НОМЕР 11 2006

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Ренат
ФАТТАХЕТДИНОВ

Начальник отдела
одной крупной
телекоммуникационной
компании

ГАРТ: Ренат, Вы недавно закончили бизнес-школу МВА. Телекоммуникационный бизнес сейчас на подъеме и образованию сотрудников, видимо, уделяется большое внимание?

Р. Ф.: Не уделяется. Компания обучила в МВА региональных директоров, но я думаю, что это больше PR. Я учился для себя. И за свои деньги.

ГАРТ: Не разочарованы?

Р. Ф.: Нет. Правда, иногда создавалось впечатление, что несколько рановато. Со мной учились, например, пара управляющих некрупных банков.

ГАРТ: Этот номер нашего издания посвящен кадрам в полиграфической промышленности. Вот, захотелось понять, на что способен выпускник современной бизнес-школы и может ли он взять на себя пусть не руководство предприятием, но хотя бы управление на каком-то из его уровней. Скажите, что дало Вам это обучение и смогли бы Вы теперь, скажем, стать одним из топ-менеджеров среднего по масштабам полиграфического предприятия?

Р. Ф.: Я работаю совсем в другой отрасли. Наверное, мог бы поменять сектор, но, в любом случае, никакое образование не дает готового рецепта, как работать. Поэтому перед тем, как принимать решение, я бы постарался получить детальное представление о том, что такое полиграфия.

ГАРТ: Тогда небольшое предисловие. Так получилось, что директора и владельцы многих типографий сегодня - люди, более грамотные технологически, нежели в области бизнеса. Получили когда-то самое разное высшее образование - как профильное, так и далекое от полиграфического. Они - самые главные технологи своих предприятий и на самом деле очень хорошо разбираются в производственных процессах.

Масштабы предприятий - самые разные. Обороты от 5 тыс. долл. в месяц до десятков миллионов в год.

Р. Ф.: Но если директора большинства типографий погружены в технологические проблемы, то получается, что на руководство как таковое времени у них практически не остается? Подозреваю, что это общая проблема не только полиграфической, но и многих других отраслей - руководители не успевают отслеживать финансовые потоки и не занимаются стратегическим планированием.

На самом деле, многим владельцам было бы гораздо удобнее нанять кого-то на эту должность и просто получать прибыль, принимая участие лишь в некоторых вопросах руководства.

ГАРТ: Но ведь любой хозяин беспокоится за свой бизнес.

Р. Ф.: А как он беспокоится, если у него нет времени на стратегические вопросы? Сейчас наступает момент, когда нужно четко понимать, для чего развивать предприятие: для последующей его продажи или для получения стабильного дохода.

ГАРТ: Да, в Россию приходят крупнейшие глобальные сети, и самый простой способ выхода на рынок для них - покупка действующих российских компаний. Но только единицы из руководителей сегодня признаются, что готовят свои типографии на продажу.

Р. Ф.: Тем не менее, этот момент надо для себя определить, ведь через несколько лет бизнес можетстать неконкурентоспособным вообще. Может быть, его надо срочно подготовить и продать уже через год? Я не знаю особенностей полиграфии, но бывают разные проблемы: закончится льготная аренда, выберут другого мэра и т. п.

Если возможность продажи не исключается, то надо понять, какими параметрами будет оперировать западный аудитор. Например, существуют оценки стоимости компании сходя из финансовых потоков, которые она «сгенерит» в ближайшие пять лет, прогноз оборотов, прогноз затрат… Они зависят от многих факторов, о которых нужно иметь представление.

ГАРТ: В МВА учат продавать предприятия?

Р. Ф.: Нет, этому не учат. Учат об этом подумать. Один из моих одногруппников, владелец не очень большой фирмы, специализирующейся на услугах по логистике, оценив ужесточение мер по борьбе с серым импортом понял, что через два года его бизнес «загнется». Сейчас мода на разные высокотехнологичные штучки. За счет их внедрения он значительно поднял цену своего предприятия, после чего успешно продал его. Какие «штучки» существуют в полиграфии - я не знаю, но они наверняка есть.

ГАРТ: Интересно, а чем теперь занимается тот эксвладелец логистической фирмы?

Р. Ф.: Пока он не видит ниши, где бы можно было создать новый бизнес. Просто пошел работать в одну из крупных компаний. Я считаю, это разумный подход.

ГАРТ: Выпускник МВА - в некотором роде универсальный специалист?

Р. Ф.: Это идеальное представление. Все зависит от конкретного человека и его предыдущего опыта. Многое, о чем нам рассказывали, я уже знал. Только подавалось все это, может быть, более структурировано. Тем не менее, есть вещи, которые являются общими для всех сфер бизнеса.

ГАРТ: Так на что нужно обратить внимание тем, кто продавать свое предприятие не планирует?

Р. Ф.: Один из самых важных моментов - это стратегический менеджмент. Сегодня уже нельзя планировать сбыт, как во времена Генри Форда. Надо самим формировать потребности клиентов. Для этого должны быть продуманы и правильно поделены функции сотрудников. Если у предприятия нет четко отлаженной структуры, то ничего не получится.

ГАРТ: Поверьте, у многих получается.

Р. Ф.: Видимо, пока получается. И то только потому, что у других все еще хуже. И это еще раз доказывает, что в компании необходим человек, который будет свободен от текучки и сможет заниматься вопросами развития. Ведь если директор погружен в технологию, то должен быть кто-то, кто в нужное время задаст ему правильные вопросы: а что у нас с этим и с этим?

Возьмем, к примеру, управление персоналом и мотивацию. Зачем человек работает? Деньги? Не всегда. Карьерный рост? Только один из возможных стимулов. Чтобы сложилась команда, нужно понимать, что нужно каждому конкретному работнику.

А есть еще атмосфера в коллективе. На это тоже надо обращать внимание. В случае с отделом, которым я руковожу, помогло банальное утреннее чаепитие. Пришлось отвести на него целых полчаса рабочего времени, но это реально объединило людей. Ну а параллельно обсуждались общие вопросы и проблемы.

ГАРТ: Чем еще помогают полученные знания?

Р. Ф.: Стало проще взаимодействовать.

ГАРТ: С другими выпускниками МВА?

Р. Ф.: Просто с другими людьми. С выпускниками тоже приходилось общаться, и я понимаю Вашу иронию. Действительно, встречаются полностью «отформатированные». Один, например, при обсуждении какого-то маркетингового вопроса нарисовал воронку. Потом подумал и переделал на пирамидку. (смеется) Видимо, для него это очень важно. Но если идей нет, пирамидки не помогут. Все это смешно, конечно.

ГАРТ: Смешно, как любая «калька» с западных методик.

Р. Ф.: На Западе тоже есть образование разного качества. Да и сама сфера применения этих знаний там совсем другая. А у нас в последнее время школ появилось очень много, а число нормальных преподавателей при этом, к сожалению, не увеличилось.

Кстати, интересно, что многие люди с Запада едут работать сюда. Там все уже слишком правильно.

ГАРТ: Наши компании приглашают западных менеджеров в надежде, что те смогут правильно объяснить зарубежным партнерам специфику российского бизнеса.

Р. Ф.: Мне приходилось сталкиваться с западными менеджерами. Многие из них - действительно очень грамотные люди с большим опытом работы. Есть интересные сочетания. Одна нефтяная компания (кстати, единственная, которой удалось внедрить систему ERP в запланированные сроки) пригласила работать бывшего эмигранта, который уехал в Израиль, потом в Штаты. У него было знание специфики западного бизнеса плюс умение «строить» нефтяников здесь. Ходил по коридорам, ругался матом, когда нужно.

В любом случае, готовых схем здесь нет. Хороший специалист - это «штучный продукт».














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




























































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства