НОМЕР 1 2008

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Сергей
АНТОНОВ
«МТ-Инвест»
Заместитель
генерального
директора

ГАРТ: Сергей, консалтинговая компания - явление для нашего рынка экзотическое. Чем же вы занимаетесь?

С. А.: Разработкой проектов по созданию и перевооружению полиграфических предприятий. Отправной точкой служит определение задач и объема финансирования. Работа состоит из нескольких этапов, результаты каждого из них утверждаются у клиента. То есть, проект - это не просто стандартная «коробочка», которую можно купить.

ГАРТ: Но полиграфисты пока не привыкли платить деньги за такие услуги.

С. А.: Вы правы, ведь аналогов тому, что предлагаем мы, не существует. Когда приезжаем в типографию, обычно слышим: «Мы сами все можем». Но те, кто соглашается попробовать, скоро начинают понимать, что не зря платят деньги. Часто уже предпроектное исследование и стратегический анализ выявляют важные вещи, на которые руководитель не обращал внимания.

ГАРТ: Но у поставщиков оборудования и в лизинговых компаниях есть свои специалисты. И в типографиях уже работают выпускники МВА.

С. А.: Выпускники часто не разбираются в полиграфических технологиях, задача поставщика - продать оборудование, а лизинговая компания заинтересована в получении своего процента. Мы же независимая консалтинговая компания, и если каждый из наших клиентов располагает только своим собственным опытом, то мы - опытом всех компаний, с которыми работали.

ГАРТ: Но вы же занимаетесь еще и поставками оборудования?

С. А.: Да, это отдельная компания, и она специализируется на сложном послепечатном оборудовании, которое в России больше никто не представляет. Сегодня многим крупным книжным и журнальным производствам необходимы решения для автоматизации процессов и экономии площадей: конвейерные модули, стрелки, повороты и другие элементы. Особенно это актуально для старых комбинатов, где сетки колонн мешают размещению оборудования. Такая система в ближайшее время будет установлена в «Советской Сибири». Сейчас, в рамках реализации двух других проектов, мы пригласили специалиста из итальянской компании. Он посетит производства и решит, какой из вариантов логистики оптимален.

ГАРТ: Бывшие государственные - ваши основные клиенты?

С. А.: Не только они. Однако не секрет, что как производственные мощности старые комбинаты в их сегодняшнем состоянии инвестиционно малопривлекательны. Пока они конкурировали между собой - проблем не было. Можно было содержать огромные столовые, в которых одновременно обедают по три человека, лифты, цеха со скрипучими ниткошвейками и множеством ра*отников...

А вот сегодня, например, к книжному рынку присматриваются новые игроки, которые построят современные одноуровневые производства с автоматизированным оборудованием. И после этого сумеют выжить только предприятия, обладающие высокой эффективностью производства и гибкостью.

Издательства предъявляют все новые требования к книгам. Некоторые запросы по сложной отделке автоматизации не подлежат, приходится заказывать ручную сборку в Китае. Для других приемлемые решения есть, но надо договариться с производителями оборудования о доработке конфигурации и изготовлении дополнительных опций. В этом мы помогаем.

ГАРТ: Кто все-таки клиенты, для которых вы работаете?

С. А.: Из тех, кого уже можно называть - российские картографические фабрики. Раньше большинство из них занимались только картами, теперь, кроме листовой продукции, возникла задача выпуска атласов. Четыре проекта по таким предприятиям находятся в разной степени завершенности. Они предусматривают и строительство зданий, и поставки оборудования.

Из уже реализованных работ можно также назвать проект по расширению мощностей послепечатного производства тверского «Полиграфкомбината детской литературы».

ГАРТ: В Тверь продан именно проект как товар?

С. А.: Да, именно так.

ГАРТ: Разрабатывали его долго?

С. А.: Переговоры состоялись год назад. Потом руководство комбината общалось с агентством Роспечать и банками. Когда договоренность была достигнута, приступили к работе мы. Занимались проектом с лета, закончили в конце года. Правда, это не самый характерный пример: требовалось лишь оборудование на замену существующего. Но и в этом случае был необходим комплексный подход: повышение технологического и потребительского качества плюс устранение узкого места в отделке для более эффективного использования печатного оборудования.

ГАРТ: На комбинате нет сотрудников, способных справиться с такой задачей?

С. А.: Их достаточно. Но подобрать оборудование - еще не все, важна окупаемость. Ведь приобретается оно в кредит, проект и обоснование потом необходимо защищать в банке.

Госпредприятиям часто требуются согласование и защита проекта в вышестоящих организациях - комитетах и министерствах. Например, проект Омской картографической фабрики был сделан силами своих специалистов семь лет назад. Во-первых, за это время полиграфические технологии ушли далеко вперед. Во-вторых, часто специалисты на месте (из самых лучших побуждений) в качестве замены существующего оборудования выбирают точно такое же, проверенное.

Люди, принимающие решения в Москве, это понимают, и у них есть выбор: отправить проект на доработку в Омск или воспользоваться нашими услугами. Второй вариант быстрее, а кроме того, он исключает возможные ошибки и ангажированность исполнителей на месте, дает уверенность в том, что оборудование будет выполнять поставленные задачи, что для него будет обеспечиваться сервис и прочая поддержка. Для Омска мы сделали детальную пооперационную технологическую схему, схему внутренних грузопотоков, определили состав оборудования, его расстановку - все увязали в единое архитектурно-планировочное решение. Проект уже прошел межведомственную техническую экспертизу, затем его проверкой занимался МЭРТ, этот этап тоже успешно пройден.

ГАРТ: Ошибки исключаются?

С. А.: При многоэтапной работе - практически да. Мы отвечаем за правильность подбора оборудования, проекты зданий, показатели эффективности и окупаемости в тех условиях, которые заложены в расчете. Но если условия меняются, а руководители организации-заказчика вовремя не реагируют, то это уже область ответственности клиента - любой проект при неэффективном управлении может не достичь плановых показателей.

ГАРТ: Сергей, а где Вы приобрели опыт подобной работы?

С. А.: Хочу пояснить, что я возглавляю направление, но работает над проектами команда. Что касается меня, то я участвовал в нескольких очень больших, по российским меркам, проектах газетных и газетно-журнальных производств, а также различных менее глобальных проектах для книжных типографий. Был руководителем проекта и финансовым директором большого полиграфического предприятия. В полиграфии с 1997 г., а до этого работал в банковской и инвестиционной сфере. Подобным опытом обладают и остальные сотрудники компании.

ГАРТ: А как бы Вы оценили проект типографии «Экстра М»?

С. А.: Пример, характерный для проектного бизнеса. Сам проект был сделан правильно - для момента, когда газета находилась на пике развития. Но реализация растянулась на много лет, и заказчик, на мой взгляд, избрал не самую лучшую схему финансирования. Сегодня, когда сменился собственник и возникли другие задачи, ясно, что расширяться там некуда. Но десять лет назад ни заказчик, ни исполнитель, не могли предположить, что так случится.

ГАРТ: Хорошо, а с частными типографиями вы работаете?

С. А.: Да. Бывают случаи, когда необходима консультация по поводу проекта перевооружения, подготовленного своим сотрудником или приглашенным специалистом. Нормальный собственник или руководитель хочет подстраховаться и иметь заключение от независимой компании и бизнес-план для получения финансирования.

ГАРТ: А если у владельца типографии просто возникла мысль, что можно было бы зарабатывать больше, он может с вами посоветоваться?

С. А.: Может и, кстати, не всегда за деньги. Многие нас хорошо знают и приезжают консультироваться по разным случаям. А можно и нас пригласить. Это эффективнее - многие вопросы после знакомства с ситуацией и беседой со специалистами на месте решаются в один этап.

Правда, многие обращаются поздно, когда предприятие находится в запущенном состоянии и нужно продавать оборудование по отдельности или бизнес целиком. Но это тоже своего рода проект. А случается такое из-за текущих управленческих ошибок: партнеров не тех выбрали, упустили инициативу на рынке. Да просто цели невыполнимые поставили - например, заложили трехлетнюю окупаемость при смене печатного парка. Существующие и потенциальные инвесторы должны понимать, что большая полиграфия - нормальный бизнес с семи-восьмилетним инвестиционным циклом. По некоторым проектам - даже десять лет. А за два-три года отбить инвестиции и заработать большие деньги в нашей отрасли нереально. Впрочем, как и в большинстве других.

ГАРТ: Другими словами, вы не волшебники?

С. А.: Мы - практики, а бизнес есть бизнес.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства