КОЛОНКА ЗАХАРЖЕВСКОГО
Наверное, было бы большой смелостью рассуждать
о региональной типографии в России вообще. Страна у нас большая
и регионы очень сильно отличаются друг от друга. Где-то добывают
нефть и газ, а где-то живут на дотации. Где-то покупают новейшее
офсетное и цифровое оборудование, а где-то еще используется
гарт - настоящий. ;)
На Южный регион в связи с Олимпиадой в Сочи
обещает пролиться золотой дождь, часть из которого достанется
и полиграфистам. Конечно, специально на полиграфическую продукцию
денег будет выделено не так уж и много, но общее оживление деловой
активности, несомненно, принесет пользу и нашим коллегам. В
Германии, к примеру, Чемпионат Мира по футболу смогли «раскрутить»,
что называется, на всю катушку. Сумеют ли наши предприниматели
извлечь свою выгоду?
ПОДМОСКОВЬЕ
Так что не будем пытаться объять необъятное,
а поговорим лучше о некоторых особенностях полиграфии подмосковной.
С одной стороны, Подмосковье, по сравнению с Москвой, имеет
преимущества. Например, меньше стоимость аренды и покупки помещений.
Но, с другой стороны, чем дальше от столицы, тем дальше от большинства
клиентов.
В принципе, можно расположить офис в Москве.
Но взаимодействие различных отделов не так легко организовать
даже в одном здании. Что уж говорить о подразделениях, расположенных
в разных городах, когда сотрудники зачастую не знают друг друга
в лицо!
Еще один минус - приходится самим заботиться
о доставке расходных материалов, поскольку большинство компаний-поставщиков
с неохотой едут за пределы МКАД. Значит, растут накладные расходы
и увеличивается вероятность сбоя поставок.
Кроме того, труднее найти квалифицированных
рабочих. Некоторые типографии, переехавшие из Москвы за город,
доставляют персонал автобусами. При этом те опытные и ответственные
рабочие, что есть на месте, ездят, в свою очередь, на заработки
в Москву. Логично было бы переманить их обратно: зачем кататься
в такую даль, если те же деньги можно получить дома? Но именно
ТЕ ЖЕ деньги. Надежда заполучить в Подмосковье рабочего с той
же квалификацией за меньшую зарплату, как правило, не оправдывается.
Конечно, можно организовать типографию еще дальше от столицы,
там, откуда ездить в Москву слишком далеко. Но в этом случае
усилятся и все отрицательные моменты, перечисленные выше.
В свое время в ГАРТ была заметка «Все едут
в Чехов» - о переезде типографий из Москвы в наш подмосковный
полиграфический центр. Да, ведь когда-то Чеховский полиграфический
комбинат был крупнейшим в Европе! Казалось бы, уж там-то с кадрами
проблем быть точно не должно. А они есть. И одна из типографий,
упомянутая в той самой заметке, с ними уже столкнулась. Впрочем,
одна из местных коммерческих типографий тоже не в блестящем
положении...
НЕМНОГО ДАЛЬШЕ
Но не следует думать, что в региональной полиграфии
все так печально. Если проехать еще южнее Чехова, то после Серпухова
Вы окажетесь в Туле. Тула замечательна не только пряниками и
оружейниками, но и довольно изрядным для города такой величины
числом типографий. Одна из них - «Борус». Вот уже много лет
он стабильно развивается, покупает новое оборудование производства
Kodak, Komori и других уважаемых компаний. Построено новое здание,
оборудованное специально под полиграфическое производство. Типография
имеет свой офис в Москве и получает «московские» заказы, в то
время как обычно именно московские типографии выступают «интервентами»
на региональном рынке - по крайней мере, в тех случаях, когда
требуется сложная и качественная продукция. И этот пример доказывает,
что основанная с нуля коммерческая типография при правильной
стратегии вполне может успешно развиваться даже на некотором
удалении от столицы.
Так что рассуждения о блестящем будущем региональной
полиграфии, которые порой встречаются в прессе, должны быть
более конкретны: в каком именно регионе полиграфистов ожидает
успех и процветание и какие факторы на это влияют?