FESPA 2007: ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ
У ТРАФАРЕТА?
Трафаретную печать уже неоднократно списывали
со счетов, предрекая ей недолгий век существования. Тем не менее,
опыт использования этого способа доказывает обратное и заставляет
вновь возвращаться к его перспективам на современном полиграфическом
рынке. Представители издательства «Курсив» побывали на прошедшей
в начале июня в Берлине выставке Fespa и делятся впечатлениями
от увиденного.
ЦИФРА НАСТУПАЕТ?
В последние годы часто звучат прогнозы о том,
что цифровая печать (в различных видах) скоро полностью вытеснит
привычные ранее способы. С офсетом все понятно: в обозримом
будущем ничего подобного не произойдет. А вот в отношении трафаретной
печати однозначности нет.
По крайней мере, площадь выставки Fespa в этом
году распределилась следующим образом: половина - разные виды
цифровой печати. Самая большая часть выставки была посвящена
цифровым широкоформатным струйным принтерам. Хотя по большей
части все они очень похожи друг на друга. Еще четверть экспозиции
заняло оборудование по декорированию текстиля, в первую очередь,
машины для вышивки изображений (их мы из рассмотрения исключим).
Ну, и собственно, трафаретной печати была посвящена только одна
четвертая часть выставки. Может быть, выставочные площади и
не являются объективным показателем долей различных способов
печати на современном полиграфическом рынке, но, тем не менее,
определенные параллели провести можно.
ДАВНЯЯ ИСТОРИЯ...
Не будем забывать о том, что трафарет - один
из самых старых способов печати. В современном виде он появился
в самом начале ХХ в - почти одновременно в Англии и во Франции.
Столь давняя история говорит о том, что трафаретная печать обладает
рядом уникальных свойств, которые делают ее практически незаменимой.
Пожалуй, главным достоинством следует считать универсальность.
С помощью трафарета можно печатать практически на любых материалах:
бумаге, картоне, ткани, дереве, стекле, полимерах, металле и
т. д. Запечатываемые материалы могут быть как жесткими, негнущимися
(например, стекло), так и легко деформируемыми. Трафаретный
способ одинаково пригоден и для малоформатных изделий, и для
многометровых полотен. Он хорошо приспособлен для нанесения
всевозможных лаков и покрытий с целью придания материалам декоративных,
защитных и других свойств.
ПУТИ РАЗВИТИЯ
У любого способа печати есть свои недостатки,
и любое развитие так или иначе связано с их устранением. Одним
из самых главных минусов трафарета считается невозможность воспроизведения
полутоновых изображений с достаточно высокой линиатурой. И в
этой связи порадовала разработка одной японской компании - специальные
трафаретные сетки, позволяющие добиться качества печати, близкого
к офсетному. Во всяком случае, экспозиция проходила под девизом
«Трафарет превышает качество офсетной печати». Продемонстрированные
образцы действительно впечатлили.
Другой важной задачей, требующей решения, является
упрощение процесса изготовления трафаретных форм, который сейчас
занимает достаточно длительное время. Производители стремятся
создать устройства, которые позволяли бы получать трафаретные
сетки сравнительно просто, быстро и, как следствие, дешево.
На Fespa было представлено довольно много устройств CtS (Computer
to Screen) - систем прямого экспонирования форм для трафаретной
печати. Правда, в некоторых из них экспонирования чувствительного
слоя как такового в них не происходит. По сути, эти модели представляют
собой большие струйные принтеры с УФ-отверждением, в которых
используются специальных чернила, закрывающие ячейки трафаретной
сетки в нужных местах. Сразу после нанесения изображения сетку
можно устанавливать в печатную машину.
Еще одним перспективным направлением развития
трафаретной печати можно считать выход в специфические (неполиграфические)
ниши современной индустрии: например, нанесение электропроводящих
дорожек в электронике, магниторезонансных красок в системах
защиты документов и т. п.
Разумеется, трафарет по-прежнему широко используется
и при декорировании текстиля. Новое заключается в том, что в
трафаретных «каруселях» теперь применяются УФ-сушки и соответствующие
краски. Это позволяет печатать на ткани многокрасочные изображения,
причем процесс не требует времени на высыхание.
Кстати, надо отметить, что значительную часть
экспозиции занимали стенды поставщиков расходных материалов
- красок и лаков, которых в трафаретной печати используется
огромное количество, и запечатываемых материалов. Поскольку
трафарет часто используется для производства рекламной продукции,
и заранее никогда не известно, что понадобится рекламистам для
очередного проекта, то ассортимент достаточно разнообразен и
постоянно пополняется новыми интересными декоративными решениями.
ИТОГИ
Все-таки тенденцию к разделению специализаций
можно назвать глобальной. Вот и организаторы выставки Fespa
пришли к логичному выводу, что в будущем ее стоит поделить на
два отдельных мероприятия: Fespa Digital, которая будет посвящена
цифре, и собственно Fespa, по традиции представляющую трафаретную
печать.
Что касается трафарета, то будущее у него,
конечно, есть. По крайней мере, на российском рынке. Причем
создается впечатление, что спрос настолько велик, что производители
не успевают делать автоматизированные линии для клиентов из
России. Есть все основания полагать, что эта тенденция будет
сохраняться на протяжении, по крайней мере, нескольких лет.
ОЛИМПИЙСКИЕ НАГРАДЫ FESPA
В рамках выставки на протяжении вот уже 45
лет проводится Всемирная олимпиада печатников Fespa Awards.
Как и впрошлые годы, российские конкурсанты
приняли в ней участие и заняли призовые места. Работы Галереи
искусств Зураба Церетели, народного художника СССР, президента
Российской академии художеств, взяли четыре серебряные награды
в номинациях «Календари» и «Сериграфия». Московская Студия «Рея»
завоевала серебро и бронзу в номинации «Печать на бумаге и картоне»,
золото и серебро в номинации «Печать на металле и дереве» и
серебро в номинации «Открытки». Компания «Миди Принт» под руководством
президента Российской ассоциации трафаретной печати Артема Надирашвили
получила золото и бронзу в номинации «Календари» и три бронзовых
медали - в номинациях «Печать по пластикам, гибким и жестким
ПВХ», «Открытки» и «Печать на футболках и изделиях из трикотажа».
Российско-итальянская компания «Эльборг-Гласс», входящая в группу
компаний «Эльга», завоевала две бронзовых награды в номинации
«Печать на стекле и керамике». Золотой награды в номинации «Печать
на бумаге и картоне» удостоена работа, представленная двумя
уральским
и компаниями - челябинской издательской группой «РИГ Персона»
и екатеринбургской типографией «Адэкс Принт».
Церемония награждения проходила 7 июня в пресс-центре
здания Мессе Берлин. Имена победителей оглашал лично главный
исполнительный директор Fespa Найджел Стеффенс. Как заявил в
газете Fespa Daily News управляющий директор Фрейзер Честерман,
были достойно оценены и награждены высочайшие творческие достижения
в сфере трафаретной и широкоформатной цифровой печати.