СЕРИАЛ
Выходит уже девяностая серия этого «сериала».
Можно, конечно, повториться насчет «если бы я знал восемь лет
назад, то никогда бы...» А можно просто сказать, что смотреть
его становится все скучнее и скучнее. Понятно, что за восемь
лет актеры постарели, годы уже не те, здоровье. Но это ли главная
причина?
Вспомните 2000 г. Наша индустрия *ыла существенно
*олее живой и... «несерьезной», что-ли. Последствия кризиса
были успешно преодолены, и выжившие, уже закаленные в боях игроки
наконец-то могли позволить себе отдохнуть. Прошла drupa, поставщики
выполнили планы по продаже оборудования. Росли и продажи расходных
материалов, стоивших тогда почти в два раза дороже. А типографии
исправно платили поставщикам.
Что сегодня? От несерьезьезности не осталось
и следа. Смеются мало, у всех по две трубы. Разговоры по трубам
одни и те же, что у поставщиков, что у типографий. «А от этих
деньги пришли? Нет? А Вася перечислил? А что же там на счету?
А, понятно...» Ритм полиграфической жизни стал существенно более
напряженным.
Поставщики плачут и предлагают спонсировать
номер журнала про неплатежи своих клиентов. А чего об этом писать,
все и так понятно. Типографиям не платят заказчики, и это причина
задержек с выплатами поставщикам. Можно еще вспомнить и тех,
кто уже не заплатит совсем. Писать про них? Тогда это точно
получится номер, «состоящий из некрологов». Так сказал недавно
один из интервьюируемых, а потом попросил убрать эту фразу из
интервью - грустно, говорит, получается. А ведь и правда грустно.
Причем такая ситуация сложилась практически во всех секторах
нашего полиграфического бизнеса, какой ни возьми.
Схема продвижения товаров у нас отработана.
При желании уже через пару дней после отгрузки тиража хозяин
типографии может зайти в ближайший книжный магазин и купить
за деньги отпечатанную им книгу. Но деньги от издательства за
печать книги типография получит еще не скоро. Ритейл, розница,
реализация... Что-то все на одну букву.
На задержки платежей накладываются еще и неизученные
пока макроколебания, дополнительно влияющие и на заказчиков,
и, соответственно, на всю нашу индустрию. Что говорить, даже
некоторые наши рекламодатели, которые еще недавно совершенно
исправно платили деньги, теперь иногда просят повременить.
Типографиям можно, конечно, дождаться кризиса,
который многие обещают. Подготовиться к нему во всеоружии -
и пережить, используя приобретенные десять лет назад навыки.
А году в 2010-м все, видимо, опять станет хорошо. Временно.
Просто после нового кризиса разорится существенно больше типографий,
чем после прошлого. В 1998 г. помогло то, что на его начало
пришелся пик развития нашего полиграфического рынка, чего не
скажешь о начале 2008-го.
А вдруг кризиса не будет? Будет, будет, рано
или поздно. Смотрите в следующих сериях. Где, кстати, форекс?
Надо провериться. ;-)