|
Владимир
ЧАЙКА
дизайнер |
|
Сергей
Иванович
СЕРОВ
«Академия
Графического
дизайна»
Ученый секретарь |
ГАРТ: Владимир, раз в год мы выпускаем номер,
посвященный дизайну и бизнесу. По крайней мере в одном из этих
вопросов Вы разбираетесь очень хорошо. Хотелось бы узнать Ваше
мнение о качестве сегодняшних дизайнерских работ. Нам кажется,
что на российском рынке произошел некоторый качественный переход…
В. Ч.: И количественный! Например, наружной
рекламы в Москве стало столько, что уже архитектуры не видно.
Вот пройдитесь по центру города: увидите только рекламные щиты
и баннеры. А ведь за ними - здания. Причем какие! Архитектура
- это не бумага, там посложнее: объемы, сроки, ответственность.
И люди все это сдюжили! А наш брат-дизайнер теперь все это засиживает
своим «креативом» под шелест «зелени».
Вот Вам Милан - центр дизайна. Он совершенно
чист. Цивилизация не позволяет использовать архитектурные памятники
для рекламы. А во что превратилась Москва? По шесть одинаковых
реклам на одном здании. Кому это «на фиг» нужно? Хотя, если
говорить о качестве этой продукции - да, оно стало выше - тут
Вы правы.
ГАРТ: Как Вы думаете, за счет чего?
В. Ч.: Вчерашняя тотальная компьютерная безграмотность
давно уже превратилась во всеобщую грамотность. Теперь любой
пользователь персонального компьютера может легко войти в профессию,
даже не имея за спиной образования и многих лет упражнений в
композиции, рисовании, живописи. Это факт. Рекламная форма сегодня
идет «не от гармонии, а от технологии».
Ну, и полиграфия, конечно, выше всяких похвал.
Я вижу многое, что печатается в типографии «Линия График». Потрясает,
как выросли возможности. Еще 10 лет назад мы и мечтать не могли
о том, что сегодня стало нормой. Думаю, что качество нисколько
не ниже, чем у ведущих зарубежных типографий. Но дизайн - пока
другой…
ГАРТ: Сергей Иванович, а вы как считаете?
С. С.: Конечно, технологии развиваются и многое
становится проще. В начале 90-х за компьютерами сидели только
верстальщики. Теперь - практически все. Каждая домохозяйка знает
про шрифты и пункты. Но при этом никакой революции в дизайне
я не вижу. Ремесленная планка, конечно, поднялась, а настоящих
дизайнеров очень мало.
ГАРТ: Интересно, а по общей массе мозга в дизайнерском
коммьюнити наша страна существенно проигрывает европейским центрам
дизайна?
С. С.: У нас, конечно, этой самой массы исторически
меньше.
В. Ч.: С другой стороны, музыка, балет и некоторые
другие искусства демонстрируют, что таланты на нашей почве произрастают
обильно.
В Эпоху Возрождения художников в Европе было
1 на 100 тыс. человек. Предположим, в XVIII веке их стало в
10 раз больше. Сегодня людей, которые имеют отношение к дизайну
одежды, мебели, интерьеров, полиграфической продукции и т. п.
- огромное число (в смысле доли). Кто-то из них закончил «правильную»
школу. Папа, скажем, дал денег на ВШГД или «Строгановку» - повезло
человеку. Другие - извините, как умеют - сдирают, откуда смогут.
Имитируют.
ГАРТ: Между произведением искусства и его имитацией
существует огромная разница.
В. Ч.: С развитием технологий она становится
гораздо менее заметной. Ее могут определить только профи. Это
как на соревнованиях по фигурному катанию - сначала надо сдать
«школу», и этого зрителю не показывают! Заказчик, как и простой
зритель, не понимает, правильно ли выполнены фигуры. Это естественно
- он имеет право не разбираться в тонкостях. А за красоту (и
пользу!) он платит!!!
ГАРТ: И все-таки, создается впечатление, что
за последние несколько лет с этой самой «школой» в нашей стране
стало значительно лучше. Похоже, в мозгах дизайнеров что-то
изменилось.
В. Ч.: Мозги действительно меняются. Основная
причина - сетевые агентства, которые нанимают менеджеров и обучают
работать по западным требованиям. Дизайнеры подбираются так
же. Им объясняют, куда нужно тянуться, как делать. Не получается
- теряешь работу. Получается - повышение в зарплате и должности.
ГАРТ: Нормальный западный коммерческий подход.
В. Ч.: Да. Такая глобализация, возможно, идет
на пользу нашему рынку. Появляются дизайнеры, которые имеют
амбиции. Участвуют в различных конкурсах: и здесь, и там. Рынок
развивается.
С. С.: Мне кажется, именно коммерциализация
приводит к тому, что мы практически не выигрываем призов на
международных конкурсах! Креативный уровень работ очень низок.
В. Ч.: Но амбиции-то есть!
ГАРТ: Интересно, а что, раньше у молодых не
было амбиций?
В. Ч.: Наше поколение 60-х было воспитано на
других идеалах. В нас заложили совесть. Вымирающие романтики
дизайна. Сегодня жизнь требует совершенно другого, сугубо коммерческого
подхода. Молодые люди рвутся в лидеры, берут на себя ответственность
- нравственные ориентиры у них другие. Но и дизайн другой!
С. С.: Мне кажется, есть разница между бизнесом
и дизайн-сообществом. Вот эту тему можно было бы обсудить. Я
бы определил сообщество в виде некоего мозга. У мозга есть мозжечок,
который и определяет идеалы и принципы работы.
При этом есть люди, которые имеют очень высокий
потенциал, но в сетевых структурах не работают. Просто потому,
что хороших людей гораздо больше, чем хороших структур.
ГАРТ: Кстати, Владимир, а к Вам сетевые рекламные
агентства за услугами не обращаются?
В. Ч.: В этот клуб мы не входим. И счастливы.
Тут - разделение территорий.
И это к лучшему. Если актер поснимался в сериалах
пару лет - он потерян для настоящего кино. Не потому, что не
талантлив, а потому, что попса не так безобидна, как кажется!
Кем быть? В какую касту стремишься? Похоже, наша каста - коммерчески
неуспешных мечтателей...
ГАРТ: Как-то грустно…
В. Ч.: Земля - есть некоторая единая система.
Через некоторое время исчезнут природные ресурсы, которые мы
активно добываем и используем.
Я вот делал сегодня зарядку на крыше и видел
облако смога над центром Москвы. И мы, дизайнеры, это облако
успешно вспениваем. Citius, Altius, Fortius. Капитализм на дворе.
Все проплачено!
ГАРТ: Наверное, имеет смысл делить весь дизайн
на «прикладной», где заказчик имеет некоторые договоренности
со спонсорами, которые не могут нарушаться, и «фундаментальный».
Последний сетевиками практически не востребован.
В. Ч.: Да нет тут разделения на прикладной
и фундаментальный дизайн! Все проще. Дизайнер должен Решать
проблему, а не декорировать ее. Возьмем, к примеру, одежду.
Зачем у рубашек все еще есть воротнички? Мужчины продолжают
носить галстуки. А зачем? Да, есть, конечно, протокольные мероприятия.
Но на фиг все эти детали в нормальной жизни?! Генная инженерия,
нанотехнологии, экспедиции на другие планеты... —при этом одежда
остается настолько консервативной, что диву даешься.
ГАРТ: Свободное, ничем не ограниченное творчество
- это, конечно, хорошо. Но пока все эти возможности не будут
востребованы заказчиками, ничего не получится.
С. С.: Правильно, адекватных заказчиков нужно
еще воспитать - они же не с Луны прилетают. Кстати, Володя,
у тебя за последние годы число заказчиков выросло?
В. Ч.: Нет, как раз сократилось. Мы работаем
со «своими» - в основном с художниками, архитекторами, с теми,
кто «включен» и понимает, что дизайн - это Культура и разделяет
ответственность за это. Нелепый слоган на фоне «импортного»
оформления результата не даст. Продавайте качественный продукт!
Когда к нам приходит человек, который этого не хочет понимать,
мы отказываемся от заказа.
Работаем сейчас Центром Современного Искусства.
Хуже клиента я не встречал! Более жесткую цензуру вообще сложно
вообразить. «Этого спонсора - крупнее, этого - с логотипом,
этого - без...» Административный восторг!!! Хуже совка в расцвете.
Дают техзадание художнику: «Холст, масло, кисть. Рамочка разрешается
трохи хай-тек» (смеется). Я сомневаюсь, что мы будем работать
с этим клиентом в следующий раз.
Гораздо проще работать с российским производителем,
условно говоря, «стульев». Да, возможно, продукция не самая
лучшая и уже хочется предложить начать с дизайна самих «стульев».
Но с ними легче! Мы рисуем все, что нужно, снимаем и делаем
дизайн.
ГАРТ: Тоже, в общем-то, вполне прикладная задача…
В. Ч.: Я бы сказал, что есть некий обобщенный
дизайн и есть Дизайн. Например, великие музыканты бизнесом особенно
не занимаются, зарабатывая при этом (между делом) достаточно
большие деньги. Эта ситуация очень похожа на нашу. Мне кажется,
что бизнес - это очень просто: делай лучше, работай больше.
Деньги придут.
ГАРТ: Сергей Иванович, а как дела в Академии
графического дизайна?
С. С.: Все хорошо. Я не буду позиционировать
ее в качестве мозжечка (смеется), скорее, это хранение очага.
Есть такое ощущение, что позитивные изменения от нашей деятельности
и от деятельности других образовательных структур пока еще не
наступили.
То, что происходит в Высшей академической школе
графического дизайна, организованной десять лет назад Академией,
никак не зависит от того, есть там бизнес в дизайне или нет.
Преподаватели продолжают передавать свои знания. И им реально
есть, что передать. Есть, что посеять. Когда взойдут эти зерна,
пока непонятно, но сеют их люди, которые имеют необходимый потенциал
и понимание профессии.
В рамках Академии мы проводим летние и зимние
школы, на которые съезжаются дизайнеры из самых разных, часто
далеких городов нашей страны. И когда общаешься с ними - понимаешь,
что дизайн-сообщество у нас все-таки есть.
ФРАГМЕНТ НАБРОСКА. АВТОР: В. ЧАЙКА