НОМЕР 11 2006

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Юрий
ЗАХАРЖЕВСКИЙ

Причин возникновения проблемы с кадрами для полиграфии несколько, и главная из них, конечно, вопрос образования. Не секрет, что от современных требований оно отстает, как бы сказать помягче… уже почти что навсегда.

КВАЛИФИКАЦИЯ

То, что в вузах и колледжах обучают по устаревшим планам - это само собой. Ну к чему, скажите, сейчас учить работе с PageMaker? Да, кое-где он еще применяется, так и «свинцовый» шрифт еще в ходу.

Но качество обучения даже по этим учебным программам часто оставляет желать лучшего. К нам както пришел устраиваться на работу выпускник полиграфического колледжа. Меня потрясло даже не то, что он ничего не знал о CТP (хотя такая техника есть буквально по соседству с его колледжем). Но человек, имеющий специальность «сменный мастер», оказывается, не имел представления о том, что такое фотоформа! Ну ладно, двоечники везде бывают. Но как он получил диплом?

Положение с профессиональным обучением плачевное, но так ли уж это трагично? В конце концов, не только у нас в стране типографии сами выращивают кадры. И не только у нас самыми ценными сотрудниками считаются те, кто сам прошел все ступени карьерного роста на реальном производстве. Проблема в том, что при современных темпах развития науки и техники практически любой (не только полиграфический) диплом через несколько лет обесценивается, если его владелец не занят постоянным самообразованием. И тут-то и возникает второй вопрос: а что, собственно, может заставить людей заниматься самообразованием, повышением квалификации?

МОТИВАЦИЯ

Часто приходится слышать, что современные работники (и выпускники вузов - в частности) не любят трудиться. Думают не о работе, а только о зарплате. Но к чему сетования по этому поводу? Все мы ходим на работу не для морального удовлетворения. «Новые» работники не хорошие и не плохие. Они, как теперь принято выражаться, «адекватные». Их поведение соответствует тому, как мы живем. А главный закон нашей жизни, к сожалению, тот самый закон джунглей, который признавали Шерхан и Табаки: «Каждый - сам за себя».

С одной стороны, работник видит, что компания стремится всячески на нем сэкономить: сократить отпуск, урезать больничный и т. п. Да и работает он зачастую даже без трудовой книжки, поэтому, если завтра с ним что-то случится, он не будет нужен никому: ни компании, ни государству. С другой стороны, с увеличением количества типографий в некоторых больших городах появилась возможность легко поменять место работы. Более того: компании еще и переманивают кадры друг у друга. Вот сотрудник и делает логичный вывод: пока я работаю на этом месте, надо брать от фирмы все. И если для этого надо пожертвовать интересами фирмы - тем хуже для нее. После этого можно сколько угодно обвинять молодежь в финансовой нечистоплотности. А с чего бы им быть чистоплотными? Если работа с помощью откатов становится в какой-то организации нормой, если результат достигается не качеством печати и не скоростью, то и сотрудники, волей-неволей, начинают задумываться о том, какой путь в жизни наиболее эффективен. И приходят к выводу, что от трудов праведных не наживешь палат каменных. А упираться на работе - зачем? Медаль все равно не дадут.

КОМАНДНЫЙ ДУХ

В общем, по части корпоративной этики нам далеко как до Америки или Европы (где, в случае чего, профсоюз поддержит или уж государство не даст умереть с голоду), так и до Японии (где человек всю жизнь работает на одну корпорацию и подъем по служебной лестнице соблазняет даже больше, чем высокая зарплата).

Знаю случай, когда хозяин американской типографии пообещал своему печатнику, что, если он доработает у него до пенсии, то получит 100 тыс. долл. Неплохая сумма, даже для США. Как вы думаете: будет этот печатник заботиться о конечном результате своей работы и о благополучии СВОЕЙ фирмы? Или только о том, как смену отстоять? Вопрос риторический.

Есть еще и организация процесса наставничества непосредственно в типографии, которая позволяет успешно решать проблему кадров, не ожидая милости от государства. Но опять же - заинтересованность. У наших рабочих очень своеобразная трудовая этика. Да, они не будут объяснять начальству, где их коллега допустил брак (сегодня он допустил, а завтра ты - «круговая порука»). Но и помогать этому коллеге он никогда не станет: это ЕГО опыт, который он зарабатывал годами. И с какой стати он должен им делиться?

Между тем, на Западе уже давно разработаны действенные методы мотивирования. Например, совет директоров Heidelberg Druckmaschinen AG предоставил своим сотрудникам возможность выкупа 5% акций… Так у рабочих будет больше общих интересов с владельцами концерна. А теперь давайте прикинем, много ли у нас в России предприятий, где человек понимает, «что за ним стоит компания»?

Конечно, можно сослаться на то, что «с волками жить - по волчьи выть» и не только отдельные компании, но и вся Россия всюду проигрывает именно по причине отсутствия солидарности. Но все же хотелось бы думать, что постепенно что-то изменится к лучшему… Нет, я не хочу сказать, что в российской полиграфии все так плохо. Если сравнивать ситуацию с тем, что было в середине 90-х, то, право же, грех жаловаться: все чаще выдается «белая» зарплата, официальные сотрудники имеют медицинскую страховку, бывает и бесплатное питание, и транспорт до работы… Но зачем все время сравнивать ситуацию с «1913-м годом»?














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства