НОМЕР 12 2007

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Юрий
ЗАХАРЖЕВСКИЙ

КОЛОНКА ЗАХАРЖЕВСКОГО

В прошлом году я уже писал о том, что типографиям стоит искать прямых клиентов. В сущности, это слегка запоздалый совет. Есть типографии, у которых 70-90% заказов - именно такие.

Однако иногда приходится слышать возражения против такого метода работы и доводы в пользу посреднической роли РА: каждый, мол, должен заниматься своим делом. Типография - печатать, а вот рекламное агентство...

ЗОНА КОМПЕТЕНЦИИ

Действительно, а что должно делать рекламное агентство? По идее - заниматься рекламой. Созданием макетов и прочим «креативом». Вместо этого РА частенько выступает в роли посредника между клиентом и типографией: «Вы нам дайте заказ, а мы его напечатаем». Но разве это не нарушение распределения ролей? С тем же успехом типография может претендовать на роль посредника между клиентом и РА: «Вы нам дайте заказ, а мы найдем под него хорошего дизайнера».

Правда, посредники любят попрекать типографии за нерасторопность менеджеров. Честно говоря, иногда справедливо. Предположим, клиенту нужна не только офсетная печать, но и цифровая, и сувенирка, в общем - целый комплекс услуг. Может ли типография все это предоставить? Теоретически - да. Действительно, почему типографский менеджер не может выступить в качестве посредника, заказав на стороне сувенирку и все прочее, что надо клиенту? Но фактически бывает это не всегда. Некоторые относятся к таким заказам чисто формально: мы такого не делаем - и до свидания. Так что полиграфистам стоит прислушаться к критике и поднять культуру обслуживания.

Тем более, что с развитием «цифры» и повышением оперативности офсета им придется это делать поневоле. Например, чрезвычайно успешный цифровой полиграфический центр «Восстания, 1» (СПб) вообще работает с «клиентом с улицы», там даже нет корпоративного отдела. Корпоративные клиенты есть, конечно, а вот отдела - нет. Да, работа с «человеком с улицы» - это совсем другой бизнес. И лучше освоить его сразу. Может пригодиться.

ЦИТАТЫ

«...Существенно больше половины нашего объема составляют прямые заказы по «нормальным» ценам - не по тем, которые хотят получить рекламные агентства... Сегодня для нас интересными сегментами являются банки, страховые и инвестиционные компании, производители пива, сети супермаркетов».

(А.Решетняк, генеральный директор
типографии «Инсайт»,
ГАРТ № 4/2006).

«Четыре человека приносят компании 2-4 млн руб. в месяц дополнительной выручки. Думаю, это оправдывает затраты. Например, мы участвовали в тендере Phillip Morris. Сравнение по ценам - не в нашу пользу, но комплексное предложение, включая возможность печати лентикулярных изображений, их заинтересовало. То же самое - с Coca-Cola, Oriflame и т. п... Мы - дорогая типография, а такая стратегия требует особенного внимания к продажам».

(Ю. Бохонов, генеральный директор
«Граффити»,
ГАРТ №8/2007).

«...Если раньше большинство заказов на печать нам приносили разные рекламные агентства, не имеющие собственной производственной базы, то постепенно доля прямых заказчиков стала существенно больше. При работе с нами посредник уже не нужен - специалисты нашей дизайн-студии могут изготовить каталог практически любого уровня. Кроме того, мы помогаем клиенту добиться именно того результата, который он хочет, и при этом оптимизировать его затраты».

(К. Догадкин, генеральный директор
«Ларсон Центр»,
«Формат» № 15, июль 2006)

ХУДОЖНИКА ВСЯКИЙ ОБИДИТ

Еще один упрек типографиям - отсутствие пресловутого «креатива». Однако крупные полиграфические предприятия иногда и сами неплохо справляются: на международном конкурсе FlexoTech-2007 (Великобритания) главные призы сразу в двух номинациях - «Гибкая упаковка» и «Этикетка» - получила белорусская типография «Унифлекс». Многие ли рекламисты могут похвалиться наградами такого уровня?

Конечно, можно сказать, что упаковка, да еще с флексопечатью - отрасль специфическая, и дилетантизм в ней встречается реже. Хотя тоже всякого хватает. Некоторые клиенты так и норовят сэкономить и поручить разработку дизайна упаковки (а то и целой линейки продуктов) какому-нибудь юному дарованию, которое много за свои труды не попросит. Результаты получаются, в лучшем случае, комические. В худшем же дело доходит до разбирательств. А что с юного дарования возьмешь? Но согласитесь, что свои особенности присутствуют даже в «обычном» офсете. Между тем, некоторые клиенты полагают, что типография - это тот же офис, только принтеры в нем побольше.

Конечно, насчет «креатива» можно спорить до бесконечности. Большие спецы в Англии, которая кичится своими традициями дизайна, состряпали такой логотип к лондонской Олимпиаде (за огромные деньги, заметьте), что стали посмешищем для всего света. Сами-то они, разумеется, считают, что это невежественные люди ничего не понимают в искусстве.

Но в целом стоит признать, что уровень дизайна в большинстве типографий невысок, даже если они имеют специальный отдел. Но почему? Разве в РА стоят какие-то особенные компьютеры? Или применяются секретные программы? Один известный в полиграфических кругах колумнист сетовал, что типографии ни во что не ставят свой труд по допечатной подготовке. Действительно, как-то не очень давно пришлось мне наблюдать иллюстрацию к старому анекдоту: «В городе появились поддельные елочные игрушки. Выглядят точно так же, как настоящие. Но радости от них никакой». Маркетолог загрузила дизайнера заданием: сделать новогодний сюжет для рекламного блока. Он сделал: игрушки, снежинки и т. п. Она сюжет не принимает: «невесело как-то». И заставила-таки переделывать. А наши клиенты в это время ждут!

А теперь представьте, что она работала бы не со «своим» дизайнером, а с РА. Там бы сделали пару вариантов - и достаточно. Не нравится? Сделаем еще. Любой каприз... За Ваши деньги! Люди ценят свой труд - и правильно делают. А в типографии клиент, почуяв слабину, начинает «рулить»: «Эту штуковину сюда подвиньте... А эту - вот сюда... Нет, еще немного... Так, теперь ту первую штуковину верните на место... А нарисуйте-ка мне зверюшку. Любую. Только не зайца, не кота, не собаку, не бегемота и не тигра...» Дизайнер лихорадочно вспоминает школьный курс зоологии. Находит неведому зверушку. Рисует. И тут клиент наконец-то решает: «Нет, все же давайте зайца! Или кота». Так мы сами балуем людей, а потом еще и удивляемся: надо же, как трудно работать с прямым клиентом! Ничего-то он не понимает. А тем временем другой клиент страдает от того, что типографский дизайнер не успевает сделать его заказ (он же занят бесконечными поправками). Вот у посредника, думает он, все куда проще и быстрее! Какую же услугу оказал нам всем посредник? Да просто поставил обе стороны в жесткие рамки. И взял за это деньги. Это тоже уметь надо.

Может ли типография получить доход на такой бесплатной работе? Вряд ли. Да и долго ли квалифицированный дизайнер будет творить в соответствии с ценными указаниями? Так что проблема с «креативом» у многих типографий все же есть. Хотя не у всех. У некоторых, напротив, такие солидные дизайн-студии, что можно на их основе создать пяток маленьких РА. Но остальным еще работать и работать в этом направлении.

БОЛИВАР НЕ ВЫНЕСЕТ ДВОИХ

Конечно, мелкие посредники тоже необходимы в некоторых случаях. Как необходимы были в свое время репроцентры, снабжавшие типографии пленками. Благодаря их конкуренции вывод стоил не слишком дорого. Но вот изменились условия, распространились CТP, и число мелких репроцентров стало сокращаться.

О серьезных, крупных агентствах и речи нет: они, разумеется, нужны. Непонятен, правда, предрассудок, сохраняющийся в некоторых из них: почему-то некоторые менеджеры в РА всерьез уверены, что полиграфисты должны печатать им со скидками, независимо от объема заказов. Дешевле, чем прямым клиентам. Право, даже и не знаю, откуда такое суеверие... Да, можно сделать скидку для клиента, который регулярно приносит абсолютно готовые работы, из-за которых потом не возникает проблем. Если этот клиент называется рекламным агентством - пусть будет так.

Доли рынка СМИ и рекламы, которые достаются полиграфистам, сокращаются и будут сокращаться далее. А это значит, что число посредников на рынке и их прибыль не могут быть слишком большими. Фигурально выражаясь, или посредник покупает новый автомобиль, или типография покупает новую печатную машину - к сожалению, на то и другое прибыли уже не хватит.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства