МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
АМЕРИКА
Если честно, то собирались сделать материал
об американских типографиях. Опубликован очередной рейтинг,
сколько тысяч долларов приходится на одного работника, включая
всех талибов... Но нас обогнали одни американские интернет-издатели.
Стало неинтересно. На самом деле, кое-что те аналитики не заметили:
один из самых низких рейтингов у FedEx Kinko's. По общему обороту
эта компания занимает четвертое место с показателем 2 млрд долл.,
а вот по обороту на сотрудника - 99-е из первой сотни. С практически
самым низким показателем - 99 тыс. долл.
Мы готовы поверить, что просто так сложилось,
и в американских деревушках работают бабушки (в отличие от английских
дедушек), которым по франшизе ставят в сарайчик цифровую печатную
машину. Раз в год бабушка сарайчик открывает, нажимает большую
зеленую кнопку, говорит вах-вах-вах (по-английски, конечно,
но с характерным американским акцентом) и обратно машину выключает.
А так они занимаются специальными видами услуг.
Ну, специальными. Типа курьерской доставки почты. Но ЦПМ у каждой
есть, и раз в год надо ту самую зеленую кнопку нажимать. Просто
чтобы удостовериться, что она сработает. Потом все выключить.
ЕВРОПА
Но обратимся к теме глобализации. Есть, по
крайней мере, две вещи, которые привлекли внимание редакции
в этом месяце. Начнем с более или менее простой. У руководства
компании Esko-Graphics какие-то непрерывные проблемы с неймингом.
Историю образования фирмы можно излагать долго, главное, что
это отколовшаяся часть Barco, неудачно названная в свое время
созвучно одной из «типа канадских» компаний.
Недавно прошел очередной этап ренейминга. В
качестве названия фирмы было выбрано EskoArtwork. Проблема возникла
из-за того, что название Artwork уже принадлежало другой компании.
Делать нечего - пришлось Esko приобрести своего прямого конкурента
на рынке программного обеспечения. Зато теперь получился явный
лидер на рынке допечатной подготовки и дизайна упаковки. Синергетический
эффект ожидается.
И другая тема: КБА и Cerutti пришли к соглашению
о передаче за необъявленную сумму от первой компании ко второй
всех прав на интеллектуальную собственность, а также патентов,
которые использовались в производстве широкорулонных машин для
журнальной глубокой печати. Получается, бизнес фактически продан.
Правда, с некоторыми нюансами: КБА продолжит сервисное обслуживание
осуществленных на данный момент проектов, а также будет производить
для Cerutti фальцаппараты.
РОССИЯ-ФИНЛЯНДИЯ
Глубокая - это такая специфическая по нынешним
временам печать. Когда-то в СССР она была на «Правде» и еще
в нескольких крупнейших типографиях. В наше время ее попытались
еще раз привезти на «Правду» («Медиа-Прессу»). Не получилось.
Привезти-то привезли, долго монтировали, но, вроде, сдали уже
в металлолом. А вообще, с чего бы санэпидемстанция, или как
там они теперь называются, подписала разрешение на печать с
использованием толуола буквально в центре Москвы?
Исторически KBA и Cerutti были основными игроками
на рынке глубокой печати. Правда, со временем они все больше
стали специализироваться в разных секторах. КБА - в основном
делать машины для печати журналов, Cerutti - больше для производства
гибкой упаковки. Теперь фактически появился один лидер. Условно
говоря. Есть еще производители оборудования для глубокой печати
гибкой упаковки, но они не делают журнальных машин. Достаточно
узок сектор производства табачной упаковки, в котором также
есть выраженные лидеры рынка. Одна швейцарская компания и Komori-Chambon.
Обе производят линии для глубокой печати, но специализированные,
не очень широкие.
Вопрос в том, нужна ли еще кому-нибудь глубокая
печать в журнальном производстве. Про английских производителей
печатной продукции мы уже писали. Их амбициозный проект с глубокой
печатью, мягко скажем, не совсем получился. Если говорить о
нашей стране, то есть два-три издательства, которые размещают
заказы на глубокую печать за рубежом. Но и их уже вполне сможет
устроить рулонный офсет... Правда, под них построенный. Ну не
сможет «Алмаз» или «Пушкинская» в нужные сроки отпечатать 1
млн экземпляров «7дней». Не потому, что они «плохие типографии»,
а потому, что мощностей не хватит, чтобы успеть вовремя. Или
придется остановить все остальные заказы и печатать, печатать,
печатать...
Но если построить, как это и планировалось
четыре года назад, специализированную типографию под это издание,
то офсетом можно будет успеть. Марина Переверзева несколько
лет назад рассказывала нам о таком проекте на базе «Медиа-Прессы».
По нашим сведениям, новый проект сегодня находится в стадии
реализации. А так, пока «7дней» - Финляндия, глубокая печать.
Север, тундра, животные, которые возят Санта-Клауса... Канадцам,
которые сумели наладить этот бизнес в Финляндии, должны ставить
там памятники. В смысле, памятники Quebecor - второй по величине
мировой полиграфической компании.
АМЕРИКА-РОССИЯ
Да, Esko, КБА... А, нет, есть еще третья новость.
Это то, что компания Stora-Enso продала свои активы в США. В
два этапа, но продала. Что-то, видно, на бумажном рынке не так
просто. Получается натуральная «деглобализация».
С другой стороны, американский International
Paper пришел в Россию. Приобрел долю в крупнейшем нашем переработчике
- Ilim Pulp. Капиталистам, конечно, свойственны прагматизм и
умение пользоваться программой excel. А может, презентацию им
в PowerPoint красивую кто-то нарисовал?
А компания Stora-Enso - крупнейший европейский
переработчик древесины и производитель бумаги. Он мог уйти с
американского рынка только потому, что он там не зарабатывал
денег. Причем уход в такой момент, когда американский полиграфический
рынок находится более-менее на подъеме, выглядит не совсем логичным.
Но ушел. Это факт.
Вот такие процессы глобализации и деглобализации
происходят в нашем мире.