|
Александр
СЛЕПОВ
Типография «КоЛЕВ»
Генеральный
директор |
ГАРТ: Александр, предыдущее интервью с Вами
в нашем издании было три с лишним года назад. Но с тех пор,
наверное, произошло много событий?
А. С.: Да, изменилось многое. В 2004 г. у нас
было две производственных площадки в Москве. Уже тогда было
понятно, что рано или поздно нужнобудет съезжаться, но делать
это пришлось немного раньше, чем планировалось, и в достаточно
экстренном режиме. На одной площадке активизировались рейдеры,
на другой помещения вдруг срочно понадобились государству. Правда,
в итоге объединение площадок очень благотворно сказалось на
производительности труда.
ГАРТ: Теперь производство расположено за МКАД?
А. С.: Да, в Куркино. Там когда-то была большая
птицефабрика. Она разорилась, а здания с территорией приобрела
крупная российская компания. Отдали все это управляющей компании,
которая теперь сдает помещения под производства и склады. Но
я отдаю себе отчет в том, что и это пристанище - временное.
Когда-то эта управляющая компания все равно начнет строительство,
а нам придется искать новое место для типографии, вероятно,
еще дальше от Москвы.
ГАРТ: Кадры при переезде не потеряли?
А. С.: Потеряли. Пять человек с послепечатки.
Но основная проблема здесь все-таки не кадровая, а транспортная.
У нас две машины, а количество доставок из-за пробок начинает
сокращаться, что не может не отражаться на себестоимости. Офис,
в котором работают менеджеры, находится на Курской. Вроде бы,
хорошее место, но эти пробки на Садовом!
Все типографии съезжают. Маленькие еще держатся,
но средние... Ну, и рентабельность полиграфического производства
сегодня, с учетом всех этих факторов, конечно, сокращается.
Всем понятно, что надо увеличивать оборот, чтобы выжить, больше
печатать, приобретать печатные машины большей производительности
и переходить в больший формат.
ГАРТ: Помнится, когда-то Вы активно выступали
за приобретение ненового оборудования. Не поменяли свое мнение?
А. С.: Новую машину имеет смысл покупать типографии,
которая имеет за плечами многолетний успешный опыт работы или
инвестора, способного в критической ситуации поддержать деньгами.
А для небольшой и даже средней российской типографии
лизинговые выплаты по новой печатной машине могут оказаться
неподъемными. На мой взгляд, сегодня отрицательных примеров
таких сделок больше, чем положительных.
ГАРТ: Да, вроде *ы, никто осо*енно не разоряется...
А. С.: Конечно, до разорения доходит не всегда,
но начинаются протяженные по времени финансовые проблемы. Не
хватает денег на выплату зарплаты и аренды. Начинается текучка
кадров и прочие неприятности, которые имеют тенденцию накапливаться.
По крайней мере, риск того, что такая ситуация возникнет, очень
высок.
Могу привести пример. Не так давно мы приобрели
Speedmaster 52-4 с очень маленьким пробегом. Он был неновым
куплен в Германии, проработал в одной из региональных российских
типографий несколько месяцев - и был выставлен на продажу.
ГАРТ: Интересно, а неновое оборудование сегодня
вполне удовлетворяет потребности российских производств?
А. С.: Ну, есть разное неновое оборудование...
Если мы говорим о печатных машинах, то на российском рынке сегодня
наблюдается некая «гонка вооружений». Надо печатать быстрее
и эффективнее конкурентов, поэтому GTO начинают уходить с рынка
- им не хватает скорости печати и переналадки. Хотя это прекрасные
машины.
А ведь экономика российской печати с учетом
растущих зарплат и цен на импортные расходные материалы диктует
использование достаточно простого и недорогого оборудования.
К примеру, в таких европейских странах, как Греция, Испания,
Италия, крупные (по их меркам) типографии работают на машинах,
которые в России вроде бы уже совершенно неконкурентоспособны.
На производстве, которое обеспечивает печатной продукцией всю
Каталонию, в качестве основной машины используется четырехкрасочная
GTO 52-4 с чехловым увлажнением, купленная лет 30 назад. У них
это нормально, а у нас конкуренция - как в самой высокоразвитой
стране, скажем, Германии.
Получается некоторый замкнутый круг. По моим
представлениям, на сегодня 20-25% полиграфических мощностей
в Москве и Подмосковье - лишние. А не загружать печатное оборудование
в четыре смены - это путь к разорению. Опять же, мы говорим
о нормальной типографии, которая занимает сотни м2 производственных
площадей и реальной, сложившейся сегодня на рынке ситуации.
На мой взгляд, отказ от ночных смен означает
неспособность отдела продаж обеспечить нормальную загрузку.
Таким путем идти нельзя.
ГАРТ: Некоторые находят выход в специализации.
А. С.: Задумываться о специализации на нашем
рынке может только крупная типография. Такая, как «КоЛЕВ», все-таки
вынуждена заниматься всем. Со «средним» набором оборудования:
GTO 52-2, Speedmaster 52-4, Speedmaster 72-5 и различное послепечатное
- на рынке этикетки и упаковки мы играть не сможем.
ГАРТ: Есть, еще, например, сектор высококачественных
книг, изготовлением которых увлеклись некоторые из ваших конкурентов.
А. С.: Есть. Но нам - рано. Вообще, многие
типографии начинают специализироваться на чем-то случайно. Так
получается. А вот целенаправленно делать акцент на определенной
продукции может только крупная успешная типография. Рынок настолько
узок, объем его настолько мал, что только на производстве своей
«специальной» продукции выжить сложно.
Если говорить о послепечатном оборудовании,
то в нашей ситуации кооперация не работает. Все видел в Европе,
разговаривал с хозяевами. У них работает, у нас - нет. Наш рынок
априори требует от типографии универсальных возможностей. Приходится
иметь все свое.
ГАРТ: Послепечатное тоже неновое?
А. С.: Можно и неновое, только осторожно. У
нас был опыт: приобрели неновый ВШРА. Запускали его несколько
месяцев. Все «вертится», но не работает. А в Москве всего три
человека разбираются в таких машинах. Оказалось, предыдущий
владелец делал доработки в схемах управления... Теперь, конечно,
уже все наладилось, все довольны, но времени и нервов пришлось
потратить много.
ГАРТ: Александр, но это то, что касается оборудования.
А сами заказчики за прошедшие годы не поменялись? Не говорят,
что их не волнует цена, лишь бы качественно и в срок?
А. С.: Нет, не поменялись. Хороший крупный
заказчик обязательно проводит исследование рынка, «забрасывает»
свой запрос в десятки типографий, получает от них предложения
и потом уже выбирает. И цену часто требует самую низкую, которую
рынок может предложить. Грустно это все. В такой ситуации даже
некоторые нормальные типографии начинают демпинговать. Нам приходится
печатать для крупных заказчиков по средним ценам. «Сорвать куш»
на каком-нибудь одном заказе сегодня нельзя.
Когда приходят приглашения принять участие
в тендере, в них изначально фигурируют самые низкие цены и еще
требование отсрочки оплаты на 45 дней. Крупнейший производитель
спортивной одежды прислал запрос. С точки зрения объема печати
там делать нечего, но предоставьте им последний баланс, справку
из налоговой, сведения о владельце типографии, ксерокопию паспорта
генерального директора с московской пропиской... А потом, может
быть, они разместят у вас этот заказ по цене «ниже плинтуса»
и отсрочкой оплаты на два месяца.
ГАРТ: Но кто-то ведь на этих условиях им напечатает?
А. С.: Самое смешное, что они нашли такую типографию.
Нищета нашей полиграфии не знает границ.
ГАРТ: Но отсрочки все равно давать приходится?
А. С.: Приходится. Мы даем отсрочку, но только
клиентам, которые постоянно размещают у нас заказы.
Бумага дорожает настолько часто, что мы привыкли.
А крупные клиенты, кстати, хотят, чтобы им достаточно долгое
время сохраняли фиксированные цены, и удорожание бумаги компенсировать
не хотят.
Кстати, еще одна очень актуальная тема - это
проблема долгов в полиграфии. Конечно, сегодня дисциплина платежей
у заказчиков полиграфической продукции «немного хромает». Опоздания
по платежам у крупнейших клиентов достигают двух, трех и более
месяцев. То есть, мы кредитуем крупнейшие российские компании.
Из-за этого нервничают поставщики материалов, ведь мы задерживаем
выплаты им. Реально, если бы мне сейчас заплатили все долги,
можно было бы расплатиться с кредитами и уехать всей типографией
в отпуск в теплые страны.
ГАРТ: А бывают долги, которые уже не вернут?
А. С.: У нас - нет. Наверное, потому что большинство
клиентов - постоянные. Бывает, приходят через полгода, оплачивают
тираж, который не оплатили тогда и размещают новый с предоплатой.
Так что нет проблемы заплатят/не заплатят. Есть вопрос, когда.
Еще одна проблема заключается в абсолютной,
на сегодняшний день, непрогнозируемости спроса на полиграфические
услуги. Несколько лет назад мы знали, что январь будет провальным,
февраль - хорошим, летом работы будет мало, в сентябре начинается
подъем, а с октября уже аврал. В этом году в феврале был простой,
лето было хорошим, в августе - бум, а потом в начале ноября
хуже, чем в октябре. Такая ситуация складывалась не только у
нас, но и во многих других московских типографиях.
ГАРТ: Думаете, действуют какие-то макрофакторы?
А. С.: Да, создается впечатление, что все зависит
от того, как «циркулируют» деньги в нашем государстве. В какой-то
момент заказчики просто не могут платить за полиграфию. В результате
- отложенный спрос, а затем бум. Есть, конечно, исключения из
правил, когда у типографии есть один ключевой клиент, который
может «проснуться» во время затишья у остальных. Но у нас такого
клиента нет.
ГАРТ: Как, кстати, делятся ваши клиенты? Большая
доля рекламных агентств?
А. С.: Мы, видимо, уникальная типография, потому
что 90% у нас составляют прямые заказчики. В связи с этим, ситуация
на рынке чувствуются особенно остро.
На мой взгляд, полиграфическая отрасль находится
в состоянии вялотекущего кризиса. В его рамках все более или
менее устаканилось, а чем все закончится, нам еще предстоит
узнать. Есть ведь и дополнительные внешние факторы, которые
влияют на отрасль...
ГАРТ: Как правило, не очень позитивно?
А. С.: Именно так. Причем «разборки» с лицензионным
программным обеспечением, возможно, всего лишь цветочки. А вот
ягодки пойдут, когда начнут приходить люди из силовых структур
и, пользуясь несовершенством законодательства, будут задавать
вопросы. Мы на всякий случай полностью отказались от печати
предвыборных материалов. Не регистрировались, но все равно звонки
были, хотя и меньше, чем четыре года назад.
Но типографии все равно попадают под удар.
Нужно внимательно читать все, что принимается в печать, на предмет
запрещенной агитации - призывов к насилию и прочего. Цензуры-то
теперь нет, лицензии на издательскую деятельность тоже отменены,
поэтому «крайней» может оказаться типография. Хорошо, если в
договоре с клиентом есть пункт, в соответствии с которым она
не несет никакой ответственности за содержание материалов. У
нас он есть. В большинстве других - я думаю, нет. Вообще, юридическая
защищенность на нуле.
ГАРТ: Предполагалось, что такими вопросами
будет заниматься «Московский полиграфический союз» (МПС).
А. С.: Эта организация в ее прежнем виде себя
исчерпала. Есть идея ее возрождения. Понятно, что для этого
необходимы определенная стратегия и финансирование. Нужно, чтобы
крупнейшие типографии возглавили это движение. Если они и некоторая
часть средних договорятся о принципах ведения бизнеса и будут
их придерживаться, то ситуация может сдвинуться с мертвой точки.
ГАРТ: Александр, скажите честно, а не возникает
ли у Вас иногда желания продать весь этот бизнес и заняться
чем-нибудь еще?
А. С.: А его, как и любой производственный
бизнес, нельзя продать. На Западе - можно, а здесь - только
по цене оборудования. Отлаженный бизнес, существующий с 1993
г.! Мы обречены заниматься полиграфией (смеется).
ГАРТ: А вот если бы вернуться назад, к моменту
основания типографии: начали бы с того же?
А. С.: Конечно, если бы в 93-95 гг. было правильное
понимание рынка, такое, как сейчас, то я некоторые вещи сделал
бы иначе.
ГАРТ: И чем бы стал тогда «КоЛЕВ» к сегодняшнему
дню?
А. С.: Я не знаю. Он был бы другим, это точно.
На любой бизнес свой отпечаток накладывает личность человека,
стоящего у руля. Вот я, возможно, излишне осторожен в принятии
решений. Если бы мы приобрели в 1996 г. четырехкрасочную машину,
то все сложилось бы по-другому.
ГАРТ: Кстати, о машинах: как Вам «Полиграфинтер»?
Вам же теперь до «Крокуса» рукой подать?
А. С.: Выставка в этом году была какой-то скучной.
Практически не участвовали небольшие компании, которые всегда
предлагали полезные и интересные для типографий машинки. Говорят
- не могут позволить себе платить такие деньги за участие в
выставке.
Из реальных новинок меня заинтересовал Heidelberg
Speedmaster 52-4 с системой Anicolor. Очень интересная машина.
Многообещающая, если судить по характеристикам, но имеющая совершенно
неприличную цену. Пока, я надеюсь.