|
Алексей
Владимирович
ТАЛАЛАЕВСКИЙ
Главный специалист по допечатным процесам
«Московские учебники
и картолитография» |
ГАРТ: Алексей, при подготовке этого номера
у нас возникла достаточно неожиданная мысль: в дизайне, как
в армии, необходим четкий порядок. Захотелось обсудить это с
кем-то, кто знает об армии не понаслышке. Вы ведь достаточно
долгое время посвятили службе в вооруженных силах?
А. Т.: Да, полковник запаса,
фотография из личного дела прилагается.
Что касается порядка, то Вы, видимо, правы.
Я, например, сразу вижу по макету, работал над ним художник
или нет, хотя сам дизайном фактически никогда и не занимался.
Верстать могу, программы знаю хорошо, макет книги тоже могу
сделать, но все-таки лучше это сделает художник.
ГАРТ: Считаете экономически оправданным наличие
художников в такой компании, как ваша?
А. Т.: Конечно. Они занимаются
оформлением макета, а потом верстальщики делают книгу. Три художника
работают с книгами, есть еще отдел дизайна упаковки и другие
- по направлениям бизнеса. И везде - настоящие профессионалы.
ГАРТ: Но ведь книжный макет можно и «срисовать»?
А. Т.: Можно попытаться. Не
всегда получается. Книжный дизайн тоже надо уметь делать. Все
не так просто. Кроме самого макета есть еще обложка, иллюстрации...
Приходят и сейчас претенденты. Нацелены на
большие зарплаты. Рассказывают о знании пяти программ. А наши
художники работают обычно в одной. Но они умеют в ней работать!
Я считаю, что хорошего дизайна без художественного образования
быть не может. Нет разницы, делается он для ручного набора (а
я его еще застал) или с использованием компьютера.
Проблема в том, что сегодняшних дизайнеров
не учат основам математики. Они умеют гениально рисовать на
бумаге. А вот когда подходят к компьютеру, поначалу получается
не очень здорово. Требуются всего-то знания из шестого класса
начальной школы! Но у художников с этим сложности.
ГАРТ: А книжный дизайн сильно изменился с 90-х
гг.?
А. Т.: С точки зрения оформления
словарей и энциклопедий - конечно, в остальном - нет. Давайте
сравним две книги. Одну мы делали в 1993 г. Другая отпечатана
в прошлом году. По-моему, особой разницы не видно.
ГАРТ: Программы верстки?
А. Т.: Аналога Ventura Publisher
на нашем рынке пока нет. Листовку можно сверстать в чем угодно,
буклет в два сгиба - тоже. Но издание книг - специфическое направление.
Например, наш художник выиграл конкурс на оформление Большой
российской энциклопедии, которая в настоящий момент выпускается.
Автоматическая нумерация, генерация ссылок, изменяющиеся колонтитулы,
работа с таблицами и формулами. Да много всего, что необходимо
при допечатной подготовке нормальных книг.
ГАРТ: Но Ventura ведь больше не существует?
А. Т.: Мы продолжаем ее использовать.
Причем успешно, мне кажется. То, что в ней делается за два дня,
в InDesign занимает две недели. Только в новой версии, где частично
исправлены недостатки предыдущих, можно более или менее нормально
делать книги.
ГАРТ: Ventura ведь появилась много лет назад?
А. Т.: На нашем рынке - как
раз тогда, когда я попал в издательский бизнес. Всю свою «армейскую»
жизнь занимался проблемами автоматизации, и в результате стал
редактором одного из подразделений «Воениздата».
ГАРТ: Мы с Вами познакомились именно в эти
годы?
А. Т.: Кажется, в 1989 г.
У вас была идея создания базы данных с цветными изображениями,
а у нас - цветные планшетные сканеры.
После изучения опыта построения издательских
систем за границей стало ясно, что есть реальные перспективы
их использования. Были выделены средства под издания журналов
и книг министерства обороны. Вскоре была создана редакция «Воениздата»
по автоматизации издательских процессов, в которой появились
тогда еще первые советские персональные компьютеры EС 1841 с
жестким диском 20 Мб. Но на них уже работала Ventura! А для
построения издательской системы были заключены контракты с рядом
зарубежных фирм. Приобрели системы допечатной подготовки для
«Воениздата», журнала «Советский воин» и типографии. Персональные
компьютеры, программное обеспечение, принтеры, сканеры, фотовыводные
устройства. Все на базе РС, объединенное в сеть. В те годы это
было серьезно! Все выводные устройства - с поддержкой PostScript.
ГАРТ: А может, вместо РС надо было делать ставку
на Apple и QuarkXPress?
А. Т.: Я считаю, что тогда
был сделан правильный выбор. Quark был системой для верстки
газет. Да он и сегодня не сильно изменился. А нам нужно было
издавать книги и журналы. Сейчас у наших сотрудников, которые
занимаются обработкой иллюстраций, стоят «Макинтоши», но основная
часть работ выполняется на РС, так же, как много лет назад.
Только тогда все верстальные программы еще работали в MS DOS.
Windows был какой-нибудь версии 2.11, потом 3.0, с которой уже
можно было работать. Думаю, Вам не хуже меня известна эта ситуация:
отсутствие легальных кириллических шрифтов, программ переносов
и т. д.
Вопросы сканирования цветных иллюстраций и
цветоделения в то время чаще решались с помощью системы Crosfield,
чем на настольных издательских системах ввиду отсутствия нормальных
программ цветоделения. Хотя, конечно, цветоделители-цветокорректоры
еще очень долго существовали и активно использовались уже во
времена торжества настольных издательских систем. Они и сейчас
кое-где еще используются.
Вакуум, создавшийся в начале 90-х, был определяющим
элементом развития нашей полиграфии. Она на некоторое время
зависла в этом состоянии. Я в 1990 г. был на drupa и имел возможность
в этом убедиться.
ГАРТ: В то время разработкой векторных шрифтов
занимались две-три компании. Все ждали нормальную версию Windows
с их поддержкой... Но теперь, вроде, все проще?
А. Т.: С тех пор проблемы
только добавились. К примеру, сейчас сделать книгу на трех языках
(немецкий, чешский и русский) сложно. Несмотря на то, что разработаны
новые шрифты и программное обеспечение. А мы еще в 92 г. делали
книгу на пяти языках. И все получалось!
ГАРТ: Такие хорошие остались воспоминания?
А. Т.: С точки зрения возможностей
систем, все было классно! Одни черно-белые верстальные мониторы
чего стоили. Я бы такой сегодня себе домой поставил. Сейчас
для допечатных процессов многие используют LCD-мониторы, но
мне они не очень нравятся.
ГАРТ: А как у Вас организована допечатная подготовка?
Система СТР есть?
А. Т.: Есть. Но это устройство,
скорее, необходимо при выпуске периодики. Многие книги переиздаются,
поэтому лучшим «устройством памяти» остаются пленки. При переиздании
меняются всего несколько страниц, и старые пленки можно использовать
многократно. Имея СТР, никто не будет хранить формы даже год.
А запись спусков на CD или DVD не гарантирует, что через 3–4
года вы сумеете их прочитать, ведь устройства и форматы записи
меняются. Пример из личного опыта: еще 5 лет назад записанные
на модные тогда магнитооптические устройства макеты книг в настоящее
время практически не читаются. То же самое можно сказать о CD-дисках.
А пленки, сделанные 10 лет назад, и сейчас без проблем можно
использовать.