|
Андрей
ФЕДОТОВ
Типография
«АМ-Графикс»
Генеральный
директор |
ГАРТ: Андрей, в полиграфии Вы уже давно. Но
создание новой типографии - это достаточно серьезное решение.
Расскажите, с чего все начиналось.
А. Ф.: Все началось не так давно и, можно сказать,
практически с нуля. Были, правда, печатная машина, резак и фальцовка.
Далеко «не новые». На сегодняшний день из былого оборудования
остался только степлер Рапида. В течение короткого времени мы
поменяли все. Приобрели полуформатный четырехкрасочный Heidelberg
Printmaster 74-4.
Но на этом не остановились. Позже купили ламинатор,
тигель, листоподборочную линию Theisen&Bonitz, оборудование
для производства календарей, фальцевальную машину Stahl и резальную
- Polar 92.
Из всей техники самая лучшая и стабильная машина
- Polar. С ней за два года ни разу не возникло никаких проблем.
Буквально, включили - и она работает до сих пор, практически
круглосуточно.
Фальцовка достаточно серьезная, с оконным фальцем
и клеевой головкой. Ведь тираж оконного фальца в 5 тыс. еще
можно было «доделать» вручную, а вот 50-100 тыс. - уже нереально.
С появлением Stahl к нам стали активнее обращаться клиенты именно
с такими специфическими заказами. Поставили выполнение этих
работ на поток, получилась нормальная загрузка. Потом приобрели
еще термоклеевую и бумагосверлильную машину.
ГАРТ: То есть, послепечатное оборудование -
очень важная составляющая?
А. Ф.: Для такой типографии как наша - безусловно.
Кроме своих заказов, мы берем работы со стороны. И от типографий,
и от агентств. Это нормальная дополнительная загрузка, которая
приносит определенную прибыль. Конечно, за миллионные тиражи
мы не беремся, но с малыми и средними справляемся успешно.
ГАРТ: Если все приобретенное оборудование -
новое, то это уже достаточно высокая финансовая нагрузка для
предприятия.
А. Ф.: Да, все новое. Деньги - заемные. Конечно,
соблюдать график выплат непросто, но мы стараемся не подводить
наших финансистов.
ГАРТ: Приобретать ничего дополнительно пока
не планируете?
А. Ф.: Нам нужно что-то решать с листоподборкой.
Десяти имеющихся секций катастрофически не хватает - требуется,
как минимум, 16-18. Но у нас, к сожалению, нет места для размещения
такой длинной горизонтальной линии. Наверное, придется брать
вертикальную подборку с башнями. Я смотрел Horison. Конечно,
лотки даже в VAC 60 маленькие, но понравилась компактность линии.
Большой выбор в плане дооснащения - от бюджетного решения до
максимально возможного, причем постепенно, в процессе эксплуатации.
Кроме того, остро стоит вопрос о замене устройства
для бесшвейного скрепления. За год оно практически «развалилось»,
не выдержав наших нагрузок - сделали на нем почти 1 млн циклов.
Будем покупать что-то более серьезное и более производительное,
с расчетом на круглосуточную работу.
Скорее всего, купим еще отдельную трехстороннюю
резку, чтобы повысить качество и скорость подрезки брошюр. Нужна
трафаретная линия для УФ-лака, потому что нашим клиентам эта
услуга требуется все чаще. Вообще, идей пруд пруди, вплоть до
объединения участков с другими типографиями для создания единого
послепечатного производства.
ГАРТ: А если говорить о печати?
А. Ф.: У нашей машины на счетчике 26 млн оттисков
за два с небольшим года. То есть от 0,8 до 1,5 млн оттисков
в месяц. При том, что у нас заказывают, в основном, малотиражные
с точки зрения офсета работы. Среднестатистический тираж на
начало этого года составлял немногим больше 3 тыс. листов. На
сегодняшний день - надо уточнить, но, я полагаю, около 2 тысяч.
ГАРТ: Тогда в смену должно делаться достаточно
много приладок?
А. Ф.: Да, так и получается. По нормативу -
15 полноцветных, рекорд - 28. Печатники разобрались в технике
и научились работать. В среднем получается от 20 до 22 приладок
за 12-часовую смену. Тираж 5 тыс. листов делается за 55 минут,
от смены форм до последнего оттиска.
ГАРТ: Не проще было сразу взять более автоматизированную
машину?
А. Ф.: Ну, сэкономили бы минут 7-10 на приладке,
думаю, не больше. А стоила бы такая машина прилично дороже.
Для начала, для первого шага развития, я считаю, мы сделали
самый правильный выбор.
Купили, кстати, еще одну печатную машину. Точно
такую же, но двухкрасочную - Heidelberg Printmaster 74-2. Монтаж
и пусконаладка окончены - работаем на полную мощность. Этим
приобретением сразу решаем все проблемы с дополнительными красками,
лаком, да и просто нужен «дублер» на случай непредвиденных обстоятельств.
ГАРТ: То есть, помещение все-таки позволяют
расширять производство?
А. Ф.: К сожалению, нет. Площади на сегодня
- наша основная проблема, ютимся как можем, уплотняемся. Само
помещение имеет 15-метровые потолки при площади 250 м2. Мы уже
сделали второй этаж, подумываем о третьем. Растем вверх! (смеется)
Тем не менее, по первому этажу приходится передвигаться «бочком»
между палетами, и крупногабаритное, «длинное» оборудование ставить
просто некуда.
Да что там оборудование, рабочих мест для брошюровки
и ручных работ практически нет, иногда какие-то ручные работы
выполняем практически на палетах с бумагой.
ГАРТ: Зато географическое положение достаточно
хорошее.
А. Ф.: Да, начало Рязанского шоссе, третье
кольцо совсем рядом, есть все выезды, поэтому удобно добираться
ко МКАД и в центр. Склады бумажников все рядом. Опоздали заказать
- можно подъехать на своей машине и взять бумагу.
Проблема лишь в том, что расширить существующие
площади очень сложно. На них очередь арендаторов. Планируем
к лету все-таки получить еще метров двести. Надеюсь, удастся.
ГАРТ: И тогда?
А. Ф.: Хотим поменять основную печатную машину.
Взять Speedmaster SM 74 или даже CD 74. О конкретной конфигурации
будем задумываться, когда будет ясность с помещением.
ГАРТ: Ну, давайте теперь поговорим о СТР.
А. Ф.: На самом деле, это долгая история. Скажу
только, что если бы я покупал систему сейчас, то взял бы, видимо,
совсем другую.
ГАРТ: У вас ведь термальный полуформатный Kodak.
Что, с ним какие-то проблемы?
А. Ф.: Да нет, устройство работает. За год
вышел из строя только один диод. Приехали специалисты поставщика
и просто перекинули оптоволоконную пару на один из 20 запасных
диодов. Сгорела одна из плат, пришлось недельку выводиться в
ИТАР ТАСС. А так - на счетчике сегодня 19 тыс. пластин. Объем
вывода у нас получается около 700 м2 в месяц. Из них около 20%
- на сторону.
Мы изначально собирались работать с беспроцессными
пластинами, поэтому выбрали термальную технологию. Планировали
заниматься коммерческим выводом форм, для чего приобрели конфигурацию
с автоматической загрузкой пластин и несколькими кассетами.
Уже, вроде бы, остановили свой выбор на Heidelberg Suprasetter,
но в самый последний момент взяли Magnus 400. Мы выводили в
свое время формы для себя и еще двух типографий. Три формата,
три кассеты. Идеальный вариант.
ГАРТ: В чем же тогда проблема?
А. Ф.: Оказалось, что беспроцессная технология
хороша, но не для нашей печатной машины и не для нашего комплекса.
Проблема в том, что в нашу печатную машину не передать данные
CIP3 для установки красочных ножей. Поэтому печатник все делает
вручную, на глаз, сразу при установке формы. Для этого ему нужно
видеть изображение на форме, а оно на беспроцессных пластинах
практически незаметно, контраст слабый до проявления пластины
на печатной машине. Поэтому после проявления печатнику приходится
опять «пробегать» по всем секциям и корректировать установки
ножей.
Наше СТР не совсем подходит для беспроцессных
пластин еще и по другой причине. Чтобы автозагрузчик стабильно
удалял прокладочную бумагу, влажность в помещении должна быть
не менее 50%. А при такой влажности чувствительный слой беспроцессных
пластин, которые мы используем, меняет свои характеристики.
Получается своего рода «засвечивание». Пластины набирают воду,
и потом нормально не экспонируются - в процессе печати проявляются
области, на которые попадала влага, очень похожие на рябь. При
влажности, рекомендуемой поставщиком СТР, достаточно двух-трех
суток, чтобы находящиеся в кассете нижние пластины «засветились»
и оказались непригодными для печати. Самое странное: иногда
бывает так, что «рябь» на пластине практически не заметна и
при печати первые оттиски нормальные, а далее постепенно «засвеченные»
области проявляются все больше и больше. Сравнивая первый и
последний оттиски, видишь приличную разницу.
ГАРТ: Пришлось перейти на обычный термал?
А. Ф.: Да, но, сделав ставку на беспроцессную
технологию, мы приобрели «бюджетную» проявку. А это отражается
на качестве форм.
ГАРТ: Замкнутый круг! А как с допечатной подготовкой?
А. Ф.: Ну, это-то как раз самое простое, ведь
мы всю жизнь этим занимались. Практически ни один заказчик не
приносит на 100% готовой работы. Их приходится править, делать
спуски полос. У нас есть и РС, и Mac. Сразу приобрели Preps,
нормальную систему workflow - Prinergy Evo. Для экспериментов
- опцию стохастического растрирования. Купили цифровую цветопробу
GMG, которой очень довольны.
ГАРТ: Калибровали под процесс?
А. Ф.: Да, печатали на машине шкалки, измеряли
- и строили свой профиль под цветовой охват нашей печатной машины.
Теперь я уверен в том, что на печатной машине получится если
не точно так же, то с вполне допустимыми отклонениями. А большинство
сюжетов получаются один в один.
ГАРТ: А если заказчик приносит свою цветопробу?
А. Ф.: Раньше приносили, а сейчас практически
нет. Мы объясняем всем, что для полной уверенности используем
только нашу. При необходимости, заказчики корректируют свои
макеты, несмотря на то, что где-то им уже сделали аналоговую
пробу и она их устроила. За последнее время требования клиентов
существенно выросли. Есть такие, которые полистно проверяют
на разнотон весь тираж. Но мы, с нашим оборудованием -справляемся,
и уверены в результате.
ГАРТ: А кто они, ваши заказчики?
А. Ф.: Заказчики, в основном, прямые. Доля
рекламных агентств - всего 30%. Но сказать, что есть какие-то
крупные клиенты, обеспечивающие «жирные» заказы, которые можно
неспешно делать по месяцу - нельзя.
Работы - самые разные, от тонких бумаг до картона
300-350 г/м2.
ГАРТ: Но это все рекламная продукция?
А. Ф.: Да, конечно. Промышленной упаковкой
и этикеткой мы не занимаемся. Есть уникальный продукт - кубики-трансформеры,
которые кроме нас в Москве практически никто не делает.
ГАРТ: В эти игрушки многие пытались «играть».
А. Ф.: До этого некоторые пытались заказывать
кубики-трансформеры в Китае и Турции, но там сроки, сами понимаете...
Возможно, многие задумывались об их производстве
здесь, но нам удалось довести эту идею до готового продукта.
Правда, помучились достаточно. Заказали и изготовили собственную
пресс-форму, теперь нам «льют» детали. Оказалось, что допуски
размеров при изготовлении «кубиков» не должны превышать 30 мкм.
Еще и не любое сырье подходит. Не все так просто... Тем не менее,
спрос стабильный, в месяц мы делаем 5-6 тыс. штук.
ГАРТ: Кстати, о клиентах: говорят, этот год
существенно отличался от предыдущих по загрузке. А Вы как считаете?
А. Ф.: Согласен. Начало года было так себе,
в октябре мы тоже «отдохнули» без заказов.
ГАРТ: А цены на полиграфическую продукцию за
два года сильно изменились?
А. Ф.: Мы их немного повысили. Перевели постепенно
из долларов в рубли.
Параллельно дорожает бумага, и общие цены на
производство растут, но стоимость услуг мы не снижаем, даже
когда с заказами «неважно». Это принципиальная позиция: нельзя
пытаться получить дополнительную загрузку за счет снижения цен.
Это приведет только к сокращению прибыли. А еще мы полностью
отказались от «откатов». Я предполагал, что из-за этого произойдет
определенный отток заказов, но мои ожидания, к счастью, не оправдались.
Вы даже себе представить не можете, насколько проще и легче
стало работать.
ГАРТ: Андрей, Вы когда-то активно интересовались
цифровой печатью. Не планируете ее использовать теперь?
А. Ф.: А мы долгое время активно ей занимались.
Несмотря на то, что у нас был неновый Xerox DC 12, печатали
5-7 тыс. оттисков в месяц. Я, честно говоря, ищу человека на
«цифру». Найду - сразу возьмем DC 250. Цифровые заказы нам даже
искать не надо. Приходят те же клиенты, и им часто все равно,
на чем их работа будет напечатана. Цифровое качество многих
вполне устраивает.