НОМЕР 1 2008

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Николай
Анатольевич
ТЕРЕХОВ

«Альфа-Дизайн»
Генеральный
директор

ГАРТ: Николай Анатольевич, многие говорят, что работать на полиграфическом рынке становится все сложнее. Все дорожает, а цены на продукцию не растут...

Н. Т.: Сложно говорить о некой единой цене на рынке, а судить, повысилась она или понизилась - бессмысленно. Цена всегда связана с конкретным заказом. И каждая типография рассчитывает свою цену сама. Должна, по крайней мере. Все зависит от того, что она умеет делать эффективно, а что нет. Не можешь уложиться в определенную сумму, в которую укладывается другая (я имею в виду, «нормальная») типография - значит, у тебя что-то не так и надо об этом задуматься. Чего кричать-то.

Но, на самом деле, легкие времена действительно прошли.

На рынке жесткая борьба, и выигрывает тот, кто имеет конкурентные преимущества. Это общая тенденция. Небольшие типографии в прошлом году действительно чувствовали себя не очень хорошо. Я много общаюсь и часто слышу об этом. Нет заказов, демпинг...

ГАРТ: Кто-то, может, и прибедняется, но у многих реально проблемы. Все говорят, что октябрь был плохой.

Н. Т.: Я тоже слышал, но мы этого не заметили - были загружены и нашими специфическими, и обычными работами. Уже думали, принимать заказы или нет. И это несмотря на высокие цены.

Наш график загрузки по месяцам меняется год от года, но тенденции всегда одинаковые. Может, только этом году ситуация развивается по оригинальному сценарию - в январе и феврале была практически полная загрузка обычными заказами. Раньше в эти месяцы мы печатали на сезон блоки для ежедневников. В этом году не получается.

ГАРТ: Пора увеличивать мощности?

Н. Т.: Да, уже принято решение о приобретении десятикрасочной машины с переворотом листа.

ГАРТ: Тоже полуформатной?

Н. Т.: Если на эту территорию, то да. Другая просто не уместится. И так придется переводить куда-то часть послепечатного оборудования. Если найдем к тому времени новое помещение, то логично брать машину полного формата.

ГАРТ: И тоже десятикрасочную?

Н. Т.: Да. Это уже всем, видимо, понятно. И не от хорошей жизни: просто бригада печатников одна, а производительность в два раза выше, и на выходе мы сразу получаем готовую продукцию.

Еще мы купили новую линию бесшвейного скрепления, ниткошвейную машину, выбираем ВШРА. Все автоматизированное. Задача - максимально исключить ручные операции.

ГАРТ: А как «секретная» система СТР от Kodak?

Н. Т.: Да какая она секретная! Это Magnus 400, уже полтора года работает только на беспроцессных пластинах. Я читал в вашем журнале интервью о проблемах одного из владельцев системы в аналогичной конфигурации. У нас проблем нет. Были какие-то рабочие моменты, но они быстро решались.

ГАРТ: То есть, теперь у вас все будет супер-эффективно и автоматизировано?

Н. Т.: Смотря с чем сравнивать. Я вот недавно был в Германии, где нам показывали очередную реальную типографию. Шесть десятикрасочных печатных машин полного формата - Heidelberg Speedmaster XL 105. Семейное предприятие, ему 160 лет. И всего 30 сотрудников!

ГАРТ: Ну, это понятно. Рабочий день с 9 до 17, выходные суббота и воскресенье. У них там другая модель бизнеса.

Н. Т.: Да, другая. Никакого послепечатного оборудования вообще. Нет даже резальной машины! На вопрос, как вы подрезаете бумагу, они отвечают: «А нам привозят уже нужного формата». Печатают для книжного издательства, план расписан далеко вперед.

ГАРТ: Ну, у нас здесь все по-другому. Значит, ищете помещение?

Н. Т.: Да, с этим проблема. Все агентства в один голос говорят, что 6 тыс. м2 в Москве найти уже нельзя, только в Подмосковье. А нам нужно либо 6тыс., либо метров 800, чтобы перевести туда два цеха. Где-то цена слишком высокая, где-то помещения неподходящие...

ГАРТ: Тогда вам к нам, на Электрозаводскую. Там, вроде, что-то еще оставалось.

Н. Т.: Возможно. Приезжал человек, обещал, что есть 4 тыс. м2. Есть и другие варианты. Короче, мы активно занимаемся поиском помещения, надеюсь, найдем подходящее.

ГАРТ: Николай Анатольевич, мы опубликовали в ГАРТ №11-07 некий алгоритм расчета экономических показателей и представили их графически в виде «цветовой бизнес-модели». Как Вы считаете, каким должен быть на этой диаграмме красный прямоугольник?

Н. Т.: Любопытно, хотя мы считаем несколько по-другому. Но этот показатель у всех типографий будет похожим. Красный прямоугольник в вашей схеме должен быть не менее 30%. В среднем. Тогда типография будет работать в ноль. У нас он больше, скрывать особенно нечего. По 2007 г. после уплаты всех налогов прибыль получилась 9,6% при годовом обороте 330 млн руб. В 2006 г. было 8%.

ГАРТ: А оборот в 2007 г. вырос?

Н. Т.: На 19%. В 2006 г. рост был 12%.

ГАРТ: Рост за счет цен или за счет объемов?

Н. Т.: За счет объемов. Причем для нас важно, считая всю эту экономику, еще и учитывать деление фонда заработной платы на «лодырей», которые сидят на втором этаже, и собственно производство. Проблема старая, глубоко в нее никто не влезал, подходы разные, а доля «лодырей» - менеджеров, которые ничего не производят, в ФЗП составляет около 30%...

Чтобы заплатить сейчас налог на прибыль, придется брать кредит в банке, иначе нечем будет платить зарплату.

Клиенты типа крупнейшего оператора мобильной связи имеют отсрочку до пяти месяцев. Крупные агентства - 60-90 дней. Эта практика пришла к нам с Запада. Клиенты не торопятся платить. Зачем, если можно сделать это позже. Кто-то предпочитает «прокрутить» деньги еще пару раз.

ГАРТ: И с ними все еще интересно работать?

Н. Т.: Интересно, потому что процент по банковскому кредиту заложен в нашу цену. Но и непросто: все нужно считать, помнить, учитывать очень четко, иначе можно оказаться в сложной ситуации. Ведь нужно платить зарплаты, аренду, расплачиваться за сырье. Там, конечно, кредитуют уже нас, но ведь кредиты надо вовремя возвращать.

ГАРТ: Какая-то уже западная модель бизнеса получается. Еще и тендеры надо выигрывать...

Н. Т.: Да, что поделать, рынок у нас теперь такой. Кстати, не все тянут с платежами, нормальные клиенты расплачиваются обычно раньше максимального срока, оговоренного в договоре. И нам тоже не очень интересно тянуть с выплатами поставщикам материалов. Отдать уже деньги и жить спокойно. Чтобы «сальдо с бульдо» сошлось.

ГАРТ: Вам, конечно, по прошествии стольких лет легко так говорить и держать высокие цены на печать.

Н. Т.: Да, мы на рынке 14 лет. Давно, это точно. Даже линолеум уже стерся, пришлось полы менять в офисе. Что касается высоких цен - то это еще и вопросы работы с заказчиками. И наша задача - найти больше хороших клиентов. Несмотря на 14 лет работы на рынке мы по-прежнему продолжаем их искать.

ГАРТ: Возможно, здесь вам тоже несколько проще, чем другим, ведь типография «Альфа-Дизайн» имеет свою специфику.

Н. Т.: Это просто кто-то хочет выдать желаемое за действительное. «А, они... да там сувениры все закрывают...» Ну, делаем мы на сувенирке треть оборота. Остальная-то продукция - обычная полиграфия.

ГАРТ: То есть, вычеркивать вас из списка типографий не стоит? :-)

Н. Т.: Нас? Нет, конечно (смеется). В 2007 г., например, мы с розницей совсем не работали. Сделали серию календарей, но не успели сдать в магазины. Раздавали бесплатно. Ежедневники делали только под клиентов, мелочи типа ручек - тоже, и объемы очень небольшие.

Причем конкуренты по ежедневникам подприрают, в прошлом году даже пришлось снижать цены. Мы занимаемся только персонализированными (фирменными) ежедневниками. Это достаточно специфический рынок. Крупных заказчиков, которым нужно несколько тысяч, можно уже, наверное, по пальцам пересчитать. Приходят те, которым нужно 50 таких, 100 подешевле и двести еще попроще.

ГАРТ: Но с тиражами в несколько тысяч тоже справляетесь? Ведь там достаточно много работы?

Н. Т.: Справляемся. Вы, видимо, давно не были у нас на первом этаже - там стоят четыре машины Сomag, которые могут делать по 5 тыс. обложек в смену. Мы в прошлом году сделали в общей сложности около полумиллиона ежедневников 56 видов.

ГАРТ: Прочитают Ваше интервью, купят машины...

Н. Т.: Если кто-то хочет попробовать - пусть пробует. Раньше мы были немного секретные, не показывали свое производство, не рассказывали об используемых технологиях. Ездили по разным специализированным выставкам, находили там разные интересные машины, покупали напрямую. Сейчас конкурентам намного проще, это оборудование можно купить в России, не надо долго подбирать. Плати деньги, бери и работай. Купить-то не проблема. Поставщики, лизинговые компании - все готовы. Многие уже купили...

Но есть еще подбор материалов, отработка технологий, качество... Есть опытная команда. Причем, каждый работает в своем направлении - так «сектор обстрела» получается шире и мы не пропускаем ничего, заслуживающего внимания.

Каждый год предлагаем клиентам продукты нового сезона. Это как в индустрии моды. Заказчик приходит, разглядывает и говорит: «Но это же модель прошлого года. Мне нужно что-то новое». И, поверьте, когда мы утверждаем в январе номенклатуру ежедневников на год, тут такой дым коромыслом стоит! Споры, целый худсовет.

ГАРТ: Но это же интересно.

Н. Т.: Да, интересно.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства