|
Александр
Константинович
МАКАРЕНКОВ
«Упаковка»
Генеральный
директор |
ГАРТ: Александр Константинович, тема
этого номера точно соответствует названию вашей компании - разговор
пойдет об упаковке. Как Вы пришли в этот бизнес?
А. М.: Сложилось так, что в 1995 г.
меня пригласили в качестве антикризисного управляющего МГП «Производственное
объединение «Упаковка», находившегося в подчинении Департамента
по науке и промышленности московского правительства. Мне предстояло
восстановить деятельность объединения, которое было объявлено
несостоятельным (банкротом).
Объединение было создано в 1965 г., а самое
старое из шести входящих в него предприятий - вообще в конце
19-го столетия. Производственные корпуса на территории обойной
фабрики на ул. Промышленная возводились в несколько этапов,
причем строительство так и не было завершено. Пока строили,
целевое назначение зданий менялось…
В те времена все было очень непросто. Например,
на предприятии задолго до меня работало около 700 человек, в
1995 г. - 270, и у меня было указание никого не сокращать. Для
сравнения: сегодня у нас работает 120 основных сотрудников.
Штатное расписание рассчитано на 235 человек, но оно избыточно
из-за разных уровней квалификаций по вакансиям, то есть существует
возможность роста для сотрудников.
В серьезной реорганизации нуждались учет и
система производства. При существующем тогда подходе к качеству
найти новых заказчиков для увеличения объема производства было
сложно. Кстати, коммерческого отдела, который бы занимался их
поиском, тоже не было, был отдел сбыта. Причем заказчики-то
стояли в очередь, но им говорили: «Мы заняты, не мешайте работать».
В общем, пришлось все это менять.
ГАРТ: А какую продукцию на тот момент
производило предприятие и что собой представлял парк оборудования?
А. М.: Занимались изготовлением различной
красочной упаковки из картона, включая коробки для тортов (ручное
каширование и склейка), и парафинированной бумаги. Еще до моего
прихода были приобретены две уникальные четырехкрасочные рулонные
машины общей стоимостью около 5 млн долл., но их так и не запустили
на проектную мощность. Подготовка работы для такой техники достаточно
сложна с технологической точки зрения, не говоря уже о самой
эксплуатации таких машин и их техническом обслуживании. Поэтому
в момент моего прихода работали только секция вырубки и две
печатные секции одной из них.
Кроме этих машин на улице Промышленной находилось
много разного неэффективного оборудования, но было и оборудование,
которое стало производственной основой ОАО «Упаковка» - четырехкрасочная
и две духкрасочные Планеты, а также девять тигельных прессов
для высечки, низкая точность которых совсем не соответствовала
двум имевшимся современным автоматическим линиям склейки. В
результате, в смену удавалось производить 40 тыс. коробок. Сегодня
на этих же линиях склейки мы делаем по 250 тыс. штук.
ГАРТ: Приобрели автоматические машины
для высечки?
А. М.: Да, но это произошло существенно
позже. Мы скооперировались еще с одной типографией. Через них
вышли на немцев - производителей картона, и кредитора, которые
предоставили нам картон с отсрочкой платежа и автоматическую
высекальную машину Wupa на условиях лизинга. Печатали в больших
объемах пачки для сигарет «Прима» - по 28-35 млн в месяц. Потом
был дефолт 1998 г., когда стоимость импортного чистоцеллюлозного
картона выросла в шесть раз, а цены на упаковку - в четыре.
Представьте, до кризиса в себестоимости картон составлял 35–45%.
А при изготовлении сигарет - свыше 70%.
Приблизительно в это время произошел переход
на сменную работу. Нам удалось сформировать коллектив, и с этого
момента мы потихоньку стали превращаться в прибыльное предприятие.
ГАРТ: При этом все еще оставаясь государственным?
А. М.: Была сложная история: создание
акционерного общества, продажа контрольного пакета, суды, последствия
отмены решения о предыдущем акционировании...
Решение о преобразовании нашего предприятия
в акционерное общество государственные органы принимали в 1996–97
гг. На протяжении следующих двух лет на разных этапах эмиссии
ценных бумаг 35% акций получили сотрудники предприятия. В этот
период контрольный пакет внезапно оказался у одного из крупнейших
российских производителей кондитерской продукции. Причем меня
об этом не проинформировали, хотя я был управляющим.
До этого мне поручалось продать акции, принадлежащие
государству. Я вел переговоры и с немцами, и с корейцами, и
с российскими предпринимателями, и с представителями крупных
фирм и совместных предприятий. Но никто из отечественных, и
тем более иностранных инвесторов акции приобретать не согласился.
Их первый вопрос всегда был: «А как там с правами на землю?»
ГАРТ: Земли много?
А. М.: Не очень, 1,3 Га. Строения -
8 тыс. м2. Это больше, чем нужно, но в трех уровнях. Помещение
для типографии не предназначалось, будь оно нормальным в одном
уровне - мне бы хватило 3–4 тыс. м2. Просто неудобно! Размотка
картона здесь, печать - там, высечка и склейка, складирование
готовой продукции - все в разных местах.
Гонять ежемесячно 600 т картона по трем этажам
- не самый разумный вариант организации производства, но так
получилось.
ГАРТ: Здание в собственности?
А. М.: Здание - да, а земля в долгосрочной
аренде. Выкупать ее мне кажется пока экономически невыгодным.
Опять же, есть некоторая неопределенность с законодательством…
ГАРТ: Да, у всех одни и те же проблемы…
Но давайте вернемся к упаковке. Это ведь основное из ваших направлений?
А. М.: Основное, хотя производственные
возможности - самые широкие.
ГАРТ: У вас две печатных машины Komori.
Кстати, одна из них, кажется, попала в аварию в процессе транспортировки
с выставки?
А. М.: Интересно, что запас прочности
оказался вполне достаточным, и она прекрасно работает! Я очень
доволен обеими машинами.
ГАРТ: Та - пятерка, а новая - шестикрасочная?
А. М.: Да, и та и другая - с секцией
лакирования. Шестикрасочная - это уже Lithrone S40, машина нового
поколения. Печатник на ней - скорее оператор, и здесь требуется
уже не искусство одного печатника, а культура всего производства
и особенно производственная и технологическая дисциплина.
ГАРТ: Интересно, а шесть красочных секций
плюс лак - не много для производства упаковки?
А. М.: Нет, не много. Тиражи выросли,
но заказчики требуют отгрузку продукции поэтапно и в ассортименте,
и мы (так бывает регулярно) ставим несколько заказов на один
лист. Они часто однотипные, но используют различные дополнительные
краски. Так что шести красок может и не хватить. Ну, а преимущества
лака в линию всем известны.
ГАРТ: Судя по Вашим словам, упаковка
- технологически-сложный вид продукции.
А. М.: Пожалуй, да. Иногда нам приносят
заказы на журнальную печать из соседней типографии, и получается
12–15 приладок в смену. По качеству и технологичности эти работы
на два порядка проще. А с упаковкой мы порой тратим более 3–4
часов на приладку, особенно когда одновременно предполагается
печать с очень высокой и малой плотностью, с использованием
смесевых красок наряду с триадными и фрагментов с маленькой
площадью запечатки. И все это на макулатурном картоне.
Заказчик требует отсутствия разнотона, а технологические
возможности и субъективные оценки цвета могут и не совпадать.
Приборы тоже способны измерить не все. Но нам необходимо делать
высококачественную продукцию и, главное, нужна повторяемость.
В связи с этим, достаточно высокие требования предъявляются
к персоналу. Сотрудников надо учить, но есть риск, что потом
они «перебегут» на другое производство. Причем мы разработали
свои программы обучения, потому что готового специалиста с улицы
не возьмешь. Приходят люди, которые соответствуют нашим требованиям
максимум на 30%. Даже если печатник имел пятый разряд, работая
на другом предприятии, требуется до шести месяцев на его обучение.
ГАРТ: Так много?
А. М.: Да, так много. Ведь ему доверяются
дорогие тиражи и машина, ремонт которой, если он «забыл где-то
в печатной секции ключ», обойдется предприятию не в одну его
годовую зарплату. Работа на предприятии состоит не только из
офсетной печати. Это достаточно большая цепь операций: предпроизводственная
подготовка (это отдельный, почти самостоятельный мир); подготовка
картона или бумаги (размотка, резка, подрезка и т. д.); печать;
УФ-лакирование, высечка с конгревом и без него; тиснение; контроль
качества; фальцовка и склейка; упаковка; подготовка к отгрузке.
Большая нагрузка на работников не только физическая, но и интеллектуальная.
Приходится всем сотрудникам учитывать, анализировать и синтезировать
большие объемы формальной и неформальной информации. Некоторые
не справляются, уходят. Но система построена так, что любой
сотрудник должен уметь делать любую нужную работу. Надо, наверное,
добавить, что менеджеры у нас - еще и технологи. Они открывают
заказ, отслеживают его прохождение заказа и закрывают.
ГАРТ: То есть, и Вы лично можете встать
за печатную машину?
А. М.: Да. В настоящее время в отношении
меня - это уже образно, но главные руководители предприятия
в полной мере соответствуют этому принципу на деле. Иначе нельзя
определить, в чем проблема технологической цепочки, сложно сформировать
требования к сотрудникам и получить уверенность при принятии
решений. Я был офицером, и меня учили подчинять других людей
своей воле. Это в сегодняшнем бизнесе - немаловажное качество,
с одной оговоркой: люди добровольно приходят на работу и добровольно
уходят. До «Упаковки» у меня в управлении был алюминиевый завод,
научно-исследовательский институт и позднее, одновременно с
«Упаковкой» - несколько более крупных предприятий в других регионах.
ГАРТ: А по образованию Вы…?
А. М.: У меня три образования. Первое
- военно-инженерное, потом немецкое по банковскому управлению
и американское экономическое, связанное с антикризисным управлением.
И благодаря полученным знаниям я могу определить «координаты
своего положения».
ГАРТ: Но немецкая и американская школы
далеки от реалий нашей страны. Есть ли гарантия, что Ваши «координаты»
будут объективными?
А. М.: Они всегда субъективны, ведь
я их определяю для себя и для своего бизнеса. Если затем прогнозы
совпадают с моими ожиданиями, то это есть подтверждение моей
«субъективной объективности».
ГАРТ: Тогда философский вопрос. Вы же
ведь должны быть совершенно уверены в правильности своего решения,
заставляя людей делать так, как скажете?
А. М.: Уверенность есть. Есть разработанная
модель предприятия. Она учитывает многие факторы, в том числе
влияние управляющих воздействий. И потом, я не один, у меня
есть с кем советоваться и на кого можно положиться.
ГАРТ: А из каких экономических показателей
складывается уверенность?
А. М.: Главные - это ликвидная стоимость
и производственный потенциал. В моем понимании - это некоторая
инерция, которая позволяет, двигаясь по проселочной дороге,
перескакивать мелкие ухабы, не снижая скорости. Ну, чтобы компенсировать
сезонные изменения рынка. И конкурентоспособность предприятия
должна быть высокой.
ГАРТ: Ну, на танке или БТР это получится.
А вот что будет с прибыльностью?
А. М.: Весь вопрос в том, что такое
прибыль. Например, по американской модели прибыль - это просто
по ошибке нераспределенные деньги.
ГАРТ: То есть, ошибка менеджмента предприятия?
А. М.: Фактически - да. Ликвидность
и прибыльность - синонимы. Акционер предприятия может продать
свою долю, и чем выше ликвидность, тем дороже. Когда создана
нормальная система отчетности, все прозрачно.
ГАРТ: Интересно, а есть такой показатель,
как оборот на сотрудника?
А. М.: Можно еще считать оборот на квадратный
метр помещений, можно даже на кубический. Вопрос в том, зачем
вам это нужно. В реальной жизни надо оценивать показатели в
зависимости от цели. Иначе выводы, сделанные на их основе, могут
оказаться не совсем корректными. А иногда - даже неправильными.
Система показателей должна быть однозначной, позволяющей принять
верное решение.
Типографии с выручками 50 и 200 тыс. существенно
отличаются друг от друга, и их нельзя сравнивать по доходу на
сотрудника. Я довольно долго занимался антикризисным менеджментом,
и иногда жалею, что перестал. Подчас восстановить деятельность
предприятия и придумать показатели, по которым оно станет привлекательным
для инвестора, существенно проще, чем им потом управлять.
Одни показатели нужны для налогообложения,
другие - для получения кредита, третьи - для продажи предприятия.
Простой пример: налоговую инспекцию риски не интересуют. Так
что руководить предприятием, являясь его собственником и понимая
всю подоплеку бизнеса, достаточно сложно.
ГАРТ: Но Вы все-таки приобрели акции
«Упаковки»?
А. М.: Да, приобрел. Просто потому что
тогда никто больше не хотел их приобретать. Я о своем решении
не жалею.
ГАРТ: Вы ведь занимались различной деятельностью,
а остановились все-таки на упаковке. Самый доходный бизнес?
А. М.: Человеческая жизнь имеет две
мотивации. Страх и интерес. Каждый выбирает свое. Я выбрал интерес.
А деньги - просто некий элемент, который мне позволяет свои
интересы удовлетворять.