КОЛОНКА ЗАХАРЖЕВСКОГО
Послепечатные процессы. То, что после печати.
Если задуматься - двусмысленное словосочетание. Его можно толковать
не только как «операции, производимые в типографии с запечатанным
материалом», но и как «то, что заменит со временем, саму печать».
Мы поговорим о втором значении, которое, к сожалению, не лишено
смысла.
Вот, например, в «Крокус-Экспо» непосредственно
после «Полиграфинтера» проходила выставка «ИнфоКом». Символично,
мне кажется. Впрочем, и перед «Полиграфинтером» там была выставка
GameX'2, тематика которой - компьютерные игры и электронные
развлечения. А это - уже тенденция.
«МОНИТОРИНГ»
Показательно, что даже на нашей, полиграфической
выставке в качестве основного рекламоносителя выступали мониторы
(рис. 1). Они уже стали обычным делом и в аэропортах, магазинах
и прочих местах скопления публики. Или вот, например, для размещения
меню в витринах кафе и ресторанов (рис. 2): теперь сотрудникам
не приходится постоянно заменять бумажки в зависимости от наличия
или отсутствия того или иного блюда. Даже на автоматах оплаты
услуг связи появляется второй монитор: чтобы показывать рекламу
чего-то еще.
РИС. 1
РИС. 2
Движущееся изображение, постоянно меняющиеся
картинки (рис.3), звуковое сопровождение, реклама различных
продуктов и брендов на одной и той же площади - что может противопоставить
всему этому полиграфия? Повышение глянца на один процент или
увеличение цветового охвата - на два? А видеореклама из РА или
офиса рекламодателя практически мгновенно попадает в любую точку
страны и мира, где установлены мониторы. И даже цифровая печать
не может ничего противопоставить этой скорости.
СЕТЬ
Заметно растет рекламный бизнес в Интернете.
Неудивительно: реальный эффект от размещения рекламного баннера
в Сети просчитать легко, причем как по количеству показов баннера,
так и еще конкретнее - по количеству кликов. Немногим сложнее
вычислить число просмотров аудиторией рекламного ролика на телевидении.
РИС. 3
А вот как учесть количество каталогов, которые
никогда не были никем прочитаны? Или рассчитать эффект от рекламы
в журналах и газетах? Особенно если вспомнить, как эфемерны
сведения о тиражах отечественных газет и журналов (не зря главред
ГАРТ регулярно сравнивает попытки «посчитать» полиграфическую
промышленность России с предсказанием перемещения айсбергов
;). Но теперь у рекламодателя есть выбор, и полиграфия в битве
с новыми средствами рекламы занимает, к сожалению, оборонительную
позицию. Если удается отстоять какой-нибудь «плацдарм», это
уже воспринимается как победа. До следующей атаки «неприятеля».
МЕСТО НА РЫНКЕ
Вывод из всего этого следует один: на рекламном
рынке полиграфистам, судя по всему, тоже придется потесниться,
как и на рынке СМИ.
Конечно, мы можем сколь угодно долго рассуждать
о том, что рынок большой и место всем найдется. Да, найдется,
только вот какое именно? На всяком рынке кто-то торгует в современном
комфортном павильоне, а кто-то ютится на старых ящиках у ворот.
Разумеется, полиграфия продержится еще долго - в этом я согласен
с самыми завзятыми оптимистами. Только вот само слово «продержится»
особого оптимизма не внушает.
P. S. Не так давно, проходямимо
витрины с DVD-дисками, с удивлением обнаружил на ней несколько
книг. Что-то об артистах и фильмах. Обрадовался, конечно: надо
же, книги потеснили диски, народ еще что-то читает! Подошел
поближе, пригляделся... А это «диджипаки» на несколько CD, сделанные
в виде книг в твердом переплете. Ну что ж, по крайней мере,
на что-то сгодились такие полиграфические операции, как печать
обложки и переплет. Да, чуть было не забыл печать картинки на
самом диске! Так что готовьтесь, работы хватит всем.