НОМЕР 3 2007

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Марат
БАТЫРКАЕВ

«Контур плюс»
Генеральный
директор

ГАРТ: Марат, на рынке ходит очень много слухов о будущем вашей компании. Говорят, что она продана?

М. Б.: На момент нашей с Вами беседы эти слухи истине не соответствуют. Я могу подтвердить, что завершены переговоры с крупнейшим мировым производителем этикетки - CCL, но говорить о том, что компания продана, пока рано.

Основные вопросы решены, теперь готовятся документы. При этом важно, что продается некая доля, а не 100% компании. Другими словами, создается совместное предприятие. Пока. Представители CCL посмотрели на компании, работающие на российском рынке этикетки, и выбрали нас. Наверное, еще рекомендации наших зарубежных партнеров сыграли свою роль.

ГАРТ: А кто выступил инициатором, вы или они?

М. Б.: Мог бы сказать, что история умалчивает, но на самом деле желание было обоюдным. Для CCL важно выйти на российский рынок, для нас - на новый виток развития бизнеса, не только в смысле иностранных инвестиций, но и с точки зрения технологии и расширения сотрудничества с западными заказчиками этикетки.

ГАРТ: Интересно, почему была выбрана именно ваша компания?

М. Б.: Мы - единственные, кто имеет профессиональные производственные площадки и в Москве, и в СПб. Преимущества понятны: близость к основным заказчикам и возможность оперативно допечатать тираж, если клиенту это понадобится. В пик сезона крупные заказчики могут «столкнуться» со своими большими тиражами в одном месте и в один час, но в нашем случае они имеют некую страховку. Вероятность того, что на второй площадке произошла такая же ситуация, весьма низка. Мы успеем.

Кроме того, снижается вероятность форс-мажорных ситуаций. Ну, Вы понимаете, о чем я говорю.

ГАРТ: Но серьезные заказчики, как правило, страхуются, заказывая этикетку у нескольких поставщиков.

М. Б.: Кто-то из крупных клиентов старается делить свой объем между несколькими производителями этикетки, кто-то отдает все одному. Системы как таковой нет.

ГАРТ: Если вспомнить, то 10 лет назад было всего пять крупных производителей этикетки. Они так и остались лидерами. Почему?

М. Б.: Да, состав известной всем пятерки за эти годы не изменился. Но стать лидером очень непросто. Когда рынок бурно развивался, можно было стартовать быстро. Сегодня это уже невозможно.

Вопрос в том, что сегодня требуется не просто купить оборудование - нужно создать бизнес. Необходимо гарантированное развитие, поступательное движение предприятия. Нужна история успеха работы с серьезными заказчиками. Люди, клиенты, контроль качества, производственные площади... А это деньги. Для западной компании некоторые моменты немного проще. Для локальной, которая начинает с нуля, все это - проблемы. Но и западные компании, которые приходят на наш рынок, не всегда становятся крупными игроками. Взять тот же Skanem. Они привезли сюда старое оборудование из Европы, но не смогли подобрать правильных людей, менталитет здесь совершенно другой...

ГАРТ: Но оборудование, даже если оно не самое новое, все равно ориентировано на конкретных клиентов, с которыми они работают в Европе?

М. Б.: Отличие крупных этикеточных типографий заключается в том, что у нас нет машин, ориентированных на конкретного клиента. Оборудование - универсальное, на нем можно печатать любую продукцию.

ГАРТ: Но обычно под определенные задачи берутся соответствующие машины?

М. Б.: Да, согласен, печатные машины покупаются под задачи. Но это универсальные модели. У нас нет машин, которые «заточены» только под P&G или только под Henkel. На всех линиях делаются самые разнообразные работы.

ГАРТ: И никто другой выйти на этот рынок не сможет?

М. Б.: Я не думаю, что это будет просто. Если серьезный заказчик приходит сегодня на производство и видит одну или две печатные машины, то он даже разговаривать с такой типографией не станет. Если только, конечно, не должен по каким-то договоренностям стать «градообразующим» клиентом. Малые мощности типографии - всегда большой риск для заказчика. А вдруг там «встретятся» два больших заказа разных клиентов? И для типографии заказчик, чья доля составляет 80% от объема производства, является опасностью.

Кроме того, клиенты сегодня предъявляют самые высокие требования к качеству продукции. 100% контроль качества означает контроль каждой этикетки. А это инвестиции и в оборудование, и в персонал, и в организацию производства. Новый игрок на рынке будет создавать у себя такую инфраструктуру несколько лет. Реально.

У нас достаточно большой штат сотрудников ОТК и существенная нагрузка по зарплатам, а ведь эти люди ничего не производят. Плюс инвестиции в лабораторию и контрольно-измерительное оборудование, контроль документооборота, разработка инструкций, определяющих требования, при выполнении которых можно получить прогнозируемый результат, контроль соблюдения этих требований и параметров…

Все должно быть целесообразным. Для начинающей типографии решение этих задач будет стоить неоправданных денег. А цена этикетки сегодня такова, что если раньше расчет возврата инвестиций строился исходя из 2–3 лет, то сегодня - это лет 5–6.

ГАРТ: Имеются в виду инвестиции в оборудование?

М. Б.: Не только, потому что если одновременно с покупкой оборудования не вложить деньги в инфраструктуру предприятия, просто ничего не получится. Нужно заплатить за «все, что вокруг».

Например, нам, чтобы построить современные производственные площадки и в Москве, и в СПб, потребовались очень существенные инвестиции. Важна ведь не только планировка производственных помещений. Мы строили здания, используя современные материалы и технологии - это снижает энергоемкость производства, а значит, повышает конкурентоспособность. Есть система подготовки воздуха, а значит, стабильность качества, меньше пыли…

Кстати, в конце мая как раз планируется переезд московского производства на новую площадку.

ГАРТ: Далеко от Москвы?

М. Б.: Не очень, всего 15 км. Сотрудников к месту работы будут доставлять наши автобусы. Конечно, определенные сложности возникнуть могут, но мне кажется, все получится.

ГАРТ: А площадь большая?

М. Б.: Она составляет 4,5 тыс. м2.

ГАРТ: Но это очень много по околомосковским масштабам!

М. Б.: Это нормально для нас с точки зрения перспективы. На сегодняшний день идут перестановки в первой пятерке производителей этикетки. Я считаю, что сегодня у нас второе место. А лидеры прошлых лет переместились на третьи-четвертые места.

Надо четко понимать: чтобы компания гарантированно выполнила обязательства перед всеми клиентами, она должна располагать избыточными производственными мощностями. Все-таки наш рынок имеет явно выраженную сезонность.

ГАРТ: Есть разные виды продукции. Например, «раскрывающиеся» этикетки. Не возникает мыслей о покупке специализированного оборудования?

М. Б.: В Европе, после ее объединения, всю фармацевтическую, парфюмерную и ряд других видов продукции принято снабжать аннотациями на всех языках. Проблема в том, что на обычной этикетке они просто не уместятся. Именно поэтому там этикетки-буклеты имеют большую популярность. У нас ситуация несколько иная. Мне кажется, этот рынок будет, но объем его не станет самым большим. Мы расширяем возможности существующего оборудования для производства «буклетов», но покупать специализированную машину для этого не планируем. Зачем, если она будет простаивать 90% времени?

ГАРТ: Давайте поговорим о Gallus и Nilpeter. Ваши конкуренты из пятерки самых крупных производителей этикетки отдают предпочтение разным машинам?

М. Б.: На мой взгляд, это сила привычки. Я не знаю, с чем это сравнить. Кто-то любит Mercedes, кто-то - BMW. Но для нормальной типографии глупо покупать машины-одноклассники, то те, то другие. Ведь это запчасти, комплектующие, персонал. В чем смысл? Неразумно.

Общение с любым поставщиком и выбор того или иного оборудования есть некоторый компромисс: цена-сервис, решаемые задачи, надежность, срок службы… Это все, видимо, понимают. Нет идеала или совершенства в этом мире. Но «Гейдельберг СНГ» работает настолько хорошо, насколько можно работать в нашей стране. Нас все вполне устраивает.

ГАРТ: Известно, что у вашей компании есть тесные связи с поставщиком самоклеящихся материалов Fasson.

М. Б.: Мы работаем и на материалах Raflatac. Вопрос очень простой - экономическая эффективность и доступность конкретного продукта.

Специфика нашего сегмента, высококачественной этикетки, состоит в том, что «простой» полуглянцевой самоклейки по площади у нас перерабатывается всего 30%. Остальной объем составляют различные пленки и специальные бумаги. В абсолютном исчислении объем бумаги все равно растет, но в относительном - сокращается.

ГАРТ: Интересно, а как Вы оцениваете перспективы рынка самоклеящейся этикетки?

М. Б.: По согласованным данным поставщиков и производителей в 2006 г. объем потребления составил не менее 245–250 млн м2 самоклеящихся материалов. Ожидаемый рост в 2007 г. - 20%.

Объяснение простое: в 2001 г. 100 евро были деньгами. Сегодня это уже не совсем деньги. Их стоимость существенно сократилась. Но, с точки зрения самоклейки, стоимость м2 осталась той же. И производители, которые раньше считали самоклейку дорогой, сегодня могут в полной мере оценить ее преимущества по сравнению с «сухой» этикеткой, сохраняя баланс между стоимостью упаковки и продукта. И конечно развитие гипермаркетов, привело к огромному росту логистических (короткоживущих, от прилавка до кассы) термоэтикеток. С этим и связан рост.

В России потребляется всего 1,7–1,8 м2 на человека в год. Это в 4–5 раз меньше, чем в развитых странах. У нас есть еще куда и кому…

ГАРТ: Расскажите про термоусадочную этикетку.

М. Б.: Скажем так, к ее производству мы только готовимся. В рамках совместного предприятия такое подразделение будет, ведь CCL владеет еще и крупнейшим европейским производителем термоусадочной этикетки (рукавов). Совместно мы заканчиваем подготовку производственного участка термоусадки на нашей новой территории. Это не самый простой продукт, но мы будем его производить.

ГАРТ: Каким из способов?

М. Б.: Скорее всего, на комбинированных машинах. Основным способом печати станет офсетная, в комбинации с флексо.

ГАРТ: Но считается, что флексографские краски для этого не совсем подходят.

М. Б.: Если речь идет о «простых» красках для бумаги, то возможно. Но есть и специальные - для печати термоусадочных этикеток. Они вполне справляются, но и стоят существенно дороже.

ГАРТ: Почему тогда такой странный ажиотаж, который длится уже года четыре? И почему основной объем термоусадки по-прежнему импортируется?

М. Б.: В термоусадке важна не только печать, но и все остальные стадии производства - резка, склейка. Важны условия производства. В противном случае получается много брака… и сразу нет прибыли и интереса.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




























































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства