|
Антон
ЧАЗОВ
«Итрако»
Ведущий менеджер
(СПб)
|
ГАРТ: Антон, как Вы оцениваете результаты
прошедшего 2006 г. и перспективы текущего с точки зрения продаж
оборудования?
А. Ч.: Прошлый год никаких неожиданностей не
принес, все сложилось, как и было запланировано. Рынок самоклеящейся
этикетки спокойно и планомерно развивался, что было видно как
по потреблению материалов, так и по устанавливаемому оборудованию.
В текущем году мы также не ожидаем ничего экстраординарного
- по крайней мере, никаких предпосылок для сверхбыстрого развития
какого-либо сегмента узкорулонной печати нет.
ГАРТ: Какие установки 2006 г. были наиболее
интересными?
А. Ч.: В прошлом году мы установили в России
и Украине несколько машин из американской линейки Nilpeter FB-Line.
Несмотря на некоторое опасение со стороны персонала типографий
(новая и «сырая» техника), в эксплуатации машины показали себя
очень хорошо. Даже в простых конфигурациях все они нашли свой
рынок и успешно работают. Также была установлена очередная платформная
машина Nilpeter MO-3300 Servo, в сложной конфигурации, уникальной
для рынка СНГ.
А в начале этого года при участии нашей сервисной
службы специалисты завода Nilpeter установили и сдали в эксплуатацию
новую (не только для рынка СНГ и стран Балтии) машину Nilpeter
FA-4. Практически не охвачена вниманием осталась только серия
сервоприводных машин Nilpeter, но, думаю, и это не за горами...
ГАРТ: А вообще, каковы основные тенденции этикеточного
рынка? Какое оборудование востребовано сейчас и что будет происходить
в дальнейшем?
А. Ч.: Сложно сказать, куда движется этикетка
в целом, но общая тенденция на сегодня - выбор специализации.
Очень мало осталось типографий, которые печатают «все». Подавляющее
большинство имеют очень четкую специализацию: «водочники», «пищевики»,
«парфюмеры» и т. д. Отсюда и требования к машинам - набор опций
подбирается под конкретный рынок и под структуру заказов типографии.
Мне кажется, что в дальнейшем такое разделение труда будет становиться
все четче, и это позволит каждой типографии стать более профессиональной
в сегменте, который был выбран как приоритетный.
Исключение - крупные типографии, имеющие в
парке оборудования более пяти печатных машин. Они могут позволить
себе содержать несколько машин под разные продукты - и под технологически
простую этикетку, и под сложную «элитную» продукцию.
ГАРТ: Сложные конфигурации востребованы или
пока клиенты предпочитают простые?
А. Ч.: Кто-то сказал: «На вкус и цвет фломастеры
разные». Нет одинаковых конфигураций машин и нет машин «простых».
Мы уже давно переросли этикетку «4 + УФ лак», на сегодня машина
без каких-либо хитрых опций скорее нонсенс, чем правило. Конечно,
есть продукция, не требующая дополнительных технологических
ухищрений (и, как следствие, усложнения машин), но основная
масса этикеток довольно сложна. Большинство наших клиентов заказывают
машины специализированные: не сверхсложные, но оснащенные под
ту продукцию, которую планируют производить или уже производят.
Есть также клиенты, которые дают техническое задание на разработку
специальных устройств именно под их заказы. Несмотря на сложность,
такие проекты очень интересны. Наверное, этот процесс можно
назвать не усложнением, а, опять же, специализацией.
ГАРТ: Антон, а есть ли противостояние узкорулонных
флексо, высокой и офсетной технологий в печати этикеток?
А. Ч.: Не соглашусь с термином «противостояние»
- каждый вид печати востребован в свое время и в своем сегменте.
Перспектива развития есть у всех видов, ну, может, за исключением
высокой печати - в этом противоборстве офсет явно будет доминировать.
В остальном, преимущество получат производители, которые смогут
использовать плюсы каждого вида печати.
У нас есть клиенты, успешно использующие комбинации
всех видов печати, хотя несколько лет назад все говорили, что
офсет вытеснит флексо с рынка этикетки. Противостояние сохранилось
только среди производителей машин, которые приводят разные умозрительные
доводы в защиту той или иной технологии. А что касается числа
машин на рынке СНГ и стран Балтии, то офсет, конечно, будет
развиваться несколько активнее - сегодня таких машин установлено
очень мало, а спрос уже формируется. Кстати, появляется спрос
и на цифровую печать этикетки.
ГАРТ: А в каких секторах требуется наличие
секций трафаретной и глубокой печати? И насколько они востребованы
покупателями узкорулонных машин?
А. Ч.: Сейчас уже редко встретишь этикетку
без трафаретной печати. Возможности по использованию кроющих
красок на прозрачных и металлизированных материалах востребованы
практически на всех видах этикеток. А с учетом стоимости оборудования,
значительно снизившейся в последние годы, эта технология стала
доступной практически всем типографиям.
С глубокой печатью сложнее, поскольку и хотелось
бы использовать возможности технологии, но кого-то не устраивает
время изготовления форм и их цена, кого-то - стоимость оборудования.
Для печати металлизированными красками и нанесения специальных
составов это, пожалуй, лучшая технология, но изготовление форм
в пределах недель и стоимость в сотни тысяч евро за секцию,
конечно, значительно сдерживают развитие.
ГАРТ: Во всем мире говорят о переходе этикеточного
производства с листового на узкорулонное оборудование. Эта тенденция
характерна для пост-советского пространства?
А. Ч.: Безусловно. Учитывая развитие этикетирующих
аппаратов, появление новых материалов, несомненно, будущее за
самоклейкой. Есть и другие интересные технологии, например,
термоусадочные и «ввариваемые» (in-mould) этикетки для пластиковой
тары. «Сухая» или листовая технология не умрет окончательно,
как пророчили несколько лет назад, но будет очень серьезно потеснена.
Судите сами: самый традиционный для нее сегмент - пивная этикетка,
с огромными объемами этикетирования - уже постепенно оснащается
более технологичной и простой самоклейкой. В России, например,
уже пять-шесть сортов пива этикетируется только самоклейкой
(причем весьма и весьма сложной технологически).
ГАРТ: Антон, скажите, в России уже достаточно
узкорулонных машин?
А. Ч.: Учитывая, что потребление этикетки в
нашей стране в несколько раз ниже, чем в Европе, а поставляемые
товары этикетированы «европейской» этикеткой (производится она
в Польше, Чехии, Германии и Дании, а также в странах Балтии),
машин еще недостаточно. Рынок стран СНГ тоже очень актуален,
поскольку на территорию бывшего СССР в год ввозится до 15–20
машин и, судя по всему, этот показатель пока уменьшаться не
собирается.