КОЛОНКА ЗАХАРЖЕВСКОГО
В материале «Дежавю» из ГАРТ № 5-07 прочел:
«Поставщики расходных материалов задумали создать единые списки
полиграфических предприятий, которые «не очень хорошо платят».
Спасибо за удачный повод высказаться.
Собственно, в Интернете такие списки давно есть. Но меня всегда
удивляла несправедливость: почему речь идет только о «плохих»
типографиях? Полиграфисты тоже могли бы дать свой «ответ Чемберлену»
и составить «единые списки» поставщиков, которые не очень щепетильно
относятся к своим обязательствам. Боюсь, перечень претензий
получился бы не менее длинным, чем у поставщиков. И гораздо
более разнообразным.
ВСЕ ОТНОСИТЕЛЬНО
Поставщик обижается, что типография не платит за поставленный
материал. А типография, в свою очередь, считает, что место этому
материалу - на свалке истории, и это поставщик должен заплатить
ей за испорченный тираж. Разумеется, поставщик убежден, что
с материалом все в порядке, просто в этой типографии работать
не умеют. Печатники же заявляют, что при замене материала на
материал другого поставщика все мгновенно приходит в норму.
Кого же, в таком случае, вывешивать на «доску позора»?
Вот типичная ситуация: первая партия краски, предоставленная
типографии для испытаний - выше всяких похвал. Все хорошо, все
довольны. Медовый месяц. Но вот начинаются суровые будни - и
краску будто подменили. Что делать? Отправлять ее на анализ?
А куда? И что именно проверять?
Препираться можно долго. В большинстве своем типографии предпочитают
не ввязываться в дебаты (к сожалению, на производстве нет ни
времени, ни возможностей для долгих экспериментов) и просто
уходят к другому поставщику. И если при этом оплата за последнюю
партию неудачного материала несколько задерживается... Кто тут
возьмется определить виновного?
В РАЗВЕДКУ - ВРЯД ЛИ
Вы думаете, в типографии не понимают ваших переживаний? Прекрасно
понимают. Нас точно так же одолевают иногда разгневанные клиенты,
недовольные качеством предоставляемой продукции. А в нашем браке,
кстати, иногда виноваты именно поставщики расходных. Что, разве
вы вернете нам сумму, адекватную нашим потерям? Хотя бы что-то...
Пример из жизни: внезапно появляется совершенно непонятный брак
по печати. Начинаем, как и положено, методично проверять все
компоненты процесса: меняем краску, резину, увлажнение... Параллельно
взываем к поставщикам: может, они помогут? Не помогают... А
время идет, сроки сдачи тиражей срываются, наши менеджеры в
истерике, а враг у ворот (в том смысле, что клиент уже выслал
машину за готовой продукцией). В конце концов, находим причину
брака: негодный проявитель для офсетных пластин. Покупаем и
привозим другой проявитель, заливаем его в процессор - все мгновенно
приходит в норму. Составляем рекламацию поставщику. Нет, мы
не просим возместить нам упущенную прибыль и моральный ущерб
- мы скромненько просим компенсировать потери резины, краски,
картона... А поставщик недоумевает: зачем же вы это все делали?
Зачем губили расходные материалы? Надо было, дескать, не суетиться,
а спокойненько ждать помощи. И это при том, что не он, а мы
сами нашли причину брака. А даже когда мы ее нашли, поставщик
ничем не смог помочь нам, пока мы, опять же сами, не нашли другой
проявитель. И сколько нам таким манером пришлось бы ждать? И,
главное, чего? Так мы и не достигли взаимопонимания - кто же
был прав в данной ситуации.
САМИ ВЫ...
Вспомните: когда поставщик только начинает работу с типографией,
то не сам ли он с готовностью идет на кредитование клиента?
Сам. Чтобы потеснить конкурента. Положим, ему это удалось. Ну
что ж, все имеет свою оборотную сторону... Некоторые типографии
задерживают оплату. Плохо, согласен. А некоторые поставщики,
между прочим, могут запросто поставить перед фактом: у нас на
складе краски нет! Хорошо, если эта краска обычная и купить
ее можно везде и всегда (хотя и в этом случае возможны нюансы:
попробуйте получить материал на выходных или в праздники!).
А если машина нестандартная и краску для нее выбирали долго
и упорно?
Еще раз повторю: нам прекрасно понятны ваши проблемы. В сущности,
у полиграфистов происходит то же самое: работа в кредит, задержка
оплаты, забитый готовой продукцией печатный цех... Разница лишь
в том, что масштабы этих проблем гораздо больше (за исключением
бумажников, быть может): объем и стоимость полиграфической продукции
заведомо больше, чем объем и стоимость расходных, из которых
она получена. Больше производственные площади, больше коммунальные
платежи, больше количество рабочих, которые хотят получить зарплату
- и вовремя получить! Да и сам я, кстати, тоже жду ее - и если
кто-то думает, что придирчивые полиграфисты только тем и заняты,
что нарочно ищут себе проблемы, чтобы потом «наехать» на бедных
поставщиков, то он глубоко заблуждается. Истина же заключается
в том, что чем меньше проблем будет у нас, тем меньше их будет
и у Вас.