НОМЕР 11 2007

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Юрий
ЗАХАРЖЕВСКИЙ

КОЛОНКА ЗАХАРЖЕВСКОГО

Уже некоторое время наблюдаю интересную тенденцию (сразу оговорюсь: не везде, есть и более отрадные случаи) - молодых людей на производстве сменяют сотрудники среднего возраста. А их, в свою очередь - люди постарше. Как теперь принято политкорректно выражаться, зрелого возраста. То есть предпенсионного. Не подумайте, что я веду свои наблюдения уже лет 30 или 40. Это не естественное старение работников, а действительно смена поколений - только наоборот. Люди молодые не горят желанием стоять целый день у станка или мыть полы в производственном помещении. Они норовят заняться маркетингом каким-нибудь. Потому что работать тогда придется меньше, а получать - больше. Потому что львиную долю получают не те, кто производит материальные ценности, а те, кто их распределяет. Впрочем, так было всегда. Только раньше люди делали карьеру через партию, а теперь мечтают попасть на работу в банк или министерство. Но разве банки что-то производят? А кто в вашей типографии получает больше: резчик или менеджер? Печатник или коммерческий директор?

А КТО БУДЕТ РАБОТАТЬ?

Вот и получается, что руководящие кадры молодеют, а рабочие - наоборот. В результате на производстве все больше пожилых работников, а также гастарбайтеров. В таких условиях жалобы на квалификацию становятся неактуальными: найти хотя бы просто адекватных людей, которых можно научить чему-нибудь. Чтобы не боялись компьютера. И чтобы в запой не уходили.

«Ручников», в отличие от печатников и других высококвалифицированных операторов полиграфической техники, в Подмосковье действительно найти легче, чем в Москве. Правда, доведенная до предела, эта тенденция тоже к добру не приведет: кое-кто уже в Китай переносит производство книг.

А вот что касается квалифицированных рабочих, то проблема только обостряется. Получается, с одной стороны, для решения кадрового вопроса необходимо закупать все более и более автоматизированную технику. А с другой, кого на эту технику заманишь, если люди видят, что баловни судьбы - это те, кто работает в офисе?

МАШИНЫ УМНЕЮТ

Однако, как бы то ни было, техническое развитие предприятия - это единственный перспективный путь решения кадровой проблемы (как и многих других, разумеется). Если, конечно, планируется развивать полиграфическое производство, а не просто выжимать из него все соки, пока само не утонет -тут, конечно, дело совсем другое.

С одной стороны, автоматизация сама по себе снижает количество отходов и делает производство более рентабельным. С другой стороны, она уменьшает зависимость от пресловутого «человеческого фактора». По мере того, как возрастает уровень автоматизации техники, работники все больше превращаются в операторов. Все меньше остается места для «шаманства», следовательно, рабочие процессы становятся, как сейчас принято выражаться, более прозрачными. А с широким внедрением ЦПМ печатные процессы будут еще проще: нажми на кнопку - получишь результат. Да, применение компьютеров и программ не освобождает от необходимости работать головой, но при серьезном обучении со стороны поставщика и четком выполнении инструкций результат должен быть предсказуем.

А ЛЮДИ...

Иногда полиграфисты сетуют на отсутствие технологов. Кого действительно не хватает в типографиях - так это специалистов «среднего звена», которые не изучали бы несколько лет фундаментальные и гуманитарные предметы, а твердо знали бы последовательность действий при возникновении той или иной проблемы. Для этого, право же, не нужно получать диплом о высшем образовании. Нет, технологи тоже нужны, но далеко не во всех типографиях. В небольших организациях с однообразными работами их роль вполне успешно могут выполнять (и выполняют иногда) технологи компаний-поставщиков. Опять же, проблема эта общая для всей страны: маркетологов и других специалистов с дипломами университетов и академий навыпускали такое множество, что работать им уже негде. А вот к станку встать некому.

Надо понимать, со временем дефицит технологов все же уменьшится. Но не в силу улучшения технического образования. Тем более что технические новшества появляются быстрее, чем студент успевает закончить курс обучения. Дефицит специалистов будет снижаться просто потому, что уменьшится потребность в них. Например, одно из предназначений технолога в типографии - подбор качественных и сочетаемых друг с другом расходных материалов. Но это относится, в основном, к «классическому» полиграфическому производству - офсетному, флексографскому, трафаретному. Когда же типография приобрела ЦПМ и заключила с поставщиком договор на сервисное обслуживание, вопросы о подборе расходных материалов, режиме печати и подобных проблемах отпадают сами собой. Поставщик сам заинтересован, чтобы типография отпечатала как можно больше страниц, за каждую из которых ему «капает копеечка».

В общем, остается набраться оптимизма и ждать, когда производители техники решат наши проблемы с кадрами.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства