|
Михаил
КУВШИНОВ
«Нисса Центрум»
Директор
по стратегии
и маркетингу
|
|
Алексей РАЗУМОВСКИЙ
«Нисса Центрум»
Директор
по развитию
|
ГАРТ: Михаил, как Вы оцениваете перспективы
рынка СТР в этом году?
М. К.: Если в прошлом году их было продано
немногим более ста, то в этом будет установлено несколько больше.
Скажем, 120.
ГАРТ: Поделитесь своими соображениями о том,
как будут в дальнейшем соотноситься доли термальных и фиолетовых
систем?
М. К.: Я считаю, что обе технологии имеют свою
рыночную нишу и будут продолжать жить. Отличие в том, что это
ниши разной емкости. Доля термальных СТР должна составлять около
70% и в денежном исчислении, и в потреблении пластин. Это не
мое личное мнение, а мировой опыт.
Но в нашей стране рынок по сравнению со Штатами
или Японией «бедный», поэтому пока сохраняется приблизительный
паритет в числе установок. В ценовом выражении термальные устройства
составляют существенно большую долю. Например, сейчас мы монтируем
линию длиной 27 м. Естественно, такие системы оказываются дороже.
По той же причине в нашей стране сохраняются мировые тенденции
по объемам продаж пластин. Термальных продается значительно
больше, чем фиолетовых. Ведь на самом деле выбор технологии
- это выбор пластин.
ГАРТ: Но есть, например, вполне благополучные
европейские страны, где ситуация американской не соответствует.
М. К.: Правильно, Европа стартовала раньше.
Когда в США и Японии СТР еще никто не покупал, а термальных
систем вообще не было, в Европе уже продавались зеленые. Даже
Creo выпускала зеленый аппарат Platesetter. Многим оказалось
легче перейти на фиолет, чем на термал.
Что касается нас, то я с уважением отношусь
к компании ECRM, фиолетовые системы СТР которой мы поставляем.
Они имеют интересное соотношение цена–возможности, располагаясь
при этом внизу ценового сегмента. К сожалению, мы не имеем достаточно
ресурсов, прежде всего людских, чтобы ориентировать всех потенциальных
клиентов на эту технику, поэтому ECRM мы продаем не одни. А
вот заказчик на термальную крупноформатную систему и более редок,
и имеет более высокий экономический потенциал. Усилия по продаже
в обоих случаях идентичны, чего нельзя сказать о сумме сделки.
Если говорить о малоформатных CТP, то в термале
есть преимущество, связанное с использованием беспроцессных,
то есть не требующих проявления после экспонирования, пластин.
Предположим, можно создать беспроцессную технологию и для фиолета,
но готовую форму еще надо будет как-то донести и поставить в
печатную машину, чтобы она не засветилась.
ГАРТ: С этим нельзя не согласиться. Скажите,
а сколько у вас на сегодняшний день установок термальных систем
СТР, в которых используются только беспроцессные пластины?
М. К.: Три. И мы продаем сегодня несколько
тыс. м2 беспроцессных пластин.
А. Р.: На самом деле, уже четыре, но число
запросов от потенциальных покупателей очень велико.
ГАРТ: Интересно, сколько «беспроцессных» клиентов
будет к концу 2007 г.?
А. Р.: Я думаю, 20–30. Правда, с учетом всех
рынков, на которых мы работаем - не только российского.
Проблема заключается в том, что сегодня на
рынке есть только поставляемые «Ниссой» пластины Kodak ThermalDirect.
Других беспроцессных - нет. И когда появятся аналогичные или
похожие пластины FujiFilm, мы не знаем. А нет пластин - нет
конкуренции.
М. К.: Причем основной вопрос здесь не в технологии.
Главное - цена беспроцессных пластин, которая выше, чем у обычных
термальных. Когда альтернативные пластины станут доступны, нам
будет легче. Мы ведем переговоры с компанией Kodak на предмет
снижения цены. Надеюсь, получится. И количество беспроцессных
установок СТР к концу года зависит, конечно, в первую очередь
от этого фактора.
ГАРТ: Каким, по Вашему мнению, должно быть
потребление пластин в типографии, чтобы ей стоило задуматься
о приобретении СТР?
М. К.: Все зависит от того, где она располагается.
Если в Москве, то много. Скажем, 800–900 м2. Если это региональная
российская типография, то может быть существенно меньше.
А. Р.: Для больших коммерческих типографий
сегодня становится актуальной проблема замены или дополнения
имеющихся систем СТР в связи с ростом бизнеса. Есть клиенты,
которые приобретали СТР, имея полуформатные печатные машины.
После этого купили машину полного формата, и теперь им необходима
новая система. Мы неоднократно ставили CТP Kodak «поверх» более
ранних установок и фиолетовых, и термальных СТР других производителей,
в том числе ведущих.
ГАРТ: Существует много мнений по поводу соотношения
надежности термальных систем различных производителей и надежности
термала и фиолета.
А. Р.: Я хочу сказать, что надежность диодов
во всех термальных системах СТР находится в диапазоне от 3 до
10 тыс. часов.
ГАРТ: Не великоват разброс? Конкуренты говорят
о том, что можно поставить термальную систему и «забыть» о ней.
А. Р.: Естественно, все зависит от загрузки.
Если типография конкурента выводит на термальной системе 400
м2 форм в месяц, а наша 2–3 тыс., то разница есть. А бывают
странные установки, где аппараты в несколько раз превышают по
производительности возможности печатного оборудования.
М. К.: База «Ниссы» насчитывает более 100 установленных
систем СТР. Возраст многих - уже достаточно солидный. Они работают.
Да, мы меняли экспонирующие головки и не скрываем этого. Когда
у наших конкурентов база станет такой же, задайте им этот вопрос
еще раз. Нам ответ на него известен уже сейчас. А у тех, чьи
системы на рынке несколько лет, есть опыт, только хвастаться
они не спешат - по понятным причинам.
Заметьте, у конкурентных устройств при аналогичной
скорости и мощности экспонирующей системы КПД меньше, и существенно
больше энергии уходит «в отход». Значит, нагрузка на диоды выше,
и выйдут они из строя раньше.
А. Р.: Когда человек покупает, например, автомобиль,
он в любом случае рискует. Может спалить движок.
ГАРТ: Понятно, можно провести еще более простую
аналогию - с жестким диском для компьютера. Здесь как повезет...
А. Р.: Да. И мне, например, никто не верит,
что я проехал на своем автомобиле 256 тыс. км. А ведь проехал!
Если серьезно, то мы искренне считаем, что
наши СТР превосходят машины конкурентов по всем параметрам,
включая надежность. И, заметьте, надежность всей системы не
есть надежность одного узла - головки, как надежность автомобиля
не сводится только к надежности двигателя. И именно уровень
надежности устройств Kodak позволяет им оставаться самыми популярными
CТP и в России, и в мире. Я полагаю, что главный вопрос не в
том, как часто система ломается, а в том, как быстро поставщик
решает проблемы.
М. К.: Мы, кстати, готовы предложить клиентам
варианты страховки от рисков, если что-то случится с устройством.
ГАРТ: Еще ходят слухи о том, что перенастройка
на другие пластины является секретной операцией, доступной только
сервисному инженеру поставщика.
А. Р.: В этом смысле наши системы более открыты.
Для оператора СТР такая перестройка - обычная процедура. Список
пластин в свободном доступе на сайте Kodak. Для сравнения -
у Screen уже год «не доходят руки» подправить софт датчика,
чтобы работал с пластиной Kodak SwordUltra, ни одна из пластин
Kodak не сертифицирована для AGFA Avalon, а FujiFilm вообще
не сертифицировал ни одной чужой пластины для своих фиолетовых
аппаратов.
М. К.: Знаете, когда конкуренты на форумах
начинают говорить о закрытости, всегда находятся наши клиенты,
которым есть что возразить. Потому что работают они с теми пластинами,
которые считают выгодными. Иногда нашими, иногда - нет. Попробуйте
найти владельца СТР FujiFilm, который использует «не родные»
пластины!
ГАРТ: А что сегодня интереснее для компании
«Нисса», продажа пластин для СТР или самих устройств?
М. К.: С точки зрения бизнеса и то, и другое
- вещи сравнимые. Проблема в том, что по организации они несколько
отличаются друг от друга.
ГАРТ: Вы же теперь поставляете пластины одного
из крупнейших производителей. Трудно было выходить на рынок?
Инвестиции, складские запасы, прогнозирование потребления...
Деньги, в конце концов?
М. К.: Объем продаж - более 500 тыс. м2 СТР-пластин
в год. Как Вы считаете, справляемся?
ГАРТ: Если так, то справляетесь.
А. Р.: Мы столкнулись с перечисленными Вами
проблемами, но решили их. И решаем даже в случаях форс-мажорных
ситуаций. Работаем с крупнейшими клиентами, объемы потребления
которых составляют до 15 тыс. м2.
ГАРТ: Ну, такой, видимо, только один?
А. Р.: Такой - да, но представьте, сколько
поставщиков вокруг него «вертится»!
М. К.: Мы существенно оптимизировали и сократили
ассортимент расходных материалов, которые ранее поставляла «Нисса».
В частности, отказались от аналоговых пластин просто потому,
что неинтересно.
ГАРТ: У Kodak лучшие пластины для СТР?
М. К.: Я бы ни на какие другие их не поменял,
даже если бы тоже предложили эксклюзив.
А. Р.: Надо добавить, что разработки продолжают
все три крупнейших производителя. Нынешнее состояние не стоит
рассматривать как финальное. Пройдет еще полгода, и могут появиться
новые продукты, но в настоящее время Kodak, безусловно, самый
сильный игрок на мировом рынке.
ГАРТ: А фиолет?
А. Р.: Удивительно, что при обилии статей про
преимущества фиолетовой технологии, термал продолжает лидировать.
Я считаю, что технология, использующая серебросодержащие пластины,
никаких перспектив сегодня не имеет. Фиолетовые фотополимерные
- возможно…
М. К.: Мне кажется, заметная доля поставок
СТР для этой технологии придется на крепкие, достаточно большие
региональные типографии. В тех типографиях, которые считают
себя лидерами, будут установлены СТР, использующие термальную
технологию. Кто-то воспользуется возможностями беспроцессной
термальной. Где-то будет фиолет.
ГАРТ: А что же придется на не самые крепкие?
М. К.: Метод проб и ошибок. Есть, например,
одна региональная типография, которая приобрела фиолетовую систему
СТР фирмы (censored). Так возможностей диагональной приводки
на их печатной машине не хватает, чтобы компенсировать разброс
на печатных формах! Интерес к недорогим решениям падает, и это
устойчивая тенденция.