ЗА ТРИ КОПЕЙКИ!
Есть такая стандартная, клишированная фраза:
«Мы делаем все возможное для удовлетворения потребностей наших
клиентов». И все так к ней привыкли, что и вопросов никаких
не возникает. Но, если задуматься, получается, что не так все
просто. Потому что клиенты у всех разные, а потребности у них
одинаковые, причем две. Одна - больше и лучше, а другая - за
меньшие деньги. И приходится выбирать, в каком направлении развивать
это «все возможное» в рамках своего бизнеса. Причем необходимо
соблюдать некий баланс, потому что работа под лозунгом «За три
копейки» - это, как правило, путь в никуда.
Читаешь иногда Интернет - и просто удивляешься.
Ну, вот, например: крупнейшая российская сеть розничной торговли
хочет продать или заложить 50% своих площадей. Ну, все бывает…
Странно другое: полученные деньги планируется инвестировать
в дальнейшее развитие сети (!!!). Хотя, еще более странно то,
что основным владельцем этой сети является одна из крупнейших
российских финансовых компаний. И где же она была, когда создавались
все эти магазины, площади которых теперь собираются продать?
Нет, теперь нашелся кто-то умный и предлагает создать еще одну
компанию, на которую будут переведены все площади, которые затем
будут пересданы в аренду основной компании.
Что это за сеть? Есть такая желтая монетка
с большой цифрой 1. Все остальные цифры помельче. Те, кто интересуется
- догадаются. Создается впечатление, что стратегия низких цен
не сработала. Это как в анекдоте про то, чем кто занимается:
«А я продаю рубли по 95 копеек. Прибыль пока не считал, но оборот
сумасшедший».
Наша полиграфическая отрасль уже одной ногой
погрязла в аналогичных проблемах. Понятно, что в недорогих сетевых
магазинах три-четыре определенных и востребованных продукта
могут стоить существенно дешевле, чем в соседнем супермаркете.
Вопрос в том, насколько долго владельцы будут позволять себе
работать в минус по этим продуктам, полагая, что получают прибыль,
продавая остальные товары. Что интересно, по информации инвестиционной
компании, владеющей сетью магазинов, выручку сети в этом году
планируется увеличить вдвое. Можно предположить, что на логотипе
появится монетка с большой цифрой 2, а цены будут повышены в
два раза. Правда, настали новые времена, и рынок этого может
уже и не принять.
А ведь полиграфия - это не просто супермаркет
в оживленном месте, в который достаточно нанять кассирш, продавщиц,
грузчиков и охранников, а также установить самые низкие цены.
Тут надо еще и головой думать. Хотя, мне кажется, головой необходимо
думать в любом бизнесе.
Андрей Романов,
главный редактор