|
Руслан
ОСТРОВСКИЙ
Print Space
Коммерческий
директор |
ГАРТ: Руслан, расскажите, как дела. Что хорошего?
Р. О.: Вот, перечитал перед встречей интервью,
которое давал вашему изданию пять лет назад. Приятно осознавать,
что Print Space до сих пор занимается тем же, выступает в том
же качестве. Даже на нашем, не самом стабильном, рынке есть
определенное постоянство.
ГАРТ: Тем не менее, концепция типографии со
времени нашего предыдущего интервью существенно изменилась.
Р. О.: Да, тогда мы только установили машину
полного формата и новое послепечатное оборудование, рассчитывали
заняться периодикой. Но прежде пришлось перестроить бизнес -
начинали-то мы с малоформатных машин. Потребовался год, чтобы
перестроить производственные процессы, клиентскую службу, изменить
систему ценообразования. При этом открыли для себя много новых
интересных направлений. Параллельно «охладели» к теме журналов.
ГАРТ: И что дальше?
Р. О.: Мы выбрали другую стратегию - решили
строить промышленное производство рекламнокоммерческой продукции.
Для этого принципиально отказались от нескольких неосновных
направлений деятельности. Например, раньше в составе типографии
работала своя дизайнстудия - не убыточная, но и не привносящая
существенной доли в оборот. Дизайнеры и сейчас располагаются
в этом же здании, но работают уже под собственной торговой маркой.
ГАРТ: Но ведь допечатной подготовкой типография
продолжает заниматься?
Р. О.: Да, у нас есть свое препресс-бюро. Если
необходимо, мы поможем сверстать макет и «профессиональными
руками» подготовим его к печати. Но если, например, звонит банк
и говорит, что он устраивает «тендер на дизайн и печать календаря»,
мы совершенно спокойно перенаправляем его в студию. Дизайн -
вещь, которую сложно прогнозировать. Например, был случай, когда
собственный каталог наши дизайнеры подписали в печать за день
до открытия выставки «Дизайн и реклама», в которой принимали
участие.
ГАРТ: Просто знали, видимо, что вы успеете?
Р. О.: Ну, мы и успели - к третьему дню выставки.
Каталог сложный, с клапанами на обложке. Вот первые два дня
и сидели на стенде без рекламных материалов... Дизайн никак
не вписывался в наше представление о стратегии развития компании.
Пришлось от этого направления избавиться. Тогда же по схожим
причинам мы отказались и от направления «сувениры», несмотря
на то, что были хорошие связи с зарубежными фабриками. Одним
словом, полностью сконцентрировались на полиграфии.
Вообще, конечно, мечта - узкоспециализированное
производство, в основе которого современная высокопроизводительная
машина за несколько миллионов евро и несколько человек обслуживающего
персонала. Но если речь идет о реальном полиграфическом производстве,
то приходится, с одной стороны, поддерживать современный уровень
печатного оборудования и, с другой стороны, инвестировать в
развитие послепечатных технологий, позволяющих оказывать, в
том числе, уникальные технологически сложные услуги. Есть разные
идеи, над реализацией которых мы работаем.
Если говорить о печатных машинах, то в свое
время мы избавились от малоформатных Speedmaster 52–1 и 52–4
и приобрели еще один SM 102. Полуформатный Roland 204 поменяли
на Heidelberg Speedmaster SM 74, который сейчас тоже выставлен
на продажу. Вместо него уже заказан еще один SM 102. То есть,
мы планомерно переходим именно к промышленному производству,
все больше перемещаемся в нишу средних и больших тиражей. Не
потому, что не можем печатать короткие - просто нашим заказчикам
нужны именно такие. В качестве примера: нам в два часа дня присылают
файлы, на следующий день мы сдаем первую часть тиража, то есть
полмиллиона А3 с двумя фальцами, на второй день - еще 700 тыс.
И это еженедельный заказ, на который дается чуть более двух
суток.
Или звонит постоянный заказчик и говорит, что
выкладывает на ftp буклет. Тираж 2 млн экземпляров. Сдавать
- через неделю…
ГАРТ: Но теперь у вас будет три полноформатных
Speedmaster.
Р. О.: Да, причем все машины SM, чтобы не возникало
соблазна «вылезти» на рынок упаковки. Ведь тогда необходимо
будет заново отлаживать все процессы, начиная от поставок картона
и заканчивая профессиональной отделкой. Выполняем, конечно,
какие-то отдельные заказы по просьбе постоянных клиентов, но
работать на этом рынке профессионально мы пока не планируем.
ГАРТ: И все-таки, с покупкой еще одной печатной
машины вы станете одной из крупнейших коммерческих типографий
в России. Не возникнет ли проблем с загрузкой?
Р. О.: На мой взгляд, проблема с загрузкой
- это когда очередь по печати простирается на 3–3,5 недели вперед,
что делает невозможным нормальное обслуживание даже постоянных
клиентов. Мы проходили это, например, в 2005 г., когда одновременно
в производстве в конкретный момент времени могло находиться
более 300 заказов. В 2006 г. уже было намного спокойнее, даже
в «календарный» сезон.
Кроме того, мы - один из ключевых игроков на
рынке материалов для производства календарей. В прошлом году,
например, отпечатали около 2 млн блоков для квартальников. С
учетом начала этого года продано практически все. И до сих пор
есть продажи, но в конце апреля остатки уже придется утилизировать,
начнем готовить коллекцию 2008 г.
Кстати, увеличившийся парк печатного оборудования
привел к уменьшению «сторонних» заказов на послепечатную отделку.
Зато наши «рекорды» по прошлому году - 67 тыс. настенных перекидных,
60 тыс. «квартальников» и 320 тыс. настольных перекидных календарей
«под ключ» в одном заказе.
ГАРТ: Видимо, у вас теперь самые большие мощности
по сборке?
Р. О.: Если говорить о коммерческих типографиях,
то, видимо, да. В прошлом году добавилась еще и горизонтальная
линия подборки календарей (15 станций, формат 50х70 см). Мощности
по навивке тоже увеличили. Избавились от одной из имевшихся
у нас полуавтоматических машин и приобрели вместо нее автомат,
который работает с самым широким диапазоном пружин (в том числе
до 1 дюйма), а также профессиональный автоматический перфоратор.
ГАРТ: Интересно, кто делает именно профессиональные
перфораторы?
Р. О.: Kugler-Womako. Мы давно присматривались
к этому производителю. И, наконец, с последней выставки Ipex
уехали с заключенным контрактом на поставку. Автомат для навивки
взяли в другой фирме - итальянской. Он был в два раза дешевле.
Причем это уже четвертый навивочный автомат этого производителя
в нашем производстве.
ГАРТ: Теперь из послепечатного оборудования
есть, видимо, все?
Р. О.: У нас сегодня четыре фальцевальные машины.
Самая свежая, Stahl 78, имеет опцию оконной перфорации. Есть
фальцевальные машины с опциями склейки. Четыре резальные машины,
две линии ВШРА.
Пока есть узкое место, связанное с бесшвейным
скреплением. Автоматической линии нет, есть простой Muller Martini
Amigo. Недавно нам предложили по случаю очень хорошую линию
Muller из Англии. Все устраивало: 12 станций самонаклада, отличная
производительность, очень хорошее состояние, но мы, походив
с рулеткой по цеху, поняли, что здание нужно было строить побольше.
ГАРТ: Пришлось в свое время строиться?
Р. О.: Сначала занимались реконструкцией существующих
арендуемых зданий. А полтора года назад построили на территории
ВДНХ новый современный цех. Сейчас только производство занимает
около 2,5 тыс. м2. Плюс еще склады офисные помещения...
ГАРТ: Интересно, все оборудование покупаете
новое?
Р. О.: Не все. Недавно приобрели в Европе трехтонный
грузовик Mercedes с высоким кунгом и подъемником. Неновый. Из
«тяжелого» полиграфического оборудования, фактически, неновым
покупался только Speedmaster SM 74. Оборудование должно работать.
Если необходимо - работать круглосуточно в течение многих лет.
Опять же, предоставляя сотруднику типографии человеческие условия
работы, можно с него требовать. Просто объяснить, что у него
достойная зарплата, что он работает на самом современном, лучшем
в своем классе, новом оборудовании. И сколько в пересчете на
Мерседесы S–класса стоит станок, который его кормит. Хотя, если
честно, самому не всегда понятно, по какому критерию производитель
«придумывает» ценник на свое оборудование.
ГАРТ: Несмотря на это, вы делаете ставку на
дорогие высокопроизводительные машины?
Р. О.: На данном этапе мы можем себе позволить
выбирать профессиональное современное оборудование.
В свое время мы приобрели комплекс итальянских
полуавтоматических машин для производства твердых обложек и
начали заниматься папками с кольцевыми механизмами - малыми
и средними тиражами. Со временем набрались опыта, закрепились
на этом рынке, обросли серьезными заказчиками. В том числе,
заинтересованными в серьезных промышленных тиражах, которые
они были вынуждены импортировать из-за рубежа. Стало понятно,
что пора покупать автомат. Попытка решить этот вопрос «подешевле»
закончилась ничем. Привезенная специально под нас машина после
двух недель инсталляции так нормально и не заработала.
Мы потеряли еще полгода, и в итоге получили
профессиональный немецкий крышкоделательный автомат. Он стоил
существенно дороже, но это компенсировалось компактностью, степенью
автоматизации и производительностью. И он начал реально работать
к концу второго дня инсталляции. На реально заявленной скорости
60 папок в минуту. Кстати, в ближайшее время из Германии ожидаем
еще один автомат - для биговки и установки кольцевых механизмов.
Очень даже полезная штука для тиражей в десятки и сотни тыс.
экз.
ГАРТ: Видимо, кроме вас в Москве с таким заказом
и обратиться не к кому?
Р. О.: Может, кто-нибудь и возьмется, но я
таких не знаю. Есть компании, которые занимаются папками для
ритейла, для магазинов. Но мы как-то давно пытались договориться
с ними, и из этого ничего не получилось.
Покупка автоматического оборудования сегодня
вполне оправдана, потому что зарплаты в Москве растут высокими
темпами, дорожают аренда, коммунальные платежи. И в данный момент
важнее не стоимость оборудования, а его надежность, производительность,
занимаемая площадь и количество обслуживающего персонала.
ГАРТ: Раз уж заговорили об автоматизации, давайте
затронем и тему СТР.
Р. О.: У нас две термальные системы. Сначала
купили одну, но стало понятно, что ее производительности не
хватает. Она, правда, круглосуточно не работала. Но мы все-таки
заказали вторую. По иронии судьбы в разгар сезона у первой «умерла
голова», вторая же в тот момент только приближалась к таможне.
Ситуация создалась крайне неприятная.
ГАРТ: А фотовывод вы оставили?
Р. О.: Да, конечно. У нас ведь есть линия трафаретной
печати. Но когда возникла проблема, мы попробовали обратиться
в близлежащую типографию, которая оказывает услуги по выводу
форм на своем СТР. Они узнали наши объемы и отказались. В общем,
пришлось поволноваться.
Однако, несмотря ни на что, мы уже успели оценить
плюсы использования СТРтехнологии. Изменилась логика прохождения
заказов, исчезли проблемы с качеством пластин, уменьшилось время
приладки... Клиенту же предоставляется распечатка с широкоформатного
принтера, которую он может проверить.
ГАРТ: А вообще, любите осваивать новые технологии,
экспериментировать?
Р. О.: Новые технологии далеко не всегда подразумевают
эксклюзив. В нашем понимании - это способ повышения эффективности
производства и снижения трудозатрат на изготовление конечного
продукта. Если честно, я предпочитаю обычные заказы. Пусть с
плашками, с выборочным лаком, но обычные. Не может промышленная
типография печатать все с одинаковым качеством, а потом «биться»
над определенным заказом, совершая какие-то немыслимые подвиги.
В производственной цепочке задействовано слишком много людей,
которые могут влиять на результат.
Нет, к дизайнерам у меня отношение вполне уважительное,
но когда слышишь слова «эксклюзив» или «годовой отчет», то ни
о каких скидках речи идти не может, даже если это самый хороший
заказчик. Максимум, что мы можем пообещать - не делать надбавок.
ГАРТ: Кстати, ценообразование - вопрос довольно
актуальный.
Р. О.: Цена, в первую очередь, должна быть
обоснованной. Разумный торг возможен, но к нему нужно относиться
с некоторой долей юмора. Конечно, у грамотного клиента достаточно
механизмов, чтобы проверить адекватность предложенной ему цены,
особенно, если изделие типовое. При этом, полиграфия уже давно
превратилась в достаточно тяжелый и не самый прибыльный бизнес.
Найти баланс интересов заказчика и типографии - главная задача
при построении и взвешенной системы ценообразования и схемы
финансовых отношений с конкретным клиентом.
Интересный прецедент в свое время случился
с магнитами на холодильники. Когда мы только начинали развивать
это направление, к нам приходил серьезный заказчик, который
регулярно заказывал огромные тиражи. Наша цена оказалась лучшей
- она была всего в два раза выше той, которую клиент платил
за границей. На самом деле, это непросто - определить цену для
«условно-бесконечного» тиража (речь шла о партиях в десятки
млн шт.) И именно открытые доверительные отношения с заказчиком
помогли нам выстроить нормальную конкурентоспособную ценовую
стратегию по данному продукту.
ГАРТ: С магнитами, видимо, та же самая ситуация:
отпечатать недолго, но потом проблемы с ламинированием, кашированием
и высечкой?
Р. О.: Если технология отработана и есть все
необходимое оборудование, проблемы не возникают. Кстати, когда
приобретали большой автоматический ламинатор, изначально предполагалось,
что мы будем брать на отделку тиражи от других типографий. Потом
оказалось, что выгоднее печатать у себя, и можно необходимый
поток заказов организовать. Карманные календари, лайнеры для
папок, заготовки для бумажных пакетов, обложки, магниты… Сегодня
на счетчике у ламинатора более 17 млн листов.
ГАРТ: Есть еще какие-то планы по развитию?
Р. О.: Обязательно. И по уже отработанным направлениям,
и по новым для нас продуктам.
Развитие происходит поразному. По мере необходимости,
например. Появился постоянный заказчик, которому нужна печать
буклетов и впечатывание в них почтовых адресов. Сначала купили
специальный настольный струйный принтер. Когда тиражи выросли,
а на изделии помимо адреса появился переменный штрих-код, пришлось
покупать скоростную профессиональную линию по персонализации,
качество печати которой гарантирует 100% считываемость штрих-кода
при реальной производительности более 35 тыс. экз. в час.
Другой вариант развития - предугадать возможный
спрос и подготовиться технологически, путем покупки новых устройств
или расширения возможностей имеющихся. А еще, как ни странно,
даже сейчас есть ниши, которые можно занять с минимальными вложениями
в дополнительное оборудование. Нужно просто четко продумать
структуру предложения, отработать технологию, выработать грамотную
ценовую политику и своевременно проинформировать клиентов, заинтересованных
в данном продукте в нужных производителю тиражах. Собственно,
мы так и делаем.