|
Юрий
Владимирович
БОХОНОВ
Печатный двор «Граффити»
Генеральный
директор |
ГАРТ: Юрий Владимирович, в прошлом номере
мы обсуждали с двумя типографиями причины, вынудившие их перенести
производство в Подмосковье. Этот номер посвящен расходным материалам,
но о них мы поговорим позже. Начать хотелось бы именно с темы
переездов.
Ю. Б.: Причина понятна - это очень высокая
стоимость аренды. В Европе все производства выведены за центр
города.
ГАРТ: Да, но там не нужно стоять три года в
очереди за газом и платить огромные деньги за электричество.
За городом построены технопарки, где есть все необходимое.
Ю. Б.: Тем не менее, развитие необходимо. Ведь
у нас уже три предприятия.
ГАРТ: Два из них известны - это «Граффити»
и «Молопак». А третье?
Ю. Б.: «Граффити Кард», которое занимается
производством карточек -предоплатных телефонных и клубных пластиковых.
В прошлом году мы подготовили под него производственную площадку
1300 м2. Оборудование уже установлено и запущено, пошли первые
заказы. Следующим шагом станут банковские карточки. Сейчас проходим
стадию лицензирования.
Помещение под «Молопак» площадью 4,2 тыс. м2
мы нашли пять лет назад. Недавно подписали с администрацией
договор аренды земли на 49 лет.
ГАРТ: В «Молопаке» сейчас работают человек
30-40?
Ю. Б.: Гораздо больше - 120. По финансовому
объему он уже обогнал «Граффити». При этом мы работаем в три
смены, а они в две, то есть запас еще есть. Кроме того, «Молопак»
планирует поставить еще одну рулонную машину.
ГАРТ: Но куда?
Ю. Б.: По 25 м с каждой стороны здания принадлежат
нам, поэтому можно поставить пристройку.
ГАРТ: Да, в Кунцево тесновато...
Ю. Б.: Я назвал площадь вместе с офисными помещениями.
Производство со складами под «Граффити» занимает максимум 1500
м2.
Площади для развития нужны достаточно серьезные
- порядка 10-12 тыс. м2. Наши учредители - люди любознательные.
Они объездили всю Европу, побывали в Японии. Интересовались,
как там работает производство, как налажены коммуникации. И
эта любознательность привела к вопросу: «А что мы здесь делаем?»
Кстати, комбинат, на территории которого сейчас располагается
«Граффити», возможно, продастся. Под элитное жилье. Нам здесь
осталось работать два-три года. К сожалению, полиграфия не может
конкурировать с риэлторами.
ГАРТ: Но это все до поры до времени, ведь сектор
недвижимости может и «рухнуть».
Ю. Б.: Здесь 50:50. О том, что жилье вот-вот
подешевеет, приходится слышать уже лет десять, однако этого
не происходит.
Но мы не об этом. В конечном итоге, тема переезда
долго витала в воздухе. Мы объездили все Подмосковье, посещали
выставленные на продажу ткацкие фабрики и т. д. А когда учредители
были в Германии, поступила информация о продаже площадей Чеховского
мебельного комбината. Я съездил, посмотрел. В марте прошлого
года мы приобрели 10 тыс. м2 достаточно ветхих зданий постройки
50-60 гг. вместе с площадкой 4,4 Га, на которой планируем построить
еще ряд помещений под типографию. Работать будем в партнерстве
с инвестором. С нашей стороны: разрешение, согласование, подводка
коммуникаций. С их - коробка, заливка полов. Видимо, все вместе
займет около двух лет.
ГАРТ: Под переезд планируется обновление парка
оборудования или оставите имеющиеся машины?
Ю. Б.: Совершенно точно будет сменен Роланд,
потому что машине уже 16 лет. Правда, мы в ней много чего обновили,
и она работает круглосуточно, но требования наших «капризных»
клиентов на каких-то работах уже не удовлетворяются. Переходим
на Рапиду 105.
ГАРТ: Какой будет новая машина?
Ю. Б.: Пока не знаю. Рассматриваются различные
варианты. Но мы уже знаем, в каком формате кто силен.
В стадии расчетов еще один проект, который
позволил бы снизить влияние сезонности, но о нем я Вас попрошу
пока не писать. Вообще, сезонный фактор - это серьезная проблема.
Сейчас загрузка очень высокая, а придет февраль - и все. При
этом «накопить жирок» тоже не получается, потому что надо вкладывать
деньги в развитие и содержать достаточно большой штат.
ГАРТ: Какова сейчас численность персонала?
Ю. Б.: Около 150 человек.
ГАРТ: Полагаете, удастся сохранить коллектив
при переезде?
Ю. Б.: Мы объявили о такой перспективе два
года назад, и те, кто не хотел работать в Чехове, уже ушли.
Осталась команда, которая к переезду готова.
ГАРТ: Они что, будут там жить?
Ю. Б.: Некоторые из наших печатников и так
живут в Чехове. Части персонала будет предоставлено жилье. Есть
ребята, которые живут не в Москве - для них не имеет значения,
куда ехать. Кроме того, зарплату мы пытаемся держать выше средней,
чтобы люди пошли за нами.
С рабочими брошюровочного цеха - сложнее. Они
не могут получать такие серьезные зарплаты, как печатники. Возможно,
первое время придется использовать резервы холдинга. Не зря
же мы инвестировали в «Молопак» и «Граффити Кард». Теперь они
будут помогать нам - и финансами, и кадрами. А потом постепенно
найдем людей на месте.
ГАРТ: Ну хорошо, а заказы? Как получать их
в городе Чехове?
Ю. Б.: Дело в том, что весь офис однозначно
останется в Москве. Да, конечно, работать дистанционно - гораздо
сложнее, чем когда менеджер и технолог сидят в соседних комнатах.
Но ничего не поделаешь - будем вкладывать деньги в коммуникации.
Есть планы организовать серьезный канал с возможностью видеонаблюдения
и очень оперативной связи. Ну а я, как генеральный директор,
буду бывать и там, и здесь.
Симферопольское шоссе относительно свободно.
Добраться за полтора часа - реально. Печатники у нас все на
машинах, причем на хороших. График у них - три через три. Так
что условия неплохие. По крайней мере, та команда, с которой
мы начинали работать 10 лет назад, до сих пор здесь.
ГАРТ: Что, совсем нет текучки?
Ю. Б.: Три бригады у меня в свое время увели,
предложив в два раза большую зарплату. Это было три или четыре
года назад. Честно говоря, я в тот момент не готов был платить
людям такие деньги. Вот в силу того опыта я и отслеживаю, сколько
получают печатники, помощники, менеджеры. Жизнь меняется, и
полиграфисты тоже должны ориентироваться на рынок.
ГАРТ: Тогда давайте поговорим о рынке. Точнее,
о секторе расходных материалов. Расходуете?
Ю. Б.: А как же! Три-четыре миллиона листов-оттисков
в месяц. Про что Вам рассказать? Про СТР? У нас стоит СТР Kodak.
Работаем на пластинах Fuji. Пластины очень хорошие, я доволен.
Пробовали Kodak - тоже нормально получается.
Краски - Huber. Работали и на других, но по
ряду причин остановились на этих. Они вполне устраивают.
ГАРТ: Что, вообще никаких проблем?
Ю. Б.: По УФ-краскам задача достаточно сложная.
Машина у нас печатает все заказы, которые проходят по калькуляции:
то на бумаге, в том числе на дизайнерской, то на пластике, то
на «линзе», то на пленках. Но если каждый раз делать смывку,
времени уйдет очень много. Поэтому меня интересуют только универсальные
краски, а вот универсальность-то как раз и создает проблемы.
Мы перепробовали уже все УФ-краски - и немецкие,
и японские, и английские. Одна хорошо идет на бумаге, но не
держится на прозрачном пластике. Другая, вроде бы, подходит,
но плохо со стабильностью качества от партии к партии. Или вот
еще случай: поставщик предложил краску на пробу. Понравилось.
А они завезли только по 10 кг. Рынок изучают.
Еще одна проблема поставщиков: дают данные
по краске, а когда спрашиваешь, с какими добавками увлажнения
работать, отвечают: «Не знаем, пробуйте». А кто тогда должен
это знать?
А уж что творится с УФ-лаками!
ГАРТ: Ну, лаков-то много...
Ю. Б.: Нужны именно офсетные. У меня же нет
отдельной лаковой УФ-секции, поэтому лак должен быть определенной
вязкости, чтобы замки не забрызгивал.
С формами - тоже не без проблем. Держат они,
правда, в райне 50 тыс. листов без обжига. Меня это вполне устраивает.
Хорошо, что выбрали термальную технологию.
ГАРТ: Как с бумагой?
Ю. Б.: Я не так давно поговорил с несколькими
поставщиками на предмет того, что наши объемы потребления растут.
Получил скидку, пользовался ей четыре месяца, а потом - подорожание
на 8%. И сделать ничего нельзя. Вполне вероятно, что скоро то
же самое произойдет и с красками, но это еще не так критично.
А вот если подорожают пластины...
ГАРТ: Но затраты на краску и пластины, видимо,
соизмеримы?
Ю. Б.: Не совсем. Краски составляют приблизительно
3% от выручки, а пластины - почти в два раза больше. Мы же занимаемся
рекламной продукцией, поэтому и расходуем много «металла».
ГАРТ: На Indigo не пробовали печатать лентикуляр?
Ю. Б.: Модели трехтысячной серии для этого
не предназначены. Такие вещи можно печатать только на плоской
подаче. И то нужен идеальный подгон.
ГАРТ: Видимо, среди ваших клиентов процентов
70 рекламных агентств?
Ю. Б.: Да, ближе к 70-ти.
ГАРТ: Но есть и прямые?
Ю. Б.: Мы решаем этот вопрос по-другому. В
прошлом году я провел очень серьезную реорганизацию коммерческого
отдела и выделил в нем четыре направления. Это менеджеры, которые
работают с постоянными клиентами по базе; «лентикулярное» и
«цифровое» направления, которые занимаются поиском соответствующих
заказчиков, и еще один отдел - по поиску прямых клиентов.
ГАРТ: Раз создан отдел, значит, прямые клиенты
перспективны?
Ю. Б.: Четыре человека приносят компании от
2 до 4 млн рублей в месяц дополнительной выручки. Думаю, это
оправдывает затраты. Например, мы участвовали в тендере Phillip
Morris. Сравнение по ценам - не в нашу пользу, но комплексное
предложение, включая возможность печати лентикулярных изображений,
их заинтересовало. То же самое - с Coca-Cola, Oriflame и т.
п. Так что лентикулярное направление вместе с отделом прямых
продаж помогает находить новых клиентов и является нашим конкурентным
преимуществом.
Мы - дорогая типография, а такая стратегия
требует особенного внимания к продажам.