СИЛЫ И СРЕДСТВА
КРУПНЕЙШИЕ ПРОИЗВОДСТВА ГЛУБОКОЙ
ПЕЧАТИ В ЕВРОПЕ. ИСТОЧНИК: RSDB
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
О килотоннах и открытиях
КИЛО - начальная часть сложных слов, вносящая
значение: тысяча (килограмм, километр, киловатт и т. п.)
(Орфографический словарь)
Русский язык - достаточно сложная штука. Километр
означает безобидную тысячу метров, а килотонна - это уже энергия,
выделяющаяся при детонации тринитротолуола. Обычно эта единица
измерения употребляется в качестве меры возможных разрушений
при взрыве ядерного заряда. Но это в русском языке. А на Западе
в килотоннах потребления бумаги в год измеряется производственная
мощность крупных рулонных типографий. Именно о них и пойдет
дальше разговор.
Нам удалось найти на «информационных просторах»
пару-тройку интересных документов, которым можно верить - в
отличие от обычных «маркетинговых» исследований они содержат
сравнительно актуальную информацию. Но сначала небольшая предыстория.
ДОЛГИЙ ПУТЬ ИЗ ПОДНЕБЕСНОЙ
Глубокая печать появилась в Китае, и дату ее
изобретения историки относят ко второму веку н. э. Несмотря
на некоторую «специфичность», китайский способ все-таки являлся
репродуцированием. В Англии первые промышленные машины ротационной
глубокой печати появились только в конце XIX века и постепенно
завоевали широкую популярность у издателей газет и журналов.
По сравнению с высоким способом - единственной в то время альтернативой
- глубокая печать обеспечивала существенно более высокое качество
и возможность использования цвета даже на недорогой газетной
бумаге. Сначала отдельные тетради, а затем и газеты полностью
стали печататься глубоким способом. Пионером этого нововведения
выступила New York Times в 1912 г. Издатели быстро оценили возможности
расширения читательской аудитории и привлечения новых рекламодателей.
Можно сказать, что эти изменения в полиграфии и повлекли за
собой развитие рекламной отрасли. Первые агентства появились
как раз в 90-х годах XIX века. Но стоимость оборудования и производства
цилиндров была достаточно высокой, поэтому позволить себе роскошь
печататься глубоким способом могли далеко не все издатели.
1919 г., РЕКЛАМА В NEW YORK TRIBUNE
Прошло более ста лет, и из газетного производства
глубокая печать была полностью вытеснена офсетом. А вот в производстве
журналов эти два способа продолжают конкурировать и сегодня.
Есть еще один рынок, на котором глубокая печать является весьма
конкурентоспособной - производство гибкой и картонной упаковки.
Но мы сегодня не о ней.
ГЛУБОКАЯ ИЛИ ОФСЕТ?
В Европе инфраструктура глубокой печати за
сто лет существенно изменилась. Основные игроки владеют сетями
предприятий, которые могут использовать как глубокую, так и
офсетную печать.
Исторически все начиналось с типографий, рядом
с которыми возникали издательства. Потом издательский бизнес
поглощал существующие или строил новые типографии.
Теперь основные европейские килотонны размещаются
в соответствии с картой (обозначены 50 крупнейших). Она почему-то
вызывает ассоциации с картой военных действий времен Первой
Мировой, наблюдается даже линия фронта. Сегодня идет оптимизация
производства, объединения и слияния. В результате остаются наиболее
эффективные и расположенные близко к центрам логистики предприятия.
При таком небольшом числе игроков логистика, кстати, имеет большое
значение, ведь одним из основных приложений глубокой печати
является производство еженедельных изданий в сжатые сроки.
МАШИНЫ ГЛУБОКОЙ ПЕЧАТИ. ФОТО: КБА
Где же та ниша, в которой сталкиваются сегодня
глубокая и офсет? На Западе это печать многотиражных цветных
журналов, вкладок и каталогов. В Европе под словом «многотиражный»
понимается 200 тыс. экз. и более.
Основных преимуществ глубокой печати несколько.
Производительность, практическая безотходность и возможность
использования менее дорогих сортов бумаги, еще и меньшей плотности.
Но вечных двигателей не бывает. Офсетные журнальные рулонные
машины менее дороги, нет толуола и вредных выбросов, да и допечатные
процессы существенно проще. Что касается производительности
рулонных печатных машин, то цифры в килотоннах говорят сами
за себя. Обычно в современной типографии глубокой печати установлено
несколько машин шириной 2,5 и 3,5-4,3 м.
Европейские специалисты считают, что печатать
офсетом журналы тиражом 400-450 тыс. экз. можно, если их объем
не превышает 64 полосы. Конечно, все зависит еще и от таких
дополнительных факторов, как формат, наличие региональных версий
и банальное отсутствие мощностей по глубокой печати. Тем не
менее, данные опроса дают повод задуматься. В качестве примера
отдельностоящего рынка приводится английский. Там издатели печатают
офсетом многотиражные журналы просто по привычке. Мощности глубокой
на острове были еще несколько лет назад недостаточными.
А в России, например, и толстые глянцевые журналы
с декларированным тиражом более 500 тыс. экз. печатались и печатаются
на не самых больших рулонных офсетных машинах. Правда, когда
тираж лидера рынка больше миллиона, то он делится между нашей
и польской (в смысле, американской RR Donnely) офсетными типографиями.
Прямой конкурент лидера при тираже 500 тыс. печатается в Германии
глубоким способом.
В Европе на сегодня, по оценкам участников
рынка, избыточные мощности глубокой печати составляют 10-15%,
по офсетной 15-20. Тем не менее, типографии расширяют парк оборудования,
приобретая новые, более современные, производительные и автоматизированные
рулонные печатные машины.
Кроме журналов есть еще рынок каталогов, основным
отличием которого можно считать отсутствие «гонки», обычной
при производстве периодики. Да, и еще одна деталь: не требуется
вклейка сашеток и вкладышей, что существенно упрощает послепечатную
обработку. Но есть и своя специфика - это очень большие объемы
и тиражи.
PART TWO
Treasure island
И попугай начинал с невероятной быстротой повторять:
- Пиастры! Пиастры! Пиастры! И повторял до тех пор, пока не
выбивался из сил или пока Сильвер не закрывал клетку платком.
(Р. Л. Стивенсон,
«Остров сокровищ»)
Когда есть карта острова сокровищ, то кто же не захочет ею воспользоваться
и добыть этих самых дублонов, луидоров и гиней. Пиастры, кстати,
в оригинале книги Стивенсона не упоминаются. Попугай, оказывается,
кричал про совсем другие деньги - серебряные испанские монеты
достоинством в восемь реалов (piece of eight). Сегодня, конечно,
такие деньги не в ходу, поэтому современные искатели сокровищ
предпочитают английские фунты.
Первыми о сокровищах острова узнали англичане.
Они и постарались этими знаниями воспользоваться.
Новейшая история началась в 1998 г., когда
под управлением одного инвестиционного фонда из Бахрейна были
объединены две английские типографии. Фактически был создан
крупнейший игрок на английском рынке глубокой и офсетной печати
- компания Polestar. По наследству ей достались еще и предприятия
на континенте: в Испании и Венгрии. Но ситуация на рынке складывалась
далеко не самая простая, и конкурировать приходилось не только,
да и не столько с островными, сколько с континентальными типографиями.
В результате это практически привело к банкротству компании
в 2006 г.
Сокровища найти не удалось, инвесторы в результате
реструктуризации долговых обязательств потеряли сотни миллионов
фунтов. Дорогая получилась экспедиция. Интересно, что Polestar
продолжает работать (вот у них законодательство!) и открыл в
Англии новую, самую современную типографию глубокой печати.
Тем не менее, финансовое состояние компании продолжает оставаться
не самым лучшим. А информация о том, что на острове остается
большой дефицит мощностей по глубокой печати, будоражила умы
континентальных игроков рынка.
Мы уже упоминали о том, что типографии часто
входят в состав крупнейших издательских ходингов. Но в какой-то
момент становится понятно, что либо надо делать производство
независимым, чтобы оно могло самостоятельно развиваться и на
коммерческих условиях оказывать услуги как самому издательству,
так и сторонним клиентам, либо оставить типографии в структуре
и держать их «на коротком поводке», позволяя иногда неспешно
попечатать чужие каталоги - ни в коем случае не в ущерб основным
заказам издательства.
ТИХИЙ СГОВОР
Где-то в 2004 г. два крупных немецких игрока
издательско-полиграфического рынка - Bertelsmann и Springer
- решили объединить и выделить в отдельную компанию свои производства
глубокой печати на территории Германии. В объединение должно
было войти и производство глубокой печати, которое Bertelsmann
предполагал открыть в Англии. Поделили доли между участниками,
все согласовали и подали документы для получения разрешения
в комиссию ЕС. Но разрешение сразу получить не удалось. В конце
декабря комиссия решила разобраться: не получится ли из объединенной
компании монополист на немецком рынке. Разбирались с полгода.
В результате и получился очень интересный документ,
обосновывающий, почему монополии не получится. На 44 страницах
описываются даже основы формных процессов и доказывается, что
офсетная печать является конкурентом глубокой. И если пока зарубежные
типографии на немецком рынке практически не работают, то они
могут начать это делать. Под давлением таких аргументов комиссия
в мае 2005 г. разрешила объединение. Заодно участникам разрешили
включить в создаваемую компанию еще и одного из крупнейших европейских
поставщиков бумаги - компанию Euro-Papier, которую Bertelsmann
успел приобрести, пока комиссия проводила свои исследования.
НОВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
Основной замысел немецких издателей стал ясен
несколько позже. В течение двух лет Prinovis (такое название
получила объединенная компания) создал крупнейшее и самое современное
производство глубокой печати в Англии (одна машина с шириной
2,75 м и три 4,3 м), а также существенно увеличил мощности в
Германии.
На самом деле, сокровища сами шли в руки, ведь
немецкие издательства имеют и английские подразделения, которым
тоже нужно печатать журналы. Теперь понятно, где именно: в Ливерпуле.
Все довольны, кроме англичан. Представители
Polstar продолжают скоро уже десятилетние рассказы о трудностях
рынка. Представители профсоюзов уже высказывают свои претензии
Prinovis. Работодатели не хотят вести переговоры по поводу условий
работы на этом предприятии (а ведь там работает 400 островитян).
А еще Prinovis зарезервировал соседний участок земли на случай,
если потребуется расширение производства. Вот так, «Пиастры,
пиастры!»
DEEL DRIE
Черная метка
- Джентльмены удачи, - ответил повар, - редко
доверяют друг другу. И правильно делают. Но меня провести нелегко.
(«Остров сокровищ»)
В Нидерландах тоже много потомков флибустьеров.
Некоторые из них занимаются глубокой печатью, и в определенный
момент 2007 г. им стало ясно, что кто-то кого-то дурит. Находящаяся
на десятом (по собственным же оценкам) месте в рейтинге европейских
глубоких печатников голландская комнания RSDB решила изменить
сложившуюся ситуацию. Если у немцев все так хорошо получилось,
то почему не должно получиться у них?
В результате голландцы договорились с канадской
Quebecor World - третьим по глубокой и вторым по сумме офсетных
и глубоких мощностей игроком на европейском рынке. Договоренность
была достаточно сложной, деньгами канадцам выплачивалась совсем
небольшая сумма (150 млн евро). Кроме того, Quebecor получал
29,9% акций объединенной компании.
ЭТА СТРАННАЯ
СТРАНА
Не самое лучшее
отношение главного редактора к туманному Альбиону уже
неоднократно просачивалось на страницы ГАРТ. Остается
загадкой, как в этой стране ухитряются делать такую прикольную
программу, как Top Gear. Все остальное - давно понятно.
Кстати, у нас сегодня
какое-то очень грустное глубокое повествование. Пора разбавлять.
Вот более или менее свежий случай, о котором многие, наверное,
уже слышали. По крайней мере, по англоязычному интернету
он распространился мгновенно, не хуже активного вируса.
В начале декабря
одна английская компания, занимающаяся лотереями, придумала
новую - под названием Cool Cash. Билет со стираемыми полями
оформлен с использованием новогодних мотивов. Покупатель
билета должен был стереть защитный слой с полей, чтобы
увидеть числа, означавшие температуру. Их необходимо было
сравнить, и если контрольное число больше, то покупатель
выигрывал деньги. Если меньше - нет. Так вот, через три
дня организаторам пришлось изъять все эти лотерейные билеты
из продажи. Слишком много покупателей звонили организаторам
и настаивали на том, что в их билетах ошибка, и они выиграли.
Оказалось, многие англичане не знают о том, что -6 больше,
чем -8.
|
Исполнительные власти компаний обо всем договорились,
теперь необходимо было пройти процедуру утверждения сделки на
собрании акционеров RSDB. К этому мероприятию был подготовлен
полный пакет документов, включая новую структуру управления
объединенной компании, предполагаемый оборот и радужные перспективы.
Кто-то, видимо, уже заказал себе визитки с новой должностью,
но собрание акционеров сделку не утвердило.
Мы рассказывали в предыдущем номере о «плохом»
поведении канадского доллара и проблемах компаний. Большой канадский
Quebecor попал сразу под два пресса: тяжелая ситуация на родном
рынке наложилась на проблемы европейского. Стоимость акции компании
на канадской бирже резко упала, ходят разные слухи... Банкротство?
Возможно, но кто тогда, интересно, будет печатать «7Дней»? Как
же без них?
ВОТ БИЗНЕС!
Вместе с пакетом
документов по слиянию RSDB и европейского подразделения
Quebecor к нам попал интересный документ. (Секретный,
тсс...) Один из крупнейших европейских банков дал свое
заключение по поводу цены сделки. На первых двух листах
приведен подробный перечень изученных банком документов,
на третьем объяснено, что банк никогда не будет нести
никакой ответственности за все это. В последнем предложении
наконец-то сказано, что условия сделки - честные для акционеров
RSDB.
Видимо, голландцам
пришлось раскошелиться на такое заключение, но деньги
обратно теперь уже никто не вернет ;-)
|
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Back in USSR
Остальная часть клада - серебро в слитках и
оружие - все еще лежит там, где ее зарыл покойный Флинт.
(«Остров сокровищ»)
В России общее потребление журнальной продукции,
отпечатанной глубоким способом, составляет несколько десятков
килотонн в год. Можно предположить, что 30-40. Сокровища искать
бесполезно. На нас работает Финляндия (Quebecor), Словакия (Burda),
Германия (Prinovis) и другие зарубежные производства. В России
все машины глубокой печати (ну, за исключением одной-двух),
доставшиеся в наследство от СССР, были сданы в металлолом. На
местах огромных цехов созданы офисные центры.
По сведениям информированного источника, проект
глубокой печати в типографии «Медиа-Пресса» заморожен. Продолжения
его не предполагается.