РЕАЛЬНЫЙ РЫНОК IV. ХИМИЯ
Известно, что без увлажнения никакая офсетная
полиграфия невозможна. Ну, исключением является «сухой» офсет,
но это что-то из другой жизни. Нет, в России есть десяток-два
таких машин, но настоящий полиграфист пять раз подумает перед
тем, как купить такую. Ведь тост будет на Новый Год поднимать
не за что. Нет увлажнения - нет тоста.
Объем российского рынка «химии» до сих пор
никто не представлял. Мы пробовали консультироваться с одним
из уважаемых немецких ее производителей. Он предложил считать
ее как процент от потребления офсетных красок, как это вроде
бы и делается в Германии. Получались странные цифры, которые
в нормальную логику не вписывались. Скорее всего, проблема в
том, что немцы все считают в деньгах, а не в тоннах, что логично.
Но цены на химию у нас включают дополнительные расходы на доставку
и таможню, что составляет десятки процентов и делает «немецкие»
коэффициенты совершенно неработоспособными.
Вот мы и воспользовались тем, что в «Курсив»
на круглый стол приехали представители крупнейших поставщиков
расходных материалов, и после разговора об офсетных полотнах
неожиданно предложили им обсудить еще и наш рынок «химии». Ну,
той химии, которая для офсетной печати. Пока ноутбуки расчехлены,
почему бы не обсудить что-нибудь еще.
Самое интересное, что все согласились. «Химию»
логично поделили на две основных составляющих: концентраты для
увлажнения и смывки.
Мы уже рассказывали о том, что поставщики,
в составе таких уважаемых компаний, как Day International, ITG,
«Гейдельберг СНГ», «ОктоПринт», «Петр Великий», Printhouse,
«Реалайн» и «ЯМ Интернешнл» (в алфавитном порядке), без проблем
предоставили свои объемы поставок, отсутствовавшие на встрече
игроки потом также присоединились, поэтому получившиеся в результате
оценки должны быть очень близкими к текущему состоянию нашего
рынка.
ЧТО В РЕЗУЛЬТАТЕ?
Итак, если делать оценки рынка за год путем
умножения цифр за первое полугодие на два, то объем продаж концентратов
увлажнения для офсетной печати составляет 600 т в год. Объем
продаж смывок существенно больше - 1400 т. Если говорить о деньгах,
то рынки приблизительно похожи и их общий объем составляет около
5 млн евро.
Есть такая мысль, что немцы на самом деле правы.
И должны быть некие коэффициенты пересчета из потребления «химии»
в потребление краски, а квадратных метров пластин в те же метры
офсетных полотен. Правда, наши, российские, а не немецкие. Давайте
проверим. Например, по общему потреблению в денежном эквиваленте
типографии покупают офсетные пластины к офсетным полотнам в
соотношении 6/1. Если в квадратных метрах, то 100/1. Конечно,
это не самый лучший показатель с учетом наличия или отсутствия
системы СТР. Но мы попробуем в следующем номере все проверить.