КОЛОНКА ЗАХАРЖЕВСКОГО
Уже некоторое время наблюдаю интересную тенденцию
(сразу оговорюсь: не везде, есть и более отрадные случаи) -
молодых людей на производстве сменяют сотрудники среднего возраста.
А их, в свою очередь - люди постарше. Как теперь принято политкорректно
выражаться, зрелого возраста. То есть предпенсионного. Не подумайте,
что я веду свои наблюдения уже лет 30 или 40. Это не естественное
старение работников, а действительно смена поколений - только
наоборот. Люди молодые не горят желанием стоять целый день у
станка или мыть полы в производственном помещении. Они норовят
заняться маркетингом каким-нибудь. Потому что работать тогда
придется меньше, а получать - больше. Потому что львиную долю
получают не те, кто производит материальные ценности, а те,
кто их распределяет. Впрочем, так было всегда. Только раньше
люди делали карьеру через партию, а теперь мечтают попасть на
работу в банк или министерство. Но разве банки что-то производят?
А кто в вашей типографии получает больше: резчик или менеджер?
Печатник или коммерческий директор?
А КТО БУДЕТ РАБОТАТЬ?
Вот и получается, что руководящие кадры молодеют,
а рабочие - наоборот. В результате на производстве все больше
пожилых работников, а также гастарбайтеров. В таких условиях
жалобы на квалификацию становятся неактуальными: найти хотя
бы просто адекватных людей, которых можно научить чему-нибудь.
Чтобы не боялись компьютера. И чтобы в запой не уходили.
«Ручников», в отличие от печатников и других
высококвалифицированных операторов полиграфической техники,
в Подмосковье действительно найти легче, чем в Москве. Правда,
доведенная до предела, эта тенденция тоже к добру не приведет:
кое-кто уже в Китай переносит производство книг.
А вот что касается квалифицированных рабочих,
то проблема только обостряется. Получается, с одной стороны,
для решения кадрового вопроса необходимо закупать все более
и более автоматизированную технику. А с другой, кого на эту
технику заманишь, если люди видят, что баловни судьбы - это
те, кто работает в офисе?
МАШИНЫ УМНЕЮТ
Однако, как бы то ни было, техническое развитие
предприятия - это единственный перспективный путь решения кадровой
проблемы (как и многих других, разумеется). Если, конечно, планируется
развивать полиграфическое производство, а не просто выжимать
из него все соки, пока само не утонет -тут, конечно, дело совсем
другое.
С одной стороны, автоматизация сама по себе
снижает количество отходов и делает производство более рентабельным.
С другой стороны, она уменьшает зависимость от пресловутого
«человеческого фактора». По мере того, как возрастает уровень
автоматизации техники, работники все больше превращаются в операторов.
Все меньше остается места для «шаманства», следовательно, рабочие
процессы становятся, как сейчас принято выражаться, более прозрачными.
А с широким внедрением ЦПМ печатные процессы будут еще проще:
нажми на кнопку - получишь результат. Да, применение компьютеров
и программ не освобождает от необходимости работать головой,
но при серьезном обучении со стороны поставщика и четком выполнении
инструкций результат должен быть предсказуем.
А ЛЮДИ...
Иногда полиграфисты сетуют на отсутствие технологов.
Кого действительно не хватает в типографиях - так это специалистов
«среднего звена», которые не изучали бы несколько лет фундаментальные
и гуманитарные предметы, а твердо знали бы последовательность
действий при возникновении той или иной проблемы. Для этого,
право же, не нужно получать диплом о высшем образовании. Нет,
технологи тоже нужны, но далеко не во всех типографиях. В небольших
организациях с однообразными работами их роль вполне успешно
могут выполнять (и выполняют иногда) технологи компаний-поставщиков.
Опять же, проблема эта общая для всей страны: маркетологов и
других специалистов с дипломами университетов и академий навыпускали
такое множество, что работать им уже негде. А вот к станку встать
некому.
Надо понимать, со временем дефицит технологов
все же уменьшится. Но не в силу улучшения технического образования.
Тем более что технические новшества появляются быстрее, чем
студент успевает закончить курс обучения. Дефицит специалистов
будет снижаться просто потому, что уменьшится потребность в
них. Например, одно из предназначений технолога в типографии
- подбор качественных и сочетаемых друг с другом расходных материалов.
Но это относится, в основном, к «классическому» полиграфическому
производству - офсетному, флексографскому, трафаретному. Когда
же типография приобрела ЦПМ и заключила с поставщиком договор
на сервисное обслуживание, вопросы о подборе расходных материалов,
режиме печати и подобных проблемах отпадают сами собой. Поставщик
сам заинтересован, чтобы типография отпечатала как можно больше
страниц, за каждую из которых ему «капает копеечка».
В общем, остается набраться оптимизма и ждать,
когда производители техники решат наши проблемы с кадрами.