Причин возникновения проблемы с кадрами для
полиграфии несколько, и главная из них, конечно, вопрос образования.
Не секрет, что от современных требований оно отстает, как бы
сказать помягче… уже почти что навсегда.
КВАЛИФИКАЦИЯ
То, что в вузах и колледжах обучают по устаревшим
планам - это само собой. Ну к чему, скажите, сейчас учить работе
с PageMaker? Да, кое-где он еще применяется, так и «свинцовый»
шрифт еще в ходу.
Но качество обучения даже по этим учебным программам
часто оставляет желать лучшего. К нам както пришел устраиваться
на работу выпускник полиграфического колледжа. Меня потрясло
даже не то, что он ничего не знал о CТP (хотя такая техника
есть буквально по соседству с его колледжем). Но человек, имеющий
специальность «сменный мастер», оказывается, не имел представления
о том, что такое фотоформа! Ну ладно, двоечники везде бывают.
Но как он получил диплом?
Положение с профессиональным обучением плачевное,
но так ли уж это трагично? В конце концов, не только у нас в
стране типографии сами выращивают кадры. И не только у нас самыми
ценными сотрудниками считаются те, кто сам прошел все ступени
карьерного роста на реальном производстве. Проблема в том, что
при современных темпах развития науки и техники практически
любой (не только полиграфический) диплом через несколько лет
обесценивается, если его владелец не занят постоянным самообразованием.
И тут-то и возникает второй вопрос: а что, собственно, может
заставить людей заниматься самообразованием, повышением квалификации?
МОТИВАЦИЯ
Часто приходится слышать, что современные работники
(и выпускники вузов - в частности) не любят трудиться. Думают
не о работе, а только о зарплате. Но к чему сетования по этому
поводу? Все мы ходим на работу не для морального удовлетворения.
«Новые» работники не хорошие и не плохие. Они, как теперь принято
выражаться, «адекватные». Их поведение соответствует тому, как
мы живем. А главный закон нашей жизни, к сожалению, тот самый
закон джунглей, который признавали Шерхан и Табаки: «Каждый
- сам за себя».
С одной стороны, работник видит, что компания
стремится всячески на нем сэкономить: сократить отпуск, урезать
больничный и т. п. Да и работает он зачастую даже без трудовой
книжки, поэтому, если завтра с ним что-то случится, он не будет
нужен никому: ни компании, ни государству. С другой стороны,
с увеличением количества типографий в некоторых больших городах
появилась возможность легко поменять место работы. Более того:
компании еще и переманивают кадры друг у друга. Вот сотрудник
и делает логичный вывод: пока я работаю на этом месте, надо
брать от фирмы все. И если для этого надо пожертвовать интересами
фирмы - тем хуже для нее. После этого можно сколько угодно обвинять
молодежь в финансовой нечистоплотности. А с чего бы им быть
чистоплотными? Если работа с помощью откатов становится в какой-то
организации нормой, если результат достигается не качеством
печати и не скоростью, то и сотрудники, волей-неволей, начинают
задумываться о том, какой путь в жизни наиболее эффективен.
И приходят к выводу, что от трудов праведных не наживешь палат
каменных. А упираться на работе - зачем? Медаль все равно не
дадут.
КОМАНДНЫЙ ДУХ
В общем, по части корпоративной этики нам далеко
как до Америки или Европы (где, в случае чего, профсоюз поддержит
или уж государство не даст умереть с голоду), так и до Японии
(где человек всю жизнь работает на одну корпорацию и подъем
по служебной лестнице соблазняет даже больше, чем высокая зарплата).
Знаю случай, когда хозяин американской типографии
пообещал своему печатнику, что, если он доработает у него до
пенсии, то получит 100 тыс. долл. Неплохая сумма, даже для США.
Как вы думаете: будет этот печатник заботиться о конечном результате
своей работы и о благополучии СВОЕЙ фирмы? Или только о том,
как смену отстоять? Вопрос риторический.
Есть еще и организация процесса наставничества
непосредственно в типографии, которая позволяет успешно решать
проблему кадров, не ожидая милости от государства. Но опять
же - заинтересованность. У наших рабочих очень своеобразная
трудовая этика. Да, они не будут объяснять начальству, где их
коллега допустил брак (сегодня он допустил, а завтра ты - «круговая
порука»). Но и помогать этому коллеге он никогда не станет:
это ЕГО опыт, который он зарабатывал годами. И с какой стати
он должен им делиться?
Между тем, на Западе уже давно разработаны
действенные методы мотивирования. Например, совет директоров
Heidelberg Druckmaschinen AG предоставил своим сотрудникам возможность
выкупа 5% акций… Так у рабочих будет больше общих интересов
с владельцами концерна. А теперь давайте прикинем, много ли
у нас в России предприятий, где человек понимает, «что за ним
стоит компания»?
Конечно, можно сослаться на то, что «с волками
жить - по волчьи выть» и не только отдельные компании, но и
вся Россия всюду проигрывает именно по причине отсутствия солидарности.
Но все же хотелось бы думать, что постепенно что-то изменится
к лучшему… Нет, я не хочу сказать, что в российской полиграфии
все так плохо. Если сравнивать ситуацию с тем, что было в середине
90-х, то, право же, грех жаловаться: все чаще выдается «белая»
зарплата, официальные сотрудники имеют медицинскую страховку,
бывает и бесплатное питание, и транспорт до работы… Но зачем
все время сравнивать ситуацию с «1913-м годом»?