|
Сергей
АНТОНОВ
«МТ-Инвест»
Заместитель
генерального
директора |
ГАРТ: Сергей, консалтинговая компания - явление
для нашего рынка экзотическое. Чем же вы занимаетесь?
С. А.: Разработкой проектов по созданию и перевооружению
полиграфических предприятий. Отправной точкой служит определение
задач и объема финансирования. Работа состоит из нескольких
этапов, результаты каждого из них утверждаются у клиента. То
есть, проект - это не просто стандартная «коробочка», которую
можно купить.
ГАРТ: Но полиграфисты пока не привыкли платить
деньги за такие услуги.
С. А.: Вы правы, ведь аналогов тому, что предлагаем
мы, не существует. Когда приезжаем в типографию, обычно слышим:
«Мы сами все можем». Но те, кто соглашается попробовать, скоро
начинают понимать, что не зря платят деньги. Часто уже предпроектное
исследование и стратегический анализ выявляют важные вещи, на
которые руководитель не обращал внимания.
ГАРТ: Но у поставщиков оборудования и в лизинговых
компаниях есть свои специалисты. И в типографиях уже работают
выпускники МВА.
С. А.: Выпускники часто не разбираются в полиграфических
технологиях, задача поставщика - продать оборудование, а лизинговая
компания заинтересована в получении своего процента. Мы же независимая
консалтинговая компания, и если каждый из наших клиентов располагает
только своим собственным опытом, то мы - опытом всех компаний,
с которыми работали.
ГАРТ: Но вы же занимаетесь еще и поставками
оборудования?
С. А.: Да, это отдельная компания, и она специализируется
на сложном послепечатном оборудовании, которое в России больше
никто не представляет. Сегодня многим крупным книжным и журнальным
производствам необходимы решения для автоматизации процессов
и экономии площадей: конвейерные модули, стрелки, повороты и
другие элементы. Особенно это актуально для старых комбинатов,
где сетки колонн мешают размещению оборудования. Такая система
в ближайшее время будет установлена в «Советской Сибири». Сейчас,
в рамках реализации двух других проектов, мы пригласили специалиста
из итальянской компании. Он посетит производства и решит, какой
из вариантов логистики оптимален.
ГАРТ: Бывшие государственные - ваши основные
клиенты?
С. А.: Не только они. Однако не секрет, что
как производственные мощности старые комбинаты в их сегодняшнем
состоянии инвестиционно малопривлекательны. Пока они конкурировали
между собой - проблем не было. Можно было содержать огромные
столовые, в которых одновременно обедают по три человека, лифты,
цеха со скрипучими ниткошвейками и множеством ра*отников...
А вот сегодня, например, к книжному рынку присматриваются
новые игроки, которые построят современные одноуровневые производства
с автоматизированным оборудованием. И после этого сумеют выжить
только предприятия, обладающие высокой эффективностью производства
и гибкостью.
Издательства предъявляют все новые требования
к книгам. Некоторые запросы по сложной отделке автоматизации
не подлежат, приходится заказывать ручную сборку в Китае. Для
других приемлемые решения есть, но надо договариться с производителями
оборудования о доработке конфигурации и изготовлении дополнительных
опций. В этом мы помогаем.
ГАРТ: Кто все-таки клиенты, для которых вы
работаете?
С. А.: Из тех, кого уже можно называть - российские
картографические фабрики. Раньше большинство из них занимались
только картами, теперь, кроме листовой продукции, возникла задача
выпуска атласов. Четыре проекта по таким предприятиям находятся
в разной степени завершенности. Они предусматривают и строительство
зданий, и поставки оборудования.
Из уже реализованных работ можно также назвать
проект по расширению мощностей послепечатного производства тверского
«Полиграфкомбината детской литературы».
ГАРТ: В Тверь продан именно проект как товар?
С. А.: Да, именно так.
ГАРТ: Разрабатывали его долго?
С. А.: Переговоры состоялись год назад. Потом
руководство комбината общалось с агентством Роспечать и банками.
Когда договоренность была достигнута, приступили к работе мы.
Занимались проектом с лета, закончили в конце года. Правда,
это не самый характерный пример: требовалось лишь оборудование
на замену существующего. Но и в этом случае был необходим комплексный
подход: повышение технологического и потребительского качества
плюс устранение узкого места в отделке для более эффективного
использования печатного оборудования.
ГАРТ: На комбинате нет сотрудников, способных
справиться с такой задачей?
С. А.: Их достаточно. Но подобрать оборудование
- еще не все, важна окупаемость. Ведь приобретается оно в кредит,
проект и обоснование потом необходимо защищать в банке.
Госпредприятиям часто требуются согласование
и защита проекта в вышестоящих организациях - комитетах и министерствах.
Например, проект Омской картографической фабрики был сделан
силами своих специалистов семь лет назад. Во-первых, за это
время полиграфические технологии ушли далеко вперед. Во-вторых,
часто специалисты на месте (из самых лучших побуждений) в качестве
замены существующего оборудования выбирают точно такое же, проверенное.
Люди, принимающие решения в Москве, это понимают,
и у них есть выбор: отправить проект на доработку в Омск или
воспользоваться нашими услугами. Второй вариант быстрее, а кроме
того, он исключает возможные ошибки и ангажированность исполнителей
на месте, дает уверенность в том, что оборудование будет выполнять
поставленные задачи, что для него будет обеспечиваться сервис
и прочая поддержка. Для Омска мы сделали детальную пооперационную
технологическую схему, схему внутренних грузопотоков, определили
состав оборудования, его расстановку - все увязали в единое
архитектурно-планировочное решение. Проект уже прошел межведомственную
техническую экспертизу, затем его проверкой занимался МЭРТ,
этот этап тоже успешно пройден.
ГАРТ: Ошибки исключаются?
С. А.: При многоэтапной работе - практически
да. Мы отвечаем за правильность подбора оборудования, проекты
зданий, показатели эффективности и окупаемости в тех условиях,
которые заложены в расчете. Но если условия меняются, а руководители
организации-заказчика вовремя не реагируют, то это уже область
ответственности клиента - любой проект при неэффективном управлении
может не достичь плановых показателей.
ГАРТ: Сергей, а где Вы приобрели опыт подобной
работы?
С. А.: Хочу пояснить, что я возглавляю направление,
но работает над проектами команда. Что касается меня, то я участвовал
в нескольких очень больших, по российским меркам, проектах газетных
и газетно-журнальных производств, а также различных менее глобальных
проектах для книжных типографий. Был руководителем проекта и
финансовым директором большого полиграфического предприятия.
В полиграфии с 1997 г., а до этого работал в банковской и инвестиционной
сфере. Подобным опытом обладают и остальные сотрудники компании.
ГАРТ: А как бы Вы оценили проект типографии
«Экстра М»?
С. А.: Пример, характерный для проектного бизнеса.
Сам проект был сделан правильно - для момента, когда газета
находилась на пике развития. Но реализация растянулась на много
лет, и заказчик, на мой взгляд, избрал не самую лучшую схему
финансирования. Сегодня, когда сменился собственник и возникли
другие задачи, ясно, что расширяться там некуда. Но десять лет
назад ни заказчик, ни исполнитель, не могли предположить, что
так случится.
ГАРТ: Хорошо, а с частными типографиями вы
работаете?
С. А.: Да. Бывают случаи, когда необходима
консультация по поводу проекта перевооружения, подготовленного
своим сотрудником или приглашенным специалистом. Нормальный
собственник или руководитель хочет подстраховаться и иметь заключение
от независимой компании и бизнес-план для получения финансирования.
ГАРТ: А если у владельца типографии просто
возникла мысль, что можно было бы зарабатывать больше, он может
с вами посоветоваться?
С. А.: Может и, кстати, не всегда за деньги.
Многие нас хорошо знают и приезжают консультироваться по разным
случаям. А можно и нас пригласить. Это эффективнее - многие
вопросы после знакомства с ситуацией и беседой со специалистами
на месте решаются в один этап.
Правда, многие обращаются поздно, когда предприятие
находится в запущенном состоянии и нужно продавать оборудование
по отдельности или бизнес целиком. Но это тоже своего рода проект.
А случается такое из-за текущих управленческих ошибок: партнеров
не тех выбрали, упустили инициативу на рынке. Да просто цели
невыполнимые поставили - например, заложили трехлетнюю окупаемость
при смене печатного парка. Существующие и потенциальные инвесторы
должны понимать, что большая полиграфия - нормальный бизнес
с семи-восьмилетним инвестиционным циклом. По некоторым проектам
- даже десять лет. А за два-три года отбить инвестиции и заработать
большие деньги в нашей отрасли нереально. Впрочем, как и в большинстве
других.
ГАРТ: Другими словами, вы не волшебники?
С. А.: Мы - практики, а бизнес есть бизнес.