НОМЕР 12 2007

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера

ЭЛИТАРНЫЙ КЛУБ

Есть такие места, куда пускают не всех. Где-то надо денег дать, где-то нужны рекомендации хороших людей. Но есть такие места, куда даже при наличии и того, и другого пускают с неохотой. Полиграфический рынок - место именно такое. Новому поставщику надо примелькаться, с людьми познакомиться, а дальше видно будет...

ГЛАВА ПЕРВАЯ
Pro и не Pro

B2C и B2B - от англ. business-to-customer и business-to-business (букв.: бизнес для клиента и бизнес для бизнеса).

(Из лексикона
маркетологов)

«Профессионализм» сегодня - такое же модное словечко, как, например, ребрендинг. Приходит даже спам про профессиональный клининг (это, видимо, такая качественная уборка, а не «просто шваброй повозить»). То есть, надо понимать, профессиональная услуга - это значит серьезно, с гарантией и за большие деньги. Ну, и профессиональный рынок - соответственно, тот, где этих денег крутится больше. Во всяком случае, многие думают именно так.

Какую компанию-производителя оборудования сегодня ни возьми - все рвутся работать на профессиональном рынке. Каждая из них под этим понимает что-то свое и, когда получаешь очередной спам про универсальные газонокосилки по базе регистрации на полиграфической выставке, бывает смешно. Сделал тут один активный игрок офисного рынка новую цветную машину в двух вариантах: ХХХХ и ХХХХ PRO. Последняя, по мнению производителя, ориентирована на полиграфический рынок. На конкретный вопрос, чем они отличаются, представитель компании ответил: «Как же, эта - PRO, а та - нет». Хорошо, конечно, когда рынок, на котором ты работаешь, кто-то считает профессиональным. Но это, скорее, красивые слова.

Если все упростить, то есть сектор B2C - то, что предназначено для конечного покупателя и продается в магазинах, ларьках и на рынках. И есть В2В - продукция, предназначенная для компаний. У этого сектора существует горизонтальная часть - офисная техника, канцтовары и прочее необходимое в любом офисе барахло, которое, кстати, часто пересекается с товарами B2C. Но есть и вертикальные «всплески», соответствующие специализированным оборудованию и материалам, предназначенным, в свою очередь, для производства товаров и оказания услуг в промышленных масштабах и на коммерческой основе. Их часто и называют профессиональными.

Когда возможности производителей в сегменте В2С исчерпаны и горизонтальный бизнес на B2B рынке тоже все, что мог, отдал, требуется что-то «вертикальное». Поисками такого вертикального направления развития в разное время задавались все крупнейшие игроки принтерно-копировального и опто-электронного рынков: Canon, FujiFilm, HP, Kodak, Konica-Minolta, Xerox и многие другие. И почему-то пришли к мнению, что это полиграфия. Объявив ее стратегическим рынком, все они начали разрабатыватьмаркетинговые планы. Excel, маркетинговые исследования, активные продажи... не получается. То, что работает с рынком, не годится для входа в элитарный клуб.

Кстати, читатели часто задают вопрос, почему мы обходим стороной неоднократно возникавшие слухи о том, что НР покупает Kodak. Что можно сказать... То места нет, то слухи явно недостоверные. Хотя близкие к первоисточникам издания еще пару лет назад утверждали, что «Kodak, возможно, открыт для инвесторов» (BusinessWeek, cентябрь 2005).

Мы, конечно, сидим далеко от Wall Street и можем делать предположения, только основываясь на простой логике. И логика подсказывает, что пока эта сделка не состоится. Правда, нельзя забывать о том, что в условиях разрастающегося кризиса возможны любые, даже самые нелогичные пути развития событий. Особенно в борьбе за ключевые рынки. Ну, это все перспективы, а пока просто поговорим о Kodak.

ГЛАВА ВТОРАЯ
Бренд

РЕПУТАЦИЯ - создавшееся общее мнение о качестве, достоинствах и недостатках кого-либо, чего-либо.

(БЭС)

Деятельность компании Kodak, с тех самых пор, как в 1878 г. Джордж Истман придумал и организовал производство фотопластин для сухой фотографии, неразрывно связана с этим направлением. Консьюмерные продукты - фотопленки, бумаги и химия, фотокамеры. Все самого высокого качества, по сравнительно высоким, но совсем не заоблачным ценам.

На рынке B2B Kodak все это время предлагал специальные материалы для профессиональных фотографов, оборудование и материалы для проявления пленки и печати фотографий. Очень важным вертикальным рынком еще в конце 20-х стала «Фабрика грез». Подавляющая доля голливудских фильмов снималась и до сих пор снимается на пленках компании Kodak - обладателя девяти статуэток «Оскар» (последний присужден уже в 2008 г.)

Не говоря больше лишних слов, можно просто отметить, что Kodak уже более 100 лет является «номером один» во всем, что касается аналоговой фотографии, компанией, входившей еще не так давно в первую десятку мировых брендов.

Все эти годы Kodak вел активные научные исследования и в других областях. Причем в самых разных. И портфель патентов, принадлежащих этой компании, оценивается как один из самых больших, тем самым определяя хорошие перспективы Kodak на высокотехнологичных и развивающихся рынках.

Можно долго рассказывать о направлениях бизнеса, которыми занималась компания, но на сегодняшний день они либо закрыты, либо проданы. В составе осталось всего три подразделения: FPEG, CDG и GCG.

СЕРЕБРО

Первое (FPEG) - самое проблемное. Теперь (с конца 2007 г.) оно объединяет производство и продажи всех серебросодержащих традиционных материалов: любительские и профессиональные фотопленки, фотобумаги, фототехнические пленки для различных применений, а также кинопленки. Сложности понятны: при достаточно высокой норме прибыли, потребление вышеперечисленных материалов существенно сокращается (от 14 до 20% за 9 мес. 2007 г.) Производства исторически размещаются в США и Европе, растут затраты, сокращается и прибыль... Хотя в последние два года пленки оставались основным источником дохода компании. Можно представить, насколько важным было это направление лет 10-15 назад.

Возможно, включение в FPEG еще и кинопленки поможет повысить его инвестиционную привлекательность, ведь этот бизнес продолжает оставаться достаточно стабильным и приносящим прибыль. В Голливуде, видимо, тоже консерваторы еще те, даже более консервативные, чем в полиграфии. Тем не менее, все понимают, что кинобизнес для Kodak может внезапно закончиться. Совсем.

Кстати, может быть, выделение всех «нецифровых» направлений в одно (FPEG) есть подготовка, на всякий случай, к продаже двух других подразделений Kodak, ставших теперь цифровыми.

ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ ЦИФРА

Второе подразделение - CDG. Оно занимается цифровым рынком B2C. Основные продукты - любительские цифровые камеры и фотопринтеры. По данным за последние несколько лет, CDG приносило компании ощутимые убытки (за 9 мес. 2007 г. - 168 млн долл.) Связано это, возможно, с непоследовательностью руководства Kodak, которое сначала приняло решение о прекращении производства цифровых камер и принтеров, а потом возобновило работы. Первое решение принималось, когда стало ясно, что конкурировать на этом рынке компания уже не может - маржа очень низкая. Производство дорогое, а основную долю себестоимости цифровых камер составляют объектив и матрица, которые Kodak вынужден был покупать.

Но потом был найден новый тайваньский партнер, который (вероятно) предложил лучшие условия по производству камер. Много сил было потрачено на оптимизацию производства (а в нем задействовано несколько партнеров). Kodak вложил существенные средства в исследовательские работы, в результате чего было создано новое поколение CMOS-сенсоров. Теперь планы у компании на этом рынке грандиозные - отвоевать потерянное в 2006 г. третье место среди производителей камер. Кстати, сенсоры оказались настолько удачными, что Kodak подписал контракт с Motorola, и теперь ими комплектуются мобильные телефоны.

Аналогичным образом развивалась и ситуация на рынке струйных принтеров. Были разработаны печатные головки с использованием MEMS-технологий. В результате Kodak смог предложить рынку новое поколение принтеров с существенно меньшей, чем у конкурентов, стоимостью владения. Конечно, выводить на рынок новые продукты совсем не просто, но наличие развитой сети сбыта и бренд Kodak должны помочь. По крайней мере, руководство компании весьма оптимистично смотрит на перспективы CDG.

ПОЛИГРАФИЯ

Третье подразделение Kodak GCG - наше, полиграфическое. Судя по отчетам, оно самое стабильное. Есть рост продаж, есть прибыль, хотя и поменьше, чем у FPEG, но еще не вечер, ведь реальная работа Kodak на полиграфическом рынке началась только с середины 2005 г. Надо сказать, что сумма, заплаченная за вход в «элитарный клуб» была немалой, ведь речь идет о выкупе доли Sun Chemical в Kodak Polychrome Graphics (KPG) и приобретении компании Creo. KPG был крупнейшим мировым производителем офсетных пластин, а Creo - крупнейшим производителем систем СТР. В борьбе за полиграфический рынок сделать более удачный выбор было, видимо, невозможно. Объединение KPG и Creo под крышей GCG было произведено достаточно быстро, даже на российском рынке изменения начали происходить уже в 2005 г.

За два с половиной года Kodak упрочил свои позиции лидера. С объемом продаж более 3 млрд долл. по итогам 2007 г. он стал одним из крупнейших поставщиков оборудования и материалов на полиграфическом рынке. Такой оборот сравним разве что с результатами Heidelberg и Sun Chemical.

На самом деле в 2007 г. весь оборот CDG приблизится, видимо, к 4 млрд долл. Мы, говоря о полиграфическом рынке, не учитываем продажи входящих в состав этого подразделения цифровых печатных машин NexPress, а также различных систем струйной печати. На данном этапе, именно с точки зрения вертикального рынка, это пока инвестиции производителя в будущее. Да, даже наши типографии постепенно начинают всерьез рассматривать перспективы покупки NexPress. Теперь, видимо, будут присматриваться и к ЦПМ поменьше - под маркой Kodak. Да, «полиграфическая» струйная печать обещает стать темой ближайших четырех лет, но все это пока в будущем времени.

НАУКА НА СЛУЖБЕ

Наверное, никто не будет спорить с тем, что полиграфия сегодня — ничто без цифровых технологий. Источником цифрового прогресса для нашей отрасли стало в конце 60-х существенно более молодое телевидение. За время его развития с начала прошлого века ученые наработали достаточно, чтобы обеспечить к концу 50-х все необходимое для трансляции и приема цветных телепрограмм. А в полиграфии все это время процветал высокий набор и ручные допечатные процессы.

В определенный момент в США появился государственный заказ на систему допечатной подготовки для Government Printing Office (Правительственного агентства печати. Интересно, почему в России нет такой структуры? Там она отвечает за всю «государственную» печатную продукцию. И сама печатает, и размещает заказы в обычных типографиях). Очень уважаемая в полиграфических кругах организация.

Поставили задачу, выделили финансирование — и телевизионщики из СВС вместе со специалистами из Linotype с ней справились. А к концу 60-х появились уже коммерческие версии фотонаборных автоматов с использованием электронно-лучевых трубок и цифровых шрифтов. Но фотонабор мог помочь только с текстовой частью. Проблемы с растрированием изображений были отдельной темой. Здесь уже телевизионных наработок оказалось недостаточно, потребовались новые и, что интересно, оказалось, что достаточно много к середине 60-х уже было придумано и запатентовано. К процессу подключились исследовательские центры некоторых перечисленных выше крупнейших игроков, и вопрос к концу 70-х с точки зрения теории был решен. А в 80-х настольные издательские системы с нормальными фотовыводными устройствами предлагали многие поставщики.

Появиться-то они появились, но приживались непросто. И нужны такие устройства в те времена были не всем. Но потом многих «прижало», в первую очередь, газетчиков. Издательства и типографии стали постепенно приобретать эти самые системы. Так в полиграфии и внедряются новые технологии. Неспешно.

Правда, если на широкое внедрение фотовыводных устройств в России ушло, скажем, 15 лет, то системы СТР завоевали рынок уже существенно быстрее, лет за пять всего. Вопрос, сколько займет широкое распространение цифры именно в традиционных типографиях? Ведь при наличии СТР и многокрасочной малоформатной офсетной машины больше особо ничего и не нужно. То есть, конфликт офсет-цифра переходит в новую стадию, когда требования к цифре очень существенно возрастают.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Безупречные манеры

ЭТИКЕТ - установленный порядок поведения где-либо.

(БЭС)

Близится drupa, которая во многом определит направления развития полиграфии на ближайшие несколько лет. В этой связи становятся интересны некоторые слухи. Например, о том, что полиграфии уже достаточно традиционных печатных машин и цифровых технологий в виде систем СТР. Все, этот рынок заканчивается и теперь типографиям потребуется только цифровая печать. Правильно, чтобы получить пропуск в элитарный клуб, можно просто аргументированно напугать администрацию. Мол, горит уже, пора... Но что-то такие заявления кажутся преждевременными с нашей точки зрения. А уж для российского рынка - подавно.

Так что больше шансов у тех, кто использует честные методы входа в клуб. Можно, например, завести полезные связи. Ведущие игроки так и делают. Сложившиеся или складывающиеся на сегодняшний день альянсы таковы: Canon-Kodak, Fuji-Xerox и Xerox-Heidelberg.

Кого-то забыли... А, не хватает компьютерного гиганта - НР! Его приход на полиграфический рынок можно датировать 2002 г., когда была приобретена компания Indigo. И вот он пока ни с кем в коалицию не вступил. Именно поэтому некоторые аналитики рассматривают НР как потенциального покупателя Kodak. Для компании такого масштаба приобретение стало бы достойным бриллиантом в короне. Вторым после Compaq.

Но это - тема отдельного заседания членов элитарного клуба. О ней, а также других вопросах, касающихся перспектив 2008 г., читайте в следующих номерах.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства