|
Мария
НЕНАХОВА
Торговый дом книги «Москва»
Менеджер
по маркетингу |
ГАРТ: Мария, скажите, торговля книгами - это
сложный бизнес?
М. Н.: Бизнес, не сложнее и не проще, чем любой
другой. Другое дело, что везде своя специфика, и в этом смысле
продажа книг сильно отличается от остальной торговли. Как и
в любом бизнесе, здесь есть коммерческая составляющая, но для
нас важную роль играют социальный и культурный аспекты.
ГАРТ: С точки зрения коммерции, книжный бизнес
некоторое время назад был, видимо, в упадке?
М. Н.: Если под «некоторым временем» понимать
10 лет назад, то Вы правы. В конце 90-х многие книжные и букинистические
магазины в центре Москвы были вынуждены закрыться, перепрофилировались.
Им стало сложно выживать, но сильнейшие выжили... С тех пор
многое изменилось, появились новые магазины, книжные сети, качество
издаваемых книг меняется в лучшую сторону. Сегодня спросом пользуются
и новинки, и редкие старые издания. Я могу это утверждать, поскольку
у магазина «Москва» крупнейший букинистический и антикварный
отдел, один из лучших в Москве.
ГАРТ: Мария, наверное, сегодня книжный магазин
«Москва» - частное предприятие?
М. Н.: В будущем году нам исполняется 50 лет.
Из них 15 лет мы работаем как частное предприятие.
ГАРТ: А какое место в рейтинге книжных магазинов
вы сегодня занимаете?
М. Н.: Смотря по каким параметрам судить: с
точки зрения объемов торговых площадей мы не самые крупные,
но по новациям и технологиям, а также по посещаемости и популярности
среди москвичей - одни из первых.
Но у каждого магазина своя ниша. Подавляющее
большинство наших покупателей имеют высшее образование, предпочитают
серьезные с литературной точки зрения, хорошо изданные книги.
У нас один из самых крупных отделов книг по искусству на русском
и английском языках, в том числе эксклюзивных изданий, выпущенных
ограниченным тиражом.
ГАРТ: То есть, ваш магазин продает больше дорогих
книг, чем дешевых?
М. Н.: Если упрощать, то да. Наш читатель -
более придирчивый в отношении содержания и полиграфического
исполнения книг. И наши рейтинги продаж отличаются от рейтингов
других магазинов. Показательный пример: у нас на первых местах
книги Н. П. Бехтеревой «Магия мозга и лабиринты жизни», Питера
Акройда «Лондон. Биография», Дональда Рейфилда «Жизнь Антона
Чехова» и другие. Наши покупатели первыми в Москве открыли для
себя книги Януша Вишневского, и у нас они раскупались лучше.
В основном в рейтинге хорошая, добротная литература. А недорогие
детективы - не наш профиль.
ГАРТ: Основной фактор успеха - это формирование
правильного ассортимента?
М. Н.: Не только, хотя этот аспект, действительно,
очень важен, поскольку издательства за последнее время существенно
расширили свои ассортиментные линейки, а полки в магазинах не
резиновые.
Но важно также создать комфортные условия для
покупателей с тем, чтобы им было удобно покупать книги именно
у нас. Магазин работает до 1 часа ночи. Очень часто мы закрываемся
и позже. Для покупателей разрабатываются системы скидок, программы,
различные мероприятия.
ГАРТ: Давайте вернемся к ассортименту. Как
вы его формируете? Ведь наверняка желание работать с вами выражают
все без исключения книжные издательства.
М. Н.: Да, конечно, напрямую или через посредников
мы работаем практически со всеми издательствами. Но бывают случаи,
когда нам приходится отказываться от той или иной книги из-за
ее содержания или исполнения. Ассортимент формируется на основании
спроса, поэтому книга обязательно должна быть востребованной.
Мы внимательно следим за спросом и замечаем даже незначительные
изменения. Сегодня, например, наметилось возрождение интереса
к поэзии, сборники поэтов стали лучше издаваться и, соответственно,
покупаться.
Не последнюю роль в выборе ассортимента играют
также уровень дизайна и полиграфии. Грязноватые книги на газетной
бумаге мы не приветствуем. Покупатели сами «голосуют рублем»
против аляповатых обложек, серой бумаги, хотя эти книги и дешевле.
ГАРТ: Это уже зависит и от выбора типографии.
М. Н.: Кстати, не только это. Например, мы
ждем новую книгу Александры Марининой: есть договоренности с
издателем о том, что книга появится во всех магазинах в определенный
день, и вдруг она появляется раньше - на лотках ...
ГАРТ: Может, это издатель немного лукавит?
М. Н.: Нет, я так не думаю.
ГАРТ: Интересно, а издатели обижаются, получая
отказ?
М. Н.: Отказ всегда четко аргументирован. Иногда
книга просто «не наша», и издатели это сами понимают. Мы работаем
очень тесно: издатели присылают информацию о книгах, на которые
они хотели бы обратить наше внимание, очень часто приходят в
магазин, регулярно просматривают наш сайт и высказывают свои
пожелания. Мы всегда прислушиваемся к их мнению, правда, не
всегда соглашаемся. По-прежнему от читателей поступает много
нареканий на редакторскую работу, претензии к переводу... У
нас на сайте есть форум, где общаются читатели и где нередки
жалобы на плохо подготовленные книги. Зайдите, почитайте! Просто
для того, чтобы оценить, насколько высоки требования к качеству.
Благо, сегодня есть из чего выбирать. Крупнейшие
издательства предлагают самый широкий ассортимент книг, так
что у читателя нередко возникает проблема выбора, и здесь мы
стараемся помочь с помощью внутренней информации и посредством
Интернет.
ГАРТ: То есть, Ваш список партнеров ограничивается
крупнейшими издательствами и оптовиками?
М. Н.: Нет, мы работаем и с маленькими издательствами.
Авторов, распространяющих книги в частном порядке, достаточно
много, и мы просто физически не можем работать со всеми напрямую.
Для этого и существуют оптовые книготорговые фирмы, через которые,
кстати, часто распространяют свою продукцию небольшие издательства.
На сегодняшний день наш список насчитывает
около 600 поставщиков. От очень крупных издательств с огромным
ассортиментом, до небольших, которые могут выпускать одну, но
интересную книгу. Но эта книга должна пользоваться спросом,
а издательство - обеспечивать нормальную логистику.
ГАРТ: Есть еще и «нехудожественная» литература.
Учебники, например.
М. Н.: Очень часто издательства предлагают
смешанный ассортимент, хотя есть и специализированные. Есть
и книги, о которых рассказываем издателям мы.
ГАРТ: В смысле, звоните и говорите им, какую
именно книгу надо издать?
М. Н.: Порой бывает и так. Если эту книгу у
нас спрашивают много лет, то почему бы ее не издать? Естественно,
мы сообщаем издательствам о том, чего хотят читатели, особенно
много информации поступает с нашего форума на сайте.
ГАРТ: Обычно продвижение той или иной книги
все-таки требует некоторых маркетинговых усилий?
М. Н.: Безусловно, мы уделяем маркетингу самое
серьезное внимание. Это и реклама, и презентации авторов, и
многое другое.
ГАРТ: Мерчандайзинг...
М. Н.: Это тоже очень важно! У нас ведется
серьезная работа над представлением книг в торговом зале. На
престижный «кубик», где мы выкладываем книги, которые выделяем
из общего ассортимента, не попадают случайные издания...
ГАРТ: И, наверное, каждый издатель просит,
чтобы его продукция была представлена наилучшим образом?
М. Н.: Как я уже говорила, мнение издателей
для нас очень важно, и мы стараемся по возможности учесть их
пожелания. Кроме того, мы отслеживаем, как идет реализация определенных
книг и, в зависимости от результатов, «продвигаем» их или просто
выставляем в алфавитном порядке.
ГАРТ: Но ассортимент-то у вас сумасшедший!
Приходится принимать решение по каждой книге, с которой к вам
приходит издатель?
М. Н.: Издатель приходит не с каждой книгой,
а выделяет наиболее, с его точки зрения, интересные. Мы внимательно
относимся к новинкам и ожидаемым бестселлерам. Например, если
это седьмая книга о Гарри Поттере, то мы уже за полгода до выхода
думаем, как она будет выставлена, как анонсирована, кому разослать
приглашения на ее презентацию и т. д.
ГАРТ: Снова маркетинг?
М. Н.: Да, это часть работы отдела маркетинга.
Приятно красиво преподнести читателям книгу, которую они давно
ждут.
Понимаете, в этом бизнесе в большинстве своем
работают люди, влюбленные в книгу - случайные здесь не задерживаются.
Ведь книги - это целый мир, где мы проживаем множество жизней.
ГАРТ: Сегодня на эту роль все активнее претендует
Интернет.
М. Н.: Нет ничего плохого в том, что появляются
новые носители информации. Мне, например, очень нравятся электронные
и аудио-книги. Удобно: особенно, когда стоишь в пробке.
Дело здесь в другом. Интерес к чтению в современном
обществе действительно снижается. А ведь культура чтения - это
вопрос воспитания. Если родители сами читают, если приучают
к этому детей, то дети тоже будут читать. Мы стараемся открыть
этот мир детям, проводим немало мероприятий в поддержку детского
чтения. Кстати в будущем, юбилейном году, планируем реализовать
оригинальный проект в этой области.
ГАРТ: Тем не менее, пока приходится слышать
о том, что москвичи читают все меньше и меньше.
М. Н.: Статистика неутешительная, но все же...
Наш магазин принимает около 10 тыс. посетителей в день. Столько
же посетителей на сайте ежедневно. Причем в магазин приходит
много молодежи. Интересы самые разные - это и книги по искусству,
и литература на иностранных языках.
Конечно, заниматься книжной торговлей сложно.
Люди говорят, что книга стала дорогой, и они не могут себе ее
позволить, что у них и так есть телевизор, а у многих - компьютер
и Интернет. Но я думаю, что маятник должен качнуться в обратную
сторону.
ГАРТ: Когда-то СССР был самой читающей страной...
Но Ваш визави исполняет сегодня роль Станиславского. Не верю,
что все вернется!
М. Н.: Если никто ничего не будет делать, ничего
и не вернется. И мне приятно осознавать, что мы - делаем.