НОМЕР 4 2007

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Юрий
ЗАХАРЖЕВСКИЙ


Все понимают, что дизайн - это средство создания дополнительной прибыли и способ выделиться среди конкурентов. Не зря так ценятся «креативные» дизайнеры: на самом-то деле их очень мало, в большинстве своем дизайнеры чрезвычайно консервативны. Правда, слово «консервативность» здесь следует взять в кавычки, потому что она, как правило, является следствием недостаточной квалификации. И дело не в том, что дизайнеры не знакомы с нужными программами (многие прекрасно знакомы), а в том, что они не знакомы с процессом производства изделия. Вся их «креативность» проявляется только в плоскости монитора. И, соответственно, представление о «креативности» не распространяется дальше умения создавать более или менее оригинальные изображения на этой плоскости. Разумеется, это важно, но в полиграфии надо представлять конечный результат.

ЧУВСТВО ФАКТУРЫ

В этом отношении выделяется производство упаковки. Оно заставляет дизайнера задуматься над тем, что же он делает. Волей-неволей приходится вспомнить, что дизайн (от англ. design - проектировать, конструировать) - это не просто рисование картинок при помощи компьютера, а «художественное конструирование ПРЕДМЕТОВ, интерьеров; проектирование эстетического облика предметной среды». Следовательно, полиграфический дизайн - это проектирование полиграфического ИЗДЕЛИЯ (не только упаковки, но и журнала или брошюры - тоже) и предполагает знание соответствующей технологии. Когда дизайн только зарождался, автор, проектировавший, например, посуду, зачастую делал образцы своими руками. Да и сейчас дизайнер штор должен представлять себе свойства тканей (в том числе то, как они ведут себя при шитье), а ландшафтный дизайнер —знать особенности растений и свойства почвы того участка, на котором он собирается воплощать свои фантазии. По крайней мере, хороший дизайнер. Материал нужно чувствовать!

ПОКАЖИТЕ ИМ МАШИНУ!

Другими словами, дизайн - это «преодоление материала». А какой материал могут преодолевать некоторые из нынешних дизайнеров-«полиграфистов», которые печатной машины в глаза не видели и даже теоретически не знают, как она работает? Самое печальное, что некоторые не только не хотят этого знать, но и считают ниже своего достоинства интересоваться столь низкими материями: я придумал, а дальше - не моя забота. Рисовать шариковой ручкой по стеклу или сажать кипарисы под Архангельском никто не станет, а вот браться за полиграфический дизайн, не представляя процесса печати - это сколько угодно.

ЗНАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ

Просто раньше специалисты (причем высококлассные) были сконцентрированы в типографиях, а теперь типография, вывод пленок и дизайн-студия - каждый сам по себе… Сейчас, благодаря внедрению систем CТP, вывод печатных форм снова становится прерогативой полиграфического производства, что уже само по себе - огромный плюс. Но вот серьезный отдел дизайнеров и верстальщиков есть далеко не в каждой типографии.

О том, как важно знать технологию печати, если не верите мне, можете почитать у Маргулиса: это действительно профессиональный полиграфист, а не так, прогуляться вышел. Конечно, в чем-то с ним можно не соглашаться, но в целом он демонстрирует именно профессиональный подход. Просто умиляет, как этот автор радуется своим успехам по сокращению рабочего времени, которое тратится на цветокоррекцию. Почитав его книгу по Photoshop, некоторые наконец-то узнают, зачем в этой программе указывается плотность растра каждого цвета в любой указанной точке. Кстати, Маргулис, благодаря этой функции, обучил цветокоррекции одного дальтоника (!). Смеха ради, наверное, чтобы поиздеваться над слишком гордыми «специалистами».

КРЕАТИФФ

Приведу только один пример, как дизайнер может походя испортить жизнь себе, заказчику и типографии. Просто удивительно, но многие из них, при всей своей «креативности», любят большие плашки темно-синих пантонов. Папки, плакаты, обложки… Господа, это же давно стало банальностью! Но дело не только в этом: такие плашки очень трудно изготовить качественно. Нет, напечатать можно, однако сколько времени, бумаги и нервов будет потрачено! Но попробуйте только намекнуть дизайнеру на это - и вы оскорбите его в лучших чувствах. Он повернет дело так, что вы ставите под сомнение самое святое - его «креативность». И вообще лезете со свиным рылом в калашный ряд: нечего, дескать, мешать профессионалу творить.

Я не собираюсь покушаться на концепции и полет фантазии (хотя никто не докажет мне, что синяя плашка - это оригинально). Но мне кажется, проблема решается просто: если бы зарплата дизайнера зависела от прибыли компании, он бы разом нашел способ подчинить свои творческие порывы производственным условиям. И, уверяю вас, его работы от этого не стали бы менее интересными, скорее наоборот. Типографии имели бы меньше проблем, рекламные агентства - тоже. А то иной раз возникает ощущение, что РА нарочно подсовывают самые проблемные «дизайны», чтобы потом предъявить типографии претензии. Но ведь это, конечно, не так? ;)

НИЧЕГО ЛИЧНОГО

К сожалению, зарплаты дизайнерам (да и не только им) обычно начисляются по совсем другим принципам, а время работы некоторых сотрудников в компании так мало, что они при всем желании не успели бы научиться ничему серьезному. В сущности, дело тут не в конкретных личностях. Всякий нормальный человек следует по пути наименьшего сопротивления. Вырастить квалифицированного дизайнера можно, только стимулируя его активность финансовым образом. А вырастив, придется его удерживать тем же самым образом, потому что всегда найдутся желающие переманить «ценный кадр». Если же руководство не ставит целью материально стимулировать рост квалификации сотрудника, то человек и не станет особо напрягаться.

Наверное, для творческой личности будет очень скучно изучать особенности печати в той или иной типографии. Совершенно правильно. Полиграфический дизайн - тяжелое занятие, требующее усидчивости и аккуратности. А также стрессоустойчивости: если сроки печати «горят», начальство просто не даст работать спокойно. Да и клиенты не всегда попадаются адекватные. Так что если молодого человека тянет к компьютерной графике, то пусть он займется чем-нибудь веселеньким, а полиграфию оставьте в покое.

Только не думайте, что я ретроград, не признающий ничего нового. Наоборот, я очень ценю компьютерную графику и считаю, что как инструмент она стоит даже выше прежних способов рисования. А монитор - гораздо лучше полотна. И давно пора уже в галереях развешивать мониторы с компьютерными картинами. И если вы можете такие картины создавать - флаг вам в руки! Это очень хорошее занятие. Только к полиграфии оно не имеет никакого отношения.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">






























© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства