НОМЕР 12 2006

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Юрий
ЗАХАРЖЕВСКИЙ

В прошлом номере мы говорили о кадрах в полиграфии. Логичным продолжением будет обсуждение вопроса автоматизации оборудования, которая давно набрала силу в развитых странах, а теперь постепенно доходит и до России.

Автоматизация решает, как минимум, две проблемы. Она не только ускоряет работу (что в условиях усиливающейся конкуренции и давления со стороны ЦПМ стало весьма актуальным), но и уменьшает зависимость от того самого «человеческого фактора». Правда, уменьшение это имеет свою оборотную сторону: в некоторых случаях приходится нанимать более квалифицированный персонал. Но не надо думать, что это пустые траты. Во-первых, уменьшение количества рабочего времени, потраченного на производство единицы продукции, приносит непосредственную выгоду. (В некоторых случаях сокращается и число самих рабочих). Во-вторых, более квалифицированные сотрудники обычно и более ответственны. О какой серьезной корпоративной политике можно говорить, если рабочий не понимает в производстве больше, чем «подай-принеси»?

Разумеется, идеальный вариант - это автоматизация на всех участках. Но в реальной жизни средства обычно находятся далеко не на все. Как же истратить выделенный бюджет наиболее эффективно? Не претендуя на всеобъемлющий обзор, попытаюсь изложить свой взгляд на некоторые пункты.

УПРАВЛЕНИЕ РАБОЧИМИ ПРОЦЕССАМИ

Тут выбор невелик, и зависит он от марки установленных в типографии машин. Еще один довод против «зоопарка» в печатном цеху.

УПРАВЛЕНИЕ РЕДАКЦИОННЫМИ
ПРОЦЕССАМИ

Навести порядок в компьютере - проблема даже тогда, когда речь идет о ПК на рабочем месте или дома. Что говорить о редакции или рекламном агентстве, где один и тот же файл оказывается на разных компьютерах и в самых разнообразных вариантах. Добиваться дисциплины с помощью строгих приказов - практически нереально. Результатом станет только недовольство сотрудников. Поэтому программы управления на уровне редакции, издательства и т. п. - очень нужная и полезная вещь. Да, они стоят денег. Но одна-единственная ошибка при размещении рекламы может съесть всю экономию, а нервные клетки и выпавшие волосы практически не восстанавливаются.

АВТОМАТИКА НА CТP

Обычно главный вопрос заключается в том, стоит ли брать устройство с автоматической подачей пластин. Разумеется, в газетной типографии, где в некоторые периоды требуется сотня пластин в час, без автоматического устройства не обойтись. При этом в случае поломки оно не должно быть препятствием для работы в ручном режиме (это стоит обговорить с поставщиком заранее). Но вот в обычной типографии, где количество форм ограничивается сотней за смену, необходимость автоматики на этом этапе - уже большой вопрос. «Человеческий фактор» при этой простейшей операции практически не играет роли, и проблем с автоматикой может быть гораздо больше, чем с оператором, подающим пластины.

Если так уж хочется автоматизировать препресс (и есть для этого средства), то стоит подумать о другом методе упрощения производственных процессов: использовании беспроцессных пластин. У них пока два основных недостатка: невысокая тиражестойкость и высокая цена. Что касается тиражестойкости, то при небольших тиражах она уже вполне приемлемая, а при больших вопроса относительно автоматизации обычно и не возникает: слишком мало форм выводится за смену. А насчет цены… Жаль, конечно, что они пока так дороги. Но зато при их использовании не нужен проявочный процессор (значит, нужно меньше места), не нужен проявитель, меньше тратится воды и электричества, а главное - уменьшается влияние того самого «человеческого фактора», потому что процесс проявки требует квалифицированного обслуживания.

Обжиг в линию - это хорошо, но не столько тем, что процесс ускоряется, сколько тем, что лежащие горизонтально пластины менее подвержены короблению. К сожалению, обычные печи для прокаливания рассчитаны на вертикальное положение пластин (кстати, в Нижнем Новгороде нашлись умельцы, которые сделали такую печь сами, причем с горизонтальным расположением).

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПЕЧАТНЫХ МАШИН

Об этом написано много и хорошо. В общем-то, понятно, когда и зачем она нужна. Жаль только, почему-то часто упускают из виду такой важный элемент, как сканирующие денситометры или спектрофотометры с обратной связью. Эти устройства дают немедленный и очевидный эффект. Отчасти - за счет сокращения времени на приладку и значительного уменьшения количества приладочных оттисков. Отчасти же - именно за счет уменьшения «человеческого фактора». Такие системы могут даже выдавать распечатку, на которой зафиксировано, как менялась плотность краски по ходу тиража, так что если проблема с разнотоном все же была, а при печати длинного тиража произошла смена бригад, потом все равно можно выяснить, кто допустил брак. Не забалуешь!

УСТРОЙСТВО ПЕРЕВОРОТА
И АЭРАЦИИ СТОПЫ

Если такое устройство снабжено вибросталкивателем, уменьшается зависимость типографии от «рук помощника печатника». А то ведь зачастую получается, что современнейшая печатная машина (за высокую скорость печати которой были, возможно, выложены немалые деньги) простаивает полдня только потому, что в бригаде печатников некому нормально стопу на подаче уложить.

АВТОМАТИЗАЦИЯ НА РЕЗАЛЬНЫХ МАШИНАХ

Стапелеподъемники, вибросталкиватели - скромные устройства, которые, к сожалению, так редко встречаются в российских типографиях. Даже при современных печатных машинах резальщик зачастую обречен на утомительный и монотонный ручной труд. И качество работы одного может разительно отличаться от качества работы другого. Да и один человек за смену постепенно устает, и качество снижается: покидай-ка целый день центнеры бумаги! А автоматизация могла бы эту разницу уменьшить.

АВТОМАТИЗАЦИЯ НА ПОСЛЕПЕЧАТНЫХ
УСТРОЙСТВАХ (КБС, ФАЛЬЦОВКАХ)

Имеются в виду опции, позволяющие быстро перестраиваться с тиража на тираж. Соответственно, актуальны они на коротких тиражах. Недаром даже дорогие и «скорострельные» устройства для послепечатки не всегда оснащаются такой автоматикой: при длинных тиражах она не так уж и необходима.

ОНО НАМ НАДО?

В завершение хотелось бы напомнить, что полиграфия - это, прежде всего, производство. И, как во всяком производстве, субъективный фактор здесь неотделим от объективного: никакие ухищрения маркетинга и администрирования не способны избавить от проблем, которые решаются только с помощью «железа». Сколько ни пиши приказов, кукуруза за полярным кругом не вырастет. Современная техника, требующая высококвалифицированных рабочих, не только лучше сама по себе, но и создает совершенно другую корпоративную культуру на предприятии.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства