НОМЕР 2 2008

Обложка


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Александр
АМАНГЕЛЬДЫЕВ

Издательство
«Курсив»
Генеральный
директор

ГАРТ: Александр, в преддверии drupa производители оборудования стремятся подогреть интерес посетителей к своим новинкам. Было бы интересно узнать Ваше мнение об основных полиграфических тенденциях. Наверное, будет логично начать с допечати?

А. А.: Да. Не так давно все основные производители допечатного оборудования выступали на конференции pre drupa. Вчера я вернулся из Бельгии, где очередные новинки представила Agfa. Кстати, это единственная компания, которая оптимистично оценивает перспективы рынка СТР. Остальные крупнейшие производители прогнозируют существенный спад спроса на системы. Не потому, что СТР у них плохие. Скорее, наоборот - слишком хорошие. На Западе все их уже приобрели. И надежды на то, что впоследствии клиенты будут заменять имеющиеся СТР новыми моделями, не оправдались. Сегодня в современных типографиях нередко используются устройства трех-пятилетнего возраста. Их владельцев все устраивает.

ГАРТ: Но надо заметить, что за пять лет производители чего-то особенно нового и не придумали.

А. А.: В общем, да - революций не было. Существуют, конечно, беспроцессные пластины, но это все-таки достаточно узкий рынок. Поэтому сегодня все производители стараются преуспеть в разработке гибридных алгоритмов растрирования, систем управления рабочими потоками и web-to-print.

RYOBI: 1050 — ПОЛНЫЙ ФОРМАТ

ГАРТ: Web - это модно, безусловно.

А. А.: И я только недавно понял, в чем его главная идея. Типография ни за что не отвечает! Пользователь сам должен быть умным. Сам подготовить изображения, все сверстать, сделать спуски полос и нажать кнопку Print. Очень удобно. Производители сегодня работают над возможностями для совсем продвинутых пользователей: редактированием pdf-файлов через web-интерфейс и другими усовершенствованиями.

Ну, и еще все теперь предлагают системы управления рабочими потоками на базе Adobe PrintDrive. Кто-то перешел на эту архитектуру раньше, другие переходят только сейчас. Но факт в том, что drupa опять будет выставкой систем управления.

RYOBI: ВОТ И ВСЯ УФ-СУШКА

ГАРТ: Мы уже писали, что производить системы СТР становится менее интересно...

А. А.: Возможно, именно поэтому практически все производители СТР самое пристальное внимание уделяют разработке систем струйной печати для полиграфических применений. Agfa, Fuji, Kodak, Screen...

ГАРТ: Всех так напугала перспектива существенного роста цен на алюминий?

А. А.: Об этом многие говорят, но как раз в подорожании алюминия я особой угрозы не вижу. Ведь еще в 80-х гг. в офсете повсеместно использовались стальные пластины. Конечно, алюминий - идеальный материал для основы, но существует очень много патентов на производство офсетных пластин на полимерах. Выход найдут.

Даже если цена пластин вырастет в два раза, катастрофы не произойдет. Да, типографиям придется повысить цены, но за все в конце концов заплатит потребитель печатной продукции. Хотя, конечно, отрицать психологический аспект этого подорожания нельзя.

RYOBI: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ

ГАРТ: То есть цифра реальной альтернативой офсетной печати не является?

А. А.: Я считаю, что нет. Есть цифровые машины, которые могут успешно использоваться, например, для печати цветных газет. Вполне реальный нишевый продукт продемонстрировала компания Screen. Возможно, он найдет применение и в нашей стране, ведь российские издатели газет предпринимают попытки организовать децентрализованную печать в регионах.

ГАРТ: Кроме ЦПМ производителей СТР, есть еще новая машина - у НР...

А. А.: Да. HP очень гордится тем, что у нее один из самых больших стендов на выставке и вообще обещает скорое вытеснение офсета цифрой. Мы это уже где-то слышали (смеется). Саму новую машину я пока не видел, но она должна быть интересной. Еще и с шириной печати 70 см!

ГАРТ: И скорость таких систем тоже впечатляет. Хотя, когда производители научились делать широкие головки струйной печати, производительность перестала быть проблемой.

А. А.: Да и качество - тоже. Разрешения 600 dpi с переменным размером капли вполне достаточно. Но пока машины такого класса стоят очень дорого. Например, цена нового Kodak Stream составит несколько миллионов долларов. Редкая типография решится на такое приобретение!

ГАРТ: Но модели только анонсированы и пока не продаются, за исключением Screen. Если же начнется процесс «струйной цифровизации», цены на системы упадут достаточно быстро, причем в разы.

А. А.: Я считаю, что в Европе и в России предпосылок для такой «цифровизации» пока нет. В США - возможно, есть. Там другая модель, и большая доля «полиграфии» сосредоточена в копировальных салонах. Двухкрасочные офсетные машины из них убирают, и струйная печать там приживается легко. Нажал одну кнопку - и все получилось.

HEIDELBERG: НОВЫЙ ЦЕХ СБОРКИ МАШИН

ГАРТ: В том числе на мелованный бумагах?

А. А.: Заявляется, что машины печатают на любой бумаге, но когда поговоришь с производителями, оказывается, что проблемы одни и те же. Для высококачественной печати нужна бумага со специальным покрытием, ну а для цветных газет подходит обычная - газетная.

ГАРТ: Есть еще одна проблема. Ведь чем больше становятся головки, тем больше вероятность выхода из строя отдельных сопел и выше себестоимость?

А. А.: Видимо, так. Правда, в Kodak Stream используются головки continuous ink, с которыми эта проблема возникать не должна.

ГАРТ: Хорошо. А что у нас с офсетными печатными машинами?

А. А.: Здесь как раз все нормально, что не может не радовать. Несколько лет назад создавалось впечатление, что развитие этого сектора несколько замедлилось, и производители не знали, в какую сторону двигаться. Было опасение, что клиенты больше не будут интересоваться новыми печатными машинами, но оказалось, что наоборот. И все производители наконец-то стали делать что-то «большое и железное».

Три основных момента: сокращение времени на подготовку заказа к печати, снижение требований к квалификации печатника и исключение времени ожидания после печати - перед отделкой. Все эти проблемы у основных производителей решены.

ГАРТ: Но согласитесь, такие решения предлагались и раньше.

А. А.: Все верно, но теперь производители решают их в комплексе. Так что у цифровой печати фактически не остается никаких преимуществ.

ГАРТ: Да мы просто устроили, как обычно, небольшую провокацию с цифрой. Понятно, что у офсета нормальные перспективы. А что все-таки нового обещают производители печатных машин?

А. А.: Ну, например, совсем новое решение, которое нам продемонстрировали в Ryobi - полупроводниковая УФ-сушка. По слухам, на выставке что-то подобное продемонстрирует еще один из производителей. Так что, возможно, появление мощных диодов положило начало новой тенденции. Но пока не все так просто - технология новая, есть еще нерешенные проблемы. Правда, не самого большого масштаба. Используемые фиолетовые диоды только «цепляют» необходимый (самый длинноволновый) диапазон УФ-красок, поэтому нужно решить вопросы стабильности, подбора диодов, имеющих одинаковую мощность именно в этом узком диапазоне излучения...

HEIDELBERG: SPEEDMASTER XL 162

ГАРТ: Там ведь и краски используются другие?

А. А.: Да, фирмы Toyo Ink. Но для российского рынка глобальной проблемой это пока не станет, ведь направление УФ-печати только начинает развиваться. Хотя на сегодняшний день уже всем, видимо, понятно, что будущее в офсете - именно за УФ.

ГАРТ: Ну да, типографий-специалистов по УФ в России совсем немного, это точно. А лак эта сушка тоже может сушить?

А. А.: Нам показывали УФ-печать. Лак, наверное, тоже можно, ведь теоретически разницы нет.

Показали нам в Ryobi и новую машину полного формата. Можно было предположить, что это будет просто немного увеличенный вариант машины серии 920, но оказалось - нет. Ryobi 1050 - совершенно новая машина, где воплощено много интересных разработок. Например, передаточные цилиндры с «изменяемой геометрией». Еще одной новинкой стала система контроля оттисков. Основа ее - оригинальная цифровая камера, которая позволяет снять весь оттиск. Мы провели эксперимент, нарисовали на одном из листов в стопе закорючку - и он был «пойман» системой контроля.

Если же вернуться к форматам, то по косвенным данным можно сделать вывод, что на этой разработке Ryobi не остановится.

ГАРТ: Ну, а как там одни из самых ожидаемых новинок - большие модели Heidelberg?

А. А.: Да, машины есть. Модели XL 142 и 162. Как и было обещано, на платформе XL 105. Теперь стало понятно, зачем была сделана эта модель. Есть существенные отличия от традиционных Speedmaster SM и CD. Кстати, на смену CD 74 приходит XL 75. Правда, сказать что-то про машину, увидев ее один раз, очень сложно. Ну, машина. Большая, печатает. Любопытно другое: Heidelberg позиционирует эти модели как решения для рынка печати упаковки, хотя интересных применений для них достаточно.

HEIDELBERG: ТАКОЙ БОЛЬШОЙ ОТТИСК

ГАРТ: Там ведь требуется послепечатка?

А. А.: Это, видимо, главная проблема. Самое интересное, что Heidelberg активно развивает послепечатное оборудование для производства упаковки из картона. Они сделали автоматические прессы для припрессовки и высечки, соответствующие по формату новым печатным машинам.

ГАРТ: Но это должны быть здоровенные устройства?

А. А.: Такие они и есть. Теперь единственный конкурент - «одна швейцарская компания». Но, по утверждениям производителя, немецкие машины получились и быстрее, и надежнее.

Видели мы и новый цех для сборки больших машин. Две из них собираются уже под конкретных клиентов - для тестирования в условиях реального производства. Остальные будут демонстрироваться на drupa. Заказать машины можно уже сейчас, но поставки начнутся только через год после выставки.

ГАРТ: Системы СТР под них Heidelberg тоже сделал?

А. А.: Да. Правда, хозяева уделили им очень немного внимания - тема презентации была другой. Могу лишь сказать, что устройство впечатляет своими размерами, имеет систему автоматической загрузки пластин.

Известно, что при многокрасочной печати на тонких бумагах лист от воды раздается, даже на полном формате. На очень больших форматах разница в размере достигает 1 мм. Так вот, на новых СТР предусмотрена специальная опция для растрового процессора, которая позволяет учесть такое изменение при выводе форм. Достаточно интеллектуальная система, можно создавать базу по бумагам, которые ведут себя по-разному.

HEIDELBERG: ВЫСЕЧКА.
ТОЖЕ ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ

ГАРТ: Александр, говоря о Heidelberg, нельзя не вспомнить технологию Anicolor, представленную на «Полиграфинтер». Она не идет вразрез с теми тремя задачами, которые Вы упомянули в начале нашей беседы?

А. А.: Она как раз их и решает: полностью исключается влияние печатника, переналадка за две минуты... Пока, правда, только в малом формате. Но ограничений по числу красок теперь нет. На выставке будет демонстрироваться длинная версия машины.

Проблема на самом деле была в красках. Для Anicolor нужны специальные, термореактивные (изменяющие вязкость в зависимости от температуры). И производитель красок, достаточно быстро сделав стандартную триаду, потом долго работал над другими цветами. Теперь проблемы, вроде бы, решены.

ГАРТ: Думаете, это перспективное направление? Ведь другие производители тоже пытались использовать анилоксовые валы в офсете?

А. А.: Но не просто использовать анилоксовый вал, а еще и регулировать подачу краски за счет изменения его температуры - идея достаточно смелая.

ГАРТ: И работает?

А. А.: У некоторых были сомнения насчет работоспособности. Задача термостатирования этой системы - не самая тривиальная, и Heidelberg ее решил. Здесь можно снять шляпу. То, что я видел в Москве в «Формуле цвета» - работает. Владельцы просто счастливы. Средняя приладка - пять минут. Реально пятнадцатый оттиск - уже тиражный. Не надо измерять всю шкалу. Измерил в одном месте, изменил на полной скорости температуру - и через десять оттисков получил результат.

Мне кажется, это интересно. На текущий момент времени. А приживется эта технология или нет - увидим через несколько лет. Когда-то ведь и DI казался нормальной технологией...

Кстати, хотелось бы рассказать еще об одном наблюдении относительно Heidelberg. В последнее время компания активно продвигает машины с самыми причудливыми комбинациями печатных и отделочных секций. Это вызвано европейской тенденцией к глобализации, а также повышением требований заказчиков к продукции при одновременном снижении цены на нее.

MAN ROLAND: ROLAND 900 XXL (185x130 СМ)

ГАРТ: А как остальные производители?

А. А.: MAN Roland показал много новинок в рулонном офсете, в том числе очень большого формата. Что касается листового, то новинка - возможность оснащения всех моделей Roland 900 XXL системой переворота листа. Значит, есть производители, которые позиционируют печатные машины очень большого формата не только как оборудование для печати упаковки. Кроме того, MAN Roland предлагает листовые машины с непосредственным приводом каждой секции, которые, правда, уже показывали в прошлом году. Удобно! Можно, скажем, одновременно менять пластины на всех печатных секциях. У Heidelberg есть похожий вариант, но при печати используется традиционная схема с одним приводом. А при переналадке секции могут быть отключены от основного привода и использовать индивидуальные двигатели.

Остальные производители не спешат представлять такие машины, аргументируя это тем, что удорожание будет существенным, а эффект незначителен. Вернее, не так. КБА первая сделала такую машину. Им было проще, ведь эта компания активно использует независимый привод в своих газетных машинах. Тем не менее, активно продвигать ее не торопятся.

MAN ROLAND: 80-СТРАНИЧНЫЙ LITHOMAN

ГАРТ: А что нового у КБА?

А. А.: Знакомство с разработками КБА еще предстоит, так что подробнее о них и о новинках других производителей можно будет узнать из свежего номера журнала «Курсив».

ГАРТ: Значит, переходим к послепечатному оборудованию?

А. А.: Как раз о нем известно гораздо меньше - то ли нового в этой области мало, то ли производители уделяют этой теме недостаточно внимания. Но основной новинкой, видимо, станет использование полиуретанового клея. Нет, не обычного, а нового. Раньше основной проблемой при скреплении «обычным» полиуретаном было то, что изделие нужно 8-10 часов выдерживать перед последующей обработкой или транспортировкой. Нельзя круглить блоки, нельзя обжимать. Теперь появились так называемые дуальные клеи (состоящие из полиуретанового и УФ-клея). В машину бесшвейного скрепления ставится та же самая УФ-лампа, которая обеспечивает первичное схватывание, необходимое для выполнения последующих операций, при этом блок остается достаточно эластичным. Вообще, полиуретановый клей окажет на полиграфию воздействие, сравнимое с технологией офсетной УФ-печати. Пока это сложно и дорого, но в перспективе все будут клеить полиуретаном.

Послепечатное оборудование, как обычно, будет интересной темой на выставке.

ГАРТ: В этот раз на drupa будет стенд издательства «Курсив».

А. А.: Да. Будем работать.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства