НОМЕР 9 2007

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера

MАКРОСКОПИЯ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Локальный кризис

МАКРО - первая часть сложных слов, пишется слитно (Орфографический словарь)

Макроэкономика - самая сложная часть экономической науки. Скорее, видимо, ученые изобретут вечный двигатель или докажут большую теорему Ферма, чем разберутся во всех законах развития финансовой системы. Даже в странах, финансовым системам которых уже сотни лет, тоже столкнулись с проблемой упавшего после ипотечного кризиса доллара. Дергают за одну «макроверевочку», что-то происходит, но через некоторое время и не совсем то, что нужно. А навалилось на них все сразу.

Посмотрел я в телевизор во время вынужденного безделья и ничего не понял: либо нас держат за полных идиотов и кормят сказками, либо люди, которые в государстве этим макропрограммированием занимаются, сами не понимают, что творят. Правильный, скорее всего, третий вариант. Слишком много людей этим занимается. Причем все участники процесса, как в той басне, тянут в свою сторону. Буквально, собрали фотомодель, шеф-повара и строительного мастера и предложили решить проблему создания нового лекарства от гриппа.

Да, есть в стране рост ВВП (по крайней мере, по отчетам Росстата), но, в соответствии с ними же, инфляция растет быстрее. Да, рубль укрепили по отношению к доллару, но нефтянники и остальные экспортеры природных ресурсов уже выражают свое недовольство, как в 1998 г. Да, пообещали проиндексировать пенсии и зарплаты, но цены уже выросли существенно больше.

Я тут с удивлением обнаружил, что буханка черного стоит теперь не 11, а 15 руб. Но этому-то легко найти «макрообъяснение». Неурожай зерна на Западе, а у нас все в порядке. Гоним много на экспорт, вот и поднялись внутренние цены. Как и с бензином. Нефть дорожает, а почему бензин не должен? Вот и получается, что внешнеэкономическая коньюнктура для страны сложилась очень хорошая, поэтому гражданам так плохо. Одно из министерств со словом «экономика» в названии, спохватившись, внесло в правительство предложение: вместо введения заградительных экспортных пошлин просто запретить экспорт зерна и некоторых других продуктов. Скоро, видимо, вернутся времена продразверстки.

При том, что наша отрасль к пищевой промышленности имеет не самое прямое отношение, все равно обидно, что цены на полиграфическую продукцию не растут пропорционально ценам на продукты или бензин. Нужно, видимо, как-то повлиять на них «макроспособом». Пока этот способ еще не придуман, но когда руки у кого-нибудь из вышеназванной тройки дойдут до полиграфии - будьте спокойны, он найдется. Только типографиям от этого лучше не станет.

МОСКВА...

Самый «макродорогой» город мира, хотя официальные лица и пытаются этот факт отрицать. Разговариваешь с полиграфистами, и уже давно не удивляешься. Кто-то успел приобрести здание в собственность еще в те годы, когда это реально было сделать, кто-то нашел аренду по нормальной цене. Но все это временные меры. Приобретенное здание в конце концов становится мало для типографии или его многократно более выгодно становится сдавать в аренду, а типографию - типографию вывозить за МКАД. С хорошей ценой на аренду тоже далеко не все просто. Арендодатели стали умными, и предлагают типографиям привлекательные начальные цены - чтобы крючок заглотили, оборудование установили. А потом, ссылаясь на самые разные причины, стоимость аренды начинают повышать. Глядишь, из привлекательной она становится сначала обычной, а потом и еще выше. И прямые договоры аренды могут не спасти. И о таких случаях рассказывали.

А «макрозарплаты» специалистов в Москве? Правда, в ближнем Подмосковье они не особо отличаются. За исключением, наверное, труда «ручников». Квалифицированные специалисты привыкли ездить в Москву и получать московские зарплаты. Особенно это удобно при работе по сменному графику.

Разговоры об избытке производственных мощностей в полиграфии идут давно. Тем не менее, поставщики оборудования продолжают что-то продавать.

ОБРАТИМСЯ К КНИГЕ

Второе прочтение книги со скромным названием «Экономика» новых идей не принесло. Вообще, на нашем книжном рынке все спокойно. По данным Российской книжной палаты, ведущие издатели продолжают удерживать лидирующие позиции. Самым крупным по общему тиражу книг остается «Эксмо» (70 млн шт. в год, по оценкам книжной палаты). Отрыв от идущего на втором месте «АСТ» составит в 2007 г. более 20 млн экз. Но мы о полиграфии. Известно, что «Эксмо» принадлежит «Тверской полиграфкомбинат» - одно из крупнейших российских книжных производств. По нашим данным, издательство участвует в проектах еще нескольких книжных типографий.

Российские книжные производства жили до недавнего времени достаточно спокойно. Поставщики оборудования уже фактически поставили на них крест. Типа, денег у них все равно нет, что время тратить. Рынок, конечно, меняется, за последние годы его покинули несколько крупных игроков: «Экспериментальная», «Иван Федоров», «Красный Пролетарий» (в хронологическом порядке). Причины банальны: географическое расположение предприятий и полный провал по ценам на производство книг. Список этими именами не ограничивается, можно навскидку перечислить еще несколько, и мы скоро услышим о новых потерях в рядах бывших флагманских предприятий.

Конечно, на книжном рынке начинают потихоньку работать и обычные коммерческие типографии, приобретая автоматизированные книжные линии, но их рынок - высококачественная малотиражная цветная книга, а никак не миллионы книг в месяц.

Все было тихо, пока не случился синдром 60 миллионов. Не книг, а долларов. Крупнейшие поставщики вздрагивали, когда при них просто упоминалось число шестьдесят.

МАКРОВОЗДЕЙСТВИЕ

В конце ноября стало известно о том, что одна из издательских групп - «Аттикус Паблишинг» - в первую десятку издателей не входящая, предполагает инвестировать более 60 млн долл. в создание нового современного книжного производства. Предполагается, что типография начнет работать в 2009 г. и не где-нибудь, а в российском книжном «макроцентре» - городе Тверь, где и так уже находятся два крупнейших книжных производства: «Полиграфкомбинат» и «Полиграфкомбинат детской литературы». Выбор площадки представляется разумным. От Москвы достаточно далеко, но понятно, где искать кадры, а поддержкой администрации инвесторы, вроде, заручились... Вопрос, конечно, нужны ли сегодня рынку такие мощности? А они составят 50 млн книг в год, приблизительно пополам делящиеся на книги в переплете и брошюры в мягкой обложке. С одной стороны - это большой объем, который существенно превосходит суммарный объем издательств, входящих в группу. С другой стороны, лидером это производство может стать только благодаря современному оборудованию. Есть и сегодня в России книжные производства, имеющие достаточно близкие объемы. Здесь надо почувствовать разницу между сочетаниями «производственные мощности» и «объемы производства». Есть еще одна тонкость в книжном производстве: качество книг существенно зависит не только от оборудования, но и от человеческого фактора.

Тем не менее, 10% российского рынка производства книг, который по оценке авторов проекта будет принадлежать новой типографии - это довольно много. Достаточно свериться со статистикой Книжной палаты, чтобы понять, что доля новой типографии оказывается даже больше. Но если «Эксмо» может иметь долю более 10% книгоиздательского рынка, то почему типография, построенная конкурентом, не может сразу стать лидером на рынке производства книг? Может получиться реальное макровоздействие на рынок. Идея, на первый взгляд, утопическая, если только владелец «Аттикус Паблишинг» не собирается выстроить структуру с полным циклом: издание, производство и реализация книг, чтобы потом ее продать за существенно большие деньги.

SEGUNDA PARTE
Macroscopy

МACRO - в сложных словах означает большой; необыкновенно большого размера; длинный (Новый англо-русский словарь)

Что нужно вообще типографии для того, чтобы работать спокойно и прибыльно? Та же самая благоприятная «макроситуация». Благоприятная и стабильная - не такая, как cегодня. Куда только ни переезжают типографии из Москвы, стараясь все-таки оставаться более или менее легкодостижимыми, что при сегодняшней дорожной ситуации в Москве и на основных магистралях Подмосковья практически невозможно. Прогнозы по дорожной обстановке малоутешительны. Со временем все станет только хуже. Экономисты тоже предполагают самые разные варианты развития событий, но хорошего почему-то ничего не предвидится.

И что мы прицепились к этой Москве? Есть такая утопическая идея - свалить не просто из города...

Короче, всем на выход, без паники, соблюдайте очередность, пропускайте вперед женщин и... Нет, стоп! Не так сразу. Обратимся сначала к макропоказателям потенциальных плацдармов для развития российской полиграфии в эмиграции.

НЕФТЬ

Сейчас все скажут: вот, опять про нефть заладил... При чем здесь нефть? Она теперь при всем. Кроме того, это еще и интересно - взглянуть на список основных добывающих стран.

На сегодня наличие или отсутствие собственных нефтяных запасов в стране, видимо, может характеризовать государство как с положительной, так и с отрицательной стороны. Интересен, прежде всего, баланс добыча/экспорт.

Что удивительно. В Китае нефть есть. На всех ее, правда, не хватает. Россия готова стать экспортером нефти номер один. Проблема в том, что запасов черного золота у нас в четыре раза меньше, чем у сегодняшнего лидера - Саудовской Аравии. Если добывать в сегодняшнем ритме, то нефть в России кончится через... 6206 дней или 17,5 лет. Вот так получается. И с нулями, вроде, не напутал.

БУМАГА

Вернемся к околополиграфической теме и обратимся к известному всем макропоказателю: потреблению бумаги на человека в год. Мы должны сразу понимать, что это потребление включает и туалетную, и все другие виды бумаг - не только те, на которых печатают офсетом.

Данные о потреблении в изобилии встречаются в интернете, но иногда разнятся. Мы взяли официальную статистику ООН, но и это, увы, не гарантирует точности. Хотя потребление 38 кг на человека в год - для России цифра, вполне похожая на правду. При ежегодном объеме производства порядка 7 млн т бумаги и картона (из которых существенная доля идет на экспорт) и импорте около 1 млн т различных бумаг и бумажной продукции, общее российское потребление составляет около 5,5 млн т.

Проблема в том, как нам использовать этот показатель. Если даже Китай нас обгоняет, то можно предположить, что российское потребление должно расти. Но мы находимся в ожидании этого роста уже много лет. Может ждем поезда, который здесь не ходит?

ИТАК, КУДА ПОЕДЕМ?

В Европу почему-то не хочется. Ну, есть там места, где можно что-то попробовать организовать, но им самим совсем плохо. Тут еще русские приедут, типографию построят... Нет, отпадает. Остаются Штаты, как крупнейший рынок полиграфических услуг. Но, при всей аполитичности автора, в США тоже не хочется. Достаточно взглянуть на структуру импорта американцами готовой полиграфической продукции, чтобы увидеть, что тут есть разные варианты. Интересно, что даже Великобритания остается в пятерке крупнейших экспортеров в США.

Исходя из этого мы попробовали проработать два варианта.

США: СТРУКТУРА ИМПОРТА/ЭКСПОРТА ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
(2006 г. Общий объем рынка 92,3 млрд долл.)

ВАРИАНТ «СЕВЕР»

Это не Тверь, а Канада, где вся полиграфическая промышленность фактически сконцентрирована в двух провинциях. Объем производства в 2001 г. составлял более 10 млрд американских долларов. Как раз те самые 100 тыс. на одного сотрудника (общая численность занятых - 98 тыс.)

Вроде все красиво, но: в Канаде, как известно, имеет хождение канадский доллар. Его курс по отношению к американскому в 2001 г. составлял менее 0,65 (то есть 65 американских центов за 100 канадских). С существенным ростом евро канадский доллар вырос до 1,09. Это привело к достаточно грустным последствиям. Конкретно полиграфическая отрасль испытывает серьезные трудности, канадский рынок насыщается продукцией из США, и конкурировать с американскими местные типографии и производители бумаги не могут. Так что на сегодня северный вариант мы отбрасываем.

ВАРИАНТ «ЮГ»

Это Мексика. Он похож на вполне подходящий. Страна, изначально ориентированная на экспорт. Основная статья доходов - продукция сельского хозяйства. Есть нефть, излишки которой экспортируются в США. Вообще, более 90% экспрота этой страны приходится на северного соседа. Курс местного песо к доллару - стабилен и не зависит от колебаний доллар/евро.

Полиграфическая промышленность, судя по немного численным обзорам, находится в упадке, как и у нас. Вроде, квалифицированных кадров нет, современное оборудование - редкость. А вот потребление бумаги - больше. И если новая русская типография сможет «откусить» всего два процента из экспорта мексиканской печатной продукции в США и еще столько же сделает на внутреннем рынке, то получится оборот 20 млн долл. в год.

P. S. Я надеюсь, все поняли, что это была шутка.

P. P. S. Для тех, кто не понял - лететь на разведку лучше всего «Дельтой» до Мехико с пересадкой в Нью-Йорке ;-)

НАДО БОЛЬШЕ...

Мы заинтересовались объемом потребления в России того, что называется у производителей одним словом - Tissue. Это туалетная бумага, разовые полотенца и носовые платки. А вдруг этого много? Недолгое исследование интернета дало неожиданный результат. Руководитель российского представительства шведской компании - одной из крупнейших в мире производителей всего этого - рассказал год назад о строительстве нового завода в тульской области, а также о перспективах российского рынка tissue-продуктов. Оказывается, среднее потребление туалетной бумаги в нашей стране составляет всего от 1,5 до 2 кг на человека в год. В то время как в Европе оно превышает 10 кг, а в США доходит до 20.

Вот так. Мало значит мы... потребляем.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства