003 г. в одном из журналов появилась статья об экономических преимуществах системы Basys-print, предназначенной для прямого вывода традиционных пластин. Тогда это казалось актуальным. Написана она была финансовым аналитиком компании-поставщика, кандидатом экономических наук. С цифрами в руках он доказал, что эта система экономически эффективнее, чем термальное устройство вывода или ФНА. Нет, по-своему автор статьи был прав, но по прошествии нескольких лет в России установлены всего две такие системы. Так что этот сугубо экономический подход не поможет предугадать всех нюансов реального развития и применения техники.

ГАРТ: С термалом - понятно, но продолжает оставаться загадкой, зачем люди покупают «серебряные» СТР. Логичных объяснений этому нет. Видимо, велика еще роль продавцов, которые могут «уболтать» клиента?

Ю. З.: Да, их роль в России огромна. Поставщики CТP любят измерять доли рынка и, судя по публикуемым цифрам, распределение лидирующих марок у нас до сих пор несколько отличалось от мирового. Что ж, руководство компаний должно ценить своих менеджеров: переломить мировую тенденцию - это дорогого стоит. Понятно, что «серебряная» СТР ограничивает выбор расходных материалов. Но есть клиенты, полностью доверяющие своему поставщику и печатную машину, и систему вывода, и прочее. Наверное, это не совсем правильно, но если этот клиент больше ни с кем из поставщиков не общается, а экологи не достают его по поводу отходов серебра - что помешает им работать так еще энное количество лет? Хотя большинство клиентов сейчас поступают иначе, самостоятельно оценивая различные предложения.

ГАРТ: Из чего-то не до конца изведанного остаются еще беспроцессный и бесхимический термал.

Ю. З.: Сотни типографий в мире сегодня пользуются именно такими пластинами. Некоторый опыт их использования есть и в России. Термальные пластины для СТР, не требующие проявителя, предлагают уже несколько поставщиков. А давно ли меня пытались убедить, что это блажь ленивого технолога! После появления таких пластин работа с пленкой - уже не вчерашний, а позавчерашний день. Хотя на «Полиграфинтер» я встретил людей, которые твердо убеждены, что пленка - лучше! Оказывается, возникло это суеверие не на пустом месте. К несчастью для себя, они попробовали выводить пластины на стороне. Судя по всему, им просто не повезло (насколько я понял, формы делались на том устройстве, которым типография-собственник сама уже не пользуется).

ГАРТ: Не верите в будущее СТР-репроцентров?

Ю. З.: Да, всегда сомневался в перспективах такого бизнеса. Парочка репроцентров на Москву - вполне достаточно, особенно учитывая, что часть типографий из столицы эвакуируется, а часть сама делает формы на сторону. На известном полиграфическом интернет-форме есть немало предложений по выводу форм на CТP, и большая часть из них под заголовком «Услуги репроцентров» - это на самом деле предложения от типографий. Пока репроцентров, выводящих пластины, мало - дела у них идут хорошо и проблем с качеством, видимо, практически не возникает. Но если их станет больше, начнется выжимание копеек: самые дешевые пластины, экономия на проявителе и прочие эксперименты. А разобраться, кто виноват в браке, в этом случае сложнее, чем при выводе пленок. Например, проблемы могут быть из-за того, что истек срок годности пластин. Это ведь не пленка, надо иметь запас форматов для всех клиентов. А сроки поставки - те еще. И площади склад пластин тоже займет немалые. Все ли смогут так скоординировать работу, чтобы и склад был полон, и слишком старые пластины в работу не пошли?

Кроме того, вывод пластин требует гораздо более серьезного контроля файлов, чем работа с пленками. Поэтому расчет типографии, которая работала с пленочной технологией, на то, что она сможет спокойно выводить формы на стороне, угрожает ей немалыми потерями. В некоторых системах управления качеством CТP - вообще центральное звено, потому что регулировка цвета достигается с помощью кривых на RIP. Да и оперативность при выводе форм на стороне обеспечить довольно трудно.

Да, СТР - это дорого. Но, как справедливо заметил один из поставщиков, вывод форм в типографии - это как дорога к заводу. Прибыли от нее формально никакой нет, строить и содержать - накладно, но работать без нее нормально очень трудно, так что, повторюсь, экономические расчеты здесь не всегда уместны.

ГАРТ: Производители обеспокоены ростом цен на алюминий, который может оказаться многократным в течение ближайших лет. Нужны ли будут тогда СТР?

Ю. З.: Тут надо говорить не о CТP, а вообще об офсетной печати. Но мне кажется, что именно этот фактор не очень повредит нашим типографиям. Если краску мы «теряем» безвозвратно, то старые пластины можно сдавать в металлолом, что и делает большинство полиграфистов. Чем дороже алюминий - тем больше выручка от сдачи пластин.

Казалось бы, сильнее всего повышение цен должно ударить по небольшим типографиям, которые печатают короткие тиражи. Но на малоформатных печатных машинах обычно используются пластины толщиной 0,15 мм, подорожание которых должно быть менее заметным. Возможно, производители попытаются внедрить более тонкие пластины (0,20 мм) и для больших форматов, но будут ли они совместимы с автоматическими системами смены форм на существующих печатных машинах - еще вопрос.

Также должна уменьшиться разница цен между «обычными» и беспроцессными пластинами. Надеюсь, это будет способствовать более широкому внедрению последних. Наверное, подорожание пластин заставит вспомнить практику сохранения форм для повторяющихся тиражей. Раз уж речь идет о CТP, то стоит особо отметить, что приобретение собственных систем вывода позволяет типографиям оперативно совмещать на одной форме работы разных заказчиков, а это дает возможность экономить.

Если предположить, что алюминий подорожает, а цена на другие металлы останется прежней, то настанет праздник на улице глубокой и флексографской печати. Флексография уже давно используется в газетном производстве. Правда, пока только за рубежом. Что касается глубокой печати, то «цифра» ей пока не угрожает, а вот с офсетом на «средних» тиражах она давно пытается бороться. Но, учитывая, что в России глубокая печать используется в основном для упаковки, а журналы и каталоги этим способом печатают за границей, праздник придет, как всегда, не на нашу улицу.

Тем не менее, в офсете есть еще резервы, чтобы компенсировать рост цены на алюминий. Разумеется, для некоторых типографий, находящихся на грани разорения и неспособных на техническое перевооружение, такой толчок может оказаться роковым, но для остальных он послужит еще одним поводом обзавестись собственным CТP. Не исключено, что даже в самых маленьких провинциальных типографиях, печатающих «чернуху», найдут свое применение «бюджетные» версии СТР, наподобие струйных систем. Да, это оборудование не относится к «магистральному направлению развития», но оно на это и не претендует.

ГАРТ: Для самих производителей системы СТР становятся все менее интересным направлением.

Ю. З.: Да, причем недавнее решение Agfa о прекращении производства :Avalon на фабрике в США и продаже под своей маркой только устройств, сделанных по ОЕМ-соглашению, руководство компании объясняет стремлением увеличить эффективность производства и улучшить позиции на рынке допечатного оборудования. Остается только завидовать оптимизму топ-менеджеров. Они всегда полны радужных планов. Да и с чего бы особо горевать? Всегда так было: война, бои, простых солдат убивают или берут в рабство, а богатых господ - в почетный плен. Знатные противники расшаркаются друг перед другом и выразят взаимное восхищение воинскими талантами. А потом проигравших выкупят, и они со славой вернутся в родные пенаты. Вот так и нынешние менеджеры спокойно устроятся на другое место. И тоже не дворниками. Если ликвидация производства - это повышение его эффективности, то, очевидно, самым эффективным будет полное отсутствие всякого производства вообще.

Похожая история случилась и с компанией Esco, руководство которой в свое время тоже взяло курс на «уменьшение стоимости владения» и прочие маркетинговые штучки. Кончилось тем, что компания вообще перестала производить CТP для офсета. Но было бы ошибкой думать, что руководство этих компаний не знает, что делает. Цель - зарабатывать деньги для инвесторов, и они этим занимаются. Отказаться от бесполезной борьбы - тоже победа. Вовремя избавиться от бесперспективного направления работы - тоже успех. Наверное, эти люди видят достаточно далеко. И понимают, что нарастающий в полиграфии кризис - следствие не временных экономических трудностей, а фундаментальной перестройки средств передачи информации. Нанесение изображений на бумагу - уже давно не самый передовой способ передачи и хранения данных. И это влияет на перспективы полиграфии гораздо сильнее, чем изменение цены на алюминий.

Грустно все это. Невольно закрадывается мысль, что пора и полиграфистам подумать, скажем так, о перспективах ближайших десятилетий. Одна из тенденций - это укрупнение типографий. Надо либо расти и развиваться, выбирать и покупать СТР, ли*о... Либо делать другие выводы.

ГАРТ: Вероятно, если подорожание пластин все же произойдет, это приведет к развитию цифровой печати?

Ю. З.: Надо понимать, производители цифровой техники не упустят возможности воспользоваться любым случаем, чтобы потеснить конкурентов в лице производителей офсетных машин. Хотя, конечно, все они давно к этому готовы - и те, и другие. Ведь предстоящая drupa еще несколько лет назад была названа выставкой струйных решений. Полиграфисты, в большинстве своем, относятся к таким прогнозам с некоторой долей скептицизма: принтер - он и есть принтер. Но внезапный рывок производителей офсетных машин в сторону увеличения форматов показал, что они вполне серьезно относятся к этой перспективе.

ГАРТ: У цифры еще есть запас по удешевлению... Но вот сможет ли она реально заменить офсет?

Ю. З.: Особенно большой запас по удешевлению у струйных устройств. Если же речь идет о качестве, то эти так называемые «фотопринтеры» давно могут печатать не хуже, чем офсетные машины. Цветовой охват - шире, чем у офсета, разрешение - вполне достаточное для большинства задач. Весь вопрос в том, что при наивысшем качестве скорость печати очень мала. А при высокой скорости падает разрешение, используется меньше красок. Соответственно, падает качество.

Вот, например, производство упаковки. Давно уже имеется довольно интересная машина :dotrix - рулонная печать, струйные УФ-чернила. Печатать может как по пленке и фольге, так и по картону. Возможна установка флексографской секции для нанесения, например, белил. Вроде бы, все хорошо, но годы идут, а разрешение и скорость у машины не растут. Все же, как мне кажется, не помешала бы возможность печатать с более высоким разрешением. А при печати рядовой - не эксклюзивной - упаковки явно не хватает скорости. Офсетная УФ-машина похожей ширины работает в 10 раз быстрее! А стоят 10 «дотриксов» пока в несколько раз дороже такой машины. Еще одна проблема - цена чернил. Но, надеюсь, через год-другой объем их выпуска вырастет, и эта проблема решится.

ГАРТ: Некоторые офсетные типографии уже обзавелись различными ЦПМ...

Ю. З.: Да. Конечно, их загрузка пока далека от желаемой, но она растет. Правда, с заказами дело обстоит как и в офсетной печати: то густо, то пусто. Но свое место в офсетных типографиях ЦПМ заняли уже прочно. Их внедрение пошло бы, наверное, быстрее, если бы вырос формат: хотя бы до А2. В обычных типографиях стоит (а иногда - именно простаивает) много послепечатного оборудования, которое дает заведомо более высокое качество продукта, чем «цифровые» брошюровщики, но подбирать на этом оборудовании тетради из листов А3 - не очень рационально.

На drupa впервые будет особый павильон для потребителей полиграфической продукции. Производители техники собрались просвещать наших клиентов. Хорошо, конечно, но чудится здесь подвох (производители, как и издательства, думают ведь не о нашей прибыли, а о своей, что бы ни говорилиих маркетологи). Ясное дело, многие посетители, насмотревшись на чудеса современной техники, не пойдут в типографию, а самиорганизуют печатный участок. И, разумеется, речь пойдет о покупке цифровой техники. Согласитесь, что тысячи цветных принтеров представляют для «оперативной полиграфии» гораздо более серьезную угрозу, чем появление нескольких новых «серьезных» ЦПМ или подорожание алюминия.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства